Движущие силы и перспективы политической трансформации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Судя по всему, это произошло потому, что весной 2011 г. нам удалось корректно сформулировать внутреннюю логику политического процесса на стадии падения доверия населения к власти. Наши выводы мы сделали на материалах социологических исследований - прежде всего фокус-групп, которые обладают повышенными прогностическими возможностями на интервалах 6-9 месяцев. Но важно подчеркнуть, что речь шла именно о раскрытии внутренней логики процесса, а не о механической экстраполяции трендов. В докладе мы показали, что падение доверия к власти постепенно приобретает характер самоускоряющегося процесса. При этом каждое новое событие в цепи политических перемен служит катализатором других аналогичных событий, ведет к радикализации общества и способствует повышению темпа дальнейших изменений.

Файлы: 1 файл

doklad-november[1] ЦСИ.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Однако глубокий кризис 1990-х привел к сокращению численности  среднего класса и ослаблению его  социального влияния. На положении среднего класса не могло не сказаться ухудшение состояния отраслей бюджетной сферы и высокотехнологичных отраслей промышленности, включая машиностроение и ВПК. Хотя, по оценкам Н.Тихоновой (здесь и далее – ссылка на упоминавшуюся во введении монографию 2009 г.), ядро советского среднего класса в основном сохранило свою принадлежность к среднему классу в этот период, но вероятность сохранения социальных позиций у примыкавших к нему слоев составляла около 50%.

 Падение реальных  доходов населения в 1992 г. по сравнению с их уровнем в 1990 и особенно в 1991 г. было настолько глубоким, что их уровень к началу кризиса 1998-1999 гг. не восстановился. Падение реального потребления населения, как показывает ряд исследований, также имело место, хотя его масштабы были меньше масштабов падения ВВП и доходов.13 Качество среднего класса было очень невысоким: бюджетники со стабильными, но низкими и снижающимися доходами и изнашивающимися активами и представители новых форм бизнеса, в том числе торгового и криминального, с относительно высокими, но нестабильными доходами в значительной мере отличались от традиционного среднего класса в развитых странах. Потребление среднего класса в 1990-е гг. характеризовалось рядом особенностей. Практически полное отсутствие супер-, гипермаркетов, торговых сетей приводило к тому, что средний класс покупал продукты питания и одежду на оптовых рынках, в палатках, киосках и т.п.14 Отсутствие сетевых кафе и ресторанов с оптимальным для среднего класса соотношением «цена-качество» и необходимость экономить при не очень высоких и медленно растущих доходах приводили к нечастому посещению кафе и ресторанов: даже в 2000 г. представители среднего класса тратили на еду вне дома не более 2% потребительских расходов (по оценкам Росстата). Неразвитость системы услуг (финансовых, жилищных, туристических, развлекательных и т.д.), отсутствие возможности покупки услуг через интернет приводило к относительно высоким ценам на них и снижало потребление услуг средним классом.

К началу 2000-х гг. российский средний класс пришел в ослабленном состоянии. Его доля в населении, вероятно, не превышала 15%, а политическое влияние существенно ослабло по сравнению с периодом поздней перестройки.

К концу 2000-х гг. благодаря  быстрому росту уровня жизни, повышению  образовательного уровня, изменениям в структуре занятости и другим социально-экономическим процессам, средний класс превратился в одну из наиболее массовых социальных групп. Его численность достигла не менее 25% от общей численности населения, около 1/3 взрослого населения и 40% работающего населения и почти половины работающего населения крупных городов (Рис. 2.3.).

Эти цифры были получены Н.Тихоновой на основе методологии, подробно описанной в упомянутой выше монографии. Критериями для отнесения  респондента к среднему классу являлись:

  • оценка социально-профессионального статуса - критерий нефизического характера руда;
  • оценка человеческого капитала – критерий наличия по меньшей мере среднего специального образования;
  • оценка экономического статуса – критерий среднемесячных душевых доходов не ниже их медианных значений для данного типа поселения или число наименований имеющихся товаров длительного пользования не ниже медианных значений по населению в целом;
  • оценка самоидентификации своего статуса – критерий интегральной самооценки индивидом своего положения в обществе по 9-ти или 10-ти балльной шкале от 4 баллов и выше.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. Доля среднего класса

Источник: Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность. М. АльфаМ, 2009.

