Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:14, реферат
Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.- С. 51.
Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. По мнению ряда авторов, гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.
Политика ряда государств
направлена на поддержание правовой
связи с соотечественниками, проживающими
за рубежом, путем предоставления им
своего гражданства, а также оставления
гражданства своим гражданам, натурализующимся
в иностранном государстве. Аналогичной
политики, за некоторыми исключениями
Исключения составляют государства, с
которыми у России действуют договоры
о предотвращении двойного гражданства,
придерживается и Россия. Так, по словам
Кутафина О.Е., «проблема российских
соотечественников в
Отдельные государства используют
двойное гражданство не столько
в целях сохранения связи со своими
гражданами, эмигрировавшими за границу,
сколько для усиления своего влияния
в дружественных государствах. При
этом государство может извлечь
пользу из деятельности и опыта своих
сохранивших гражданство
Некоторые страны, такие как
Швейцария, Греция, Хорватия, Словения
и Россия, допускают двойное гражданство,
а следовательно, и двойную лояльность,
но только в отношении своих граждан,
постоянно проживающих за границей.
Гражданам, имеющим постоянное местожительство
на территории этих государств, иметь
двойное гражданство
Таким образом, в завершение необходимо сказать, что государства по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны.
При определении курса
внутренней и внешней политики государства
в вопросах гражданства нельзя руководствоваться
положительным или
Однако при введении данного
правового института необходимо
путем заключения соответствующих
международных договоров
Заключение
В заключение проведенного исследования по рассматриваемому вопросу, возвращаясь к поставленным в работе цели и задачам, можно выделить следующее:
1. Гражданство - это правовая
принадлежность лица к данному
государству. Гражданство
2. Статья 3 Закона «О гражданстве
РФ» раскрывает понятие иного
и двойного гражданства: «
Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 62 Конституции). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Ст. 6 п. 1 ФЗ «о гражданстве РФ» поясняет, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ. приобретение двойной гражданство
3. На сегодняшний день
лояльность бипатридов
До сих пор остаются
неотрегулированными вопросы
Российское и международное законодательство несовершенно в данной сфере отношений. Институт двойного гражданства может быть отрегулирован полностью лишь при обоюдном согласии двух государств.
1.1 Понятие гражданства.
Понятие двойного гражданства.
Гражданство- это устойчивая правовая
связь физического лица с государством,
выражающаяся в совокупности и взаимных
прав, и обязанностей.
Иногда гражданством называется принадлежность
лица к государству. По мнению Боярс Ю.Р.,
гражданство- устойчивая правовая связь,
поскольку даже в случае выезда гражданина
за границу его гражданство автоматически,
как правило, не прекращается. Гражданство
регулируется внутренним законодательством
государства. Гражданство-понятие, неразрывно
связанное с государственностью.
М.В. Баглай указывает
на то, что под гражданством понимается
правовая принадлежность лица к данному
государству, т.е. признание государством
этого лица в качестве полноправного
субъекта конституционно-правовых отношений.
Состояние гражданства создает
права и обязанности для лица
не только на территории своего государства,
но и за рубежом.
В соответствии с Федеральным Законом
« О гражданстве Российской Федерации»
гражданство Российской Федерации- это
устойчивая правовая связь лица с Российской
Федерацией, выражающаяся в совокупности
их взаимных прав и обязанностей. Документом,
удостоверяющим гражданство Российской
Федерации, является паспорт гражданина
РФ или иной основной документ, содержащий
указание на гражданство лица. Виды основных
документов, удостоверяющих личность
гражданина РФ, определяются федеральным
законом.
Гражданство Российской Федерации является
единым и равным независимо от оснований
его приобретения. Проживание гражданина
РФ за пределами Российской Федерации
не прекращает его гражданства Российской
Федерации. Гражданин РФ не может быть
лишен гражданства Российской Федерации
или права изменить его. Гражданин РФ не
может быть выслан за пределы Российской
Федерации или выдан иностранному государству.
Безгражданство- это правовое состояние,
которое характеризуется отсутствием
у лица гражданства какого-либо государства.
Статья 3 Закона « О гражданстве РФ» раскрывает
понятие иного и двойного гражданства.
Иное гражданство- гражданство (подданство)
иностранного государства.
Двойное гражданство- наличие у гражданина
Российской Федерации гражданства (подданства)
иностранного государства.
Неясным остается только по сей день
конституционно-правовой статус лиц, не
являющихся гражданами Российской Федерации
(неграждан), который включает в себя статус
иностранного гражданина и лица без гражданства,
находящегося на территории Российской
Федерации. Важность правильного определения
лиц, не обладающих гражданством Российской
Федерации, обусловливается тем, что современное
законодательство содержит множество
положений, в которых одним термином охватывается
совокупность правоотношений, связанных
со статусом иностранного гражданина
и лица без гражданства.
В современном национальном и межнациональном
законодательстве для обозначения лиц,
не являющихся гражданами государства,
часто применяется определение «иностранец»,
однако, в различных источниках определения
«иностранцев» различны по своему содержанию.
Так, в Декларации о правах человека в
отношении лиц, не являющихся гражданами
страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря
1885г.), термин «иностранец» означает любое
лицо, не являющееся гражданином государства,
в котором он находится.
Соглашением о сотрудничестве пограничных
войск в сфере пограничного контроля в
пунктах пропуска через границы государств-
участников СНГ с государствами, не входящими
в Содружество (Москва 25 ноября 1998г.), термин
«иностранец» определяется как «гражданин
третьего государства, лицо без гражданства».;
Указом Президента РФ от 9 августа 1994г.
№1668 «О Федеральной миграционной программе»
установлено, что «иностранцы-граждане
иностранных государств и лица без гражданства».
В юридической литературе понятие «иностранец»
имеет неоднозначное толкование. Некоторые
авторы , например, Л.И. Галенская, трактуют
термин «иностранец» как иностранный
гражданин и лицо без гражданства. Под
иностранным гражданином Л.Н. Галенская
подразумевает лицо, которое не является
гражданином данного государства или
же не имеет гражданства какого-либо государства.
М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами
считают как иностранных граждан, так
и лиц без гражданства.
А.А. Рубанов под
иностранцами подразумевает всех лиц,
находящихся на территории какого-либо
государства, не являющихся его гражданами
и состоящими в гражданстве другого
государства.
По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем
является « лицо, имеющее постоянную политическую,
экономическую и правовую связь с государством
своего гражданства и находящееся во временной
экономической и правовой связи с другими
государствами».
В данном случае напрашивается вывод,
как замечает Кобец П.Н. (сотрудник ВНИИ
МВД России), что постоянно проживающих
в РФ иностранцев нельзя относить к этой
категории, т.к. их экономическая и правовая
связь с родным государством очень условна.
При рассмотрении вопроса о правовом
статусе иностранных граждан и лиц без
гражданства в РФ, учитывая многообразие
общественных отношений, в которых участвуют
иностранные граждане и лица без гражданства,
их правовой статус включает конституционный,
гражданско-правовой, административно-правовой,
уголовно-правовой и иные аспекты, которые
находятся в системном единстве и следовательно,
могут быть выделены условно- теоретически.
С учетом этого можно заключить, что правовой
статус иностранных граждан и лиц без
гражданства в РФ определяется внутренним
законодательством Российской Федерации,
международными договорами бывшего СССР
с зарубежными государствами, а ныне РФ,
а также иными актами международного права.
В Законе Амурской области « О пребывании
иностранного гражданина на территории
области» определено, что иностранные
граждане (иностранцы)- лица, не являющиеся
гражданами Российской Федерации и имеющие
доказательства своей принадлежности
к гражданству иностранного государства.
Аналогичные формулировки, приравнивающие
термины «иностранный гражданин» и «иностранцы»
встречаются в законах Амурской области,
Алтайского края, Республики Башкортостан,
Красноярского края.
В настоящее время созрела необходимость
определения законодательно термина,
определяющего статус лица, не обладающего
гражданством Российской Федерации. При
этом правовое состояние, в котором такое
лицо находится, можно определить как
состояние « вне гражданства», а лица,
которые находятся в таком состоянии,
являются « негражданами».
Такая классификация определения лиц
как граждан Российской Федерации и неграждан,
может компенсировать вакуум