 

Средний класс конца 2000-х гг. разительно отличается от того, каким он был в 1990-е гг. Развитие сетевого общественного питания сделало обыденным явлением питание в кафе и ресторанах. Сетевая торговля позволила повысить качество и снизить издержки покупки одежды, обуви, товаров длительного пользования. Развитие системы разнообразных услуг привело к более частому их приобретению. Так, например, за 2000-е гг., по данным Росстата, доля расходов на услуги по организации досуга (отдых, посещение культурных мероприятий) выросла в потребительских расходах среднего класса более чем в 6 раз. Возможности использования интернет для приобретения товаров и услуг еще больше приблизили уровень потребления российского среднего класса к уровню потребления средних слоев в развитых странах.

Исследование Н.Тихоновой позволяет проследить особенности социального и имущественного положения среднего класса, которые отчетливо выделяют его на фоне других социальных групп.

В 2008 г. около 50% работающих представителей среднего класса было занято в госсекторе, 19% - на приватизированных предприятиях, 21% - на вновь созданных частных предприятиях, 11% - в кооперативах, общественных организациях и т.д. или являлись самозанятыми. В 2009 г. доля работающих в госсекторе сократилась до 46%, на приватизированных предприятиях – до 11%, на вновь созданных частных предприятиях - выросла до 23%.

Ядро среднего класса заметно превосходит  население, не принадлежащее к среднему классу, не только по уровню доходов, но и по показателям обладания автомобилями (особенно иномарками) (к концу 2000-х гг. разрыв между количеством автомобилей на 100 домашних хозяйств среднего класса в России сократился по сравнению со значением этого показателя в среднем по США до 1,9 раза), объектами недвижимости (Рис. 2.4.), а также многими видами товаров длительного пользования (Рис. 2.5.). Средний класс обладает значительно большей свободой расходования средств на текущее потребление и намного более активен в различных формах сберегательного поведения (Рис. 2.6.). Согласно фокус-группам, проводившимся нами с представителями среднего класса, основными формами долгосрочного сберегательного поведения стала покупка недвижимости, в том числе за рубежом, а также – до кризиса – покупка ценных бумаг, в том числе выпускаемых зарубежными эмитентами.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.4. Некоторые виды имущества, находящегося в собственности различных групп россиян (2008 г.)

Источник: Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность–М. : АльфаМ, 2009.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.5. Наличие ТДП в различных  социальных группах (2008 г.)

Источник: Тихонова Н.Е. Средний класс: теория и реальность–М. : АльфаМ, 2009.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.6. Характеристики финансового положения  различных групп россиян

 

Средний класс не только более образован (критерий образования  учитывался при включении респондентов в состав среднего класса), но происходит из более образованных семей (Рис. 2.7), что в целом обеспечивает ему высокий культурный багаж. Кроме того, средний класс намного более активно занимается самообразованием по сравнению с другими группами населения (Рис. 2.11.).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.7. Образование родителей

 

Средний класс существенно  превосходит другие слои по показателям  социального капитала. Благодаря  этому меньшая доля его представителей не имеет связей, позволяющих помочь в устройстве на хорошую работу, поступлении в хороший вуз, устройстве детей в хорошую школу, продвижении по карьерной лестнице, решении жилищной проблемы, обращении к хорошим врачам или устройстве в хорошую больницу (Рис. 2.8.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.8. Использование социальных связей

 

Средний класс отличает склонность к более здоровому  образу жизни (Рис. 2.9) и несравненно более высокая включенность в информационные технологии (Рис. 2.10.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.9. Здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.10. Включенность в информационные технологии

 

Отличаются предпочтения среднего класса и в духовной жизни. Гораздо больше времени, чем другие слои населения, он уделяет повышению  своего образования, интернету и  театру. Напротив, значительно меньше времени тратится на просмотр телесериалов (Рис. 2.11).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.11. Предпочтения в духовной жизни 

 

Но наиболее принципиальные в политическом плане особенности  среднего класса проявляются в ценностных и мотивационных аспектах. Для  среднего класса характерно доминирование достижительных мотиваций (Рис. 2.12.), ориентация на европейские ценности (Рис. 2.13.). Его представители в гораздо большей степени полагаются на собственные силы, ориентированы на творческие виды деятельности, хотят быть яркими индивидуальностями. В экономическом плане большинство из них категорически не заинтересовано в переделе собственности, отрицают идеи уравнительности доходов и отстаивают принцип равенства возможностей. По всем этим характеристикам они резко контрастируют с людьми, не относящимися к среднему классу (Рис. 2.14.).

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.13. Ощущают  ли близость с европейцами

 

 

Рис. 2.12. Наличие достижительных мотиваций

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.13. Ориентация на европейские ценности

 


Рис. 2.14. Ценности и мотивации

 

В результате общий уровень  модернизированности сознания и  поведения среднего класса разительно отличается от населения, не относящегося к среднему классу (Рис. 2.15). В число индикаторов, характеризующих общий индекс модернизированности респондентов, в исследовании Н.Тихоновой вошли:

  • ориентация на саморазвитие, свободу и достижения;
  • особенности мотивации к труду;
  • осознание плюрализма интересов индивидов и социальных групп и степень толерантности к этому плюрализму;
  • представление о демократической организации общества как формы организации плюрализма интересов;
  • преобладание рационально обусловленных действий, прежде всего в сфере экономических решений;
  • личная ответственность индивида за свою судьбу и внутренний локус-контроль;
  • развитие индивидуализма и нонконформизма;
  • приоритет интересов личности в дилемме личность-общество и формирование понятия прав человека.

В свою очередь при  выделении в совокупной выборке  «ядра модернистов», в нем около  половины в 2008 г. составили представители ядра среднего класса, в то время как доля лиц, не относящихся к среднему классу, оказалась менее 20% (Рис. 2.16.). Примечательно, что в 2006 г. доля лиц, не относящихся к среднему классу, была примерно в 2 раза выше. Это свидетельствует о росте социальной однородности модернистского полюса.

В свою очередь в составе  «ядра традиционалистов» доминируют представители групп, не относящихся  к среднему классу и, в особенности, к его ядру (Рис. 2.17). Налицо процесс глубокого ценностного и поведенческого размежевания, который растягивает российское общество на модернистский и традиционалистский полюса. Оба эти полюса характеризуются повышенной однородностью социальных установок и ориентируются на взаимоисключающие ценности и мотивации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.15. Степень модернизированности сознания и поведения

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.17. Ядро традиционалистов

 

 

 

 

 

Рис. 2.16. Ядро модернистов

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.17. Ядро традиционалистов

 

Потенциальные конфликты  между полюсами будут носить и  перераспределительный характер. Об этом свидетельствуют данные наших фокус-групп в Москве и в других крупных городах, а также и статистика структуры доходов населения.

По данным фокус-групп, представители городского среднего класса предъявляют повышенный спрос  на правовое государство, демонстрируют либертарианские настроения (крайнее недоверие к государству и нежелание от него зависеть) и проевропейскую ориентацию. Подобные установки слабо представлены или практически отсутствуют у других групп населения.

В отличие от других слоев  населения, средний класс слабо заинтересован в получении государственных социальных трансфертов. Например, по нашим расчетам, доля социальных выплат в доходах москвичей, большинство из которых относится к ядру среднего класса или его ближайшей периферии, составляла в 2008 г. менее 10%, а в предыдущие годы падала до 6%.

При этом у населения  России в целом свыше половины совокупных доходов приходится на социальные трансферты и заработную плату (значительная часть которой напрямую финансируется  из бюджета в виде зарплаты или опосредованно: через субсидии, государственный заказ и государственные инвестиции).

В Москве накануне кризиса  средняя доля этих источников была на треть ниже. Диаграмма на Рис. 2.18. показывает резкое снижение значимости социальных трансфертов в доходах для верхних децильных групп, к которым относится большинство представителей среднего класса. По данным Н.Тихоновой, в системе частных трансфертов ядро среднего класса выступает в роли нетто-донора, меньше получая помощи от других, но чаще оказывая ее другим группам населения.

Информация о работе Движущие силы и перспективы политической трансформации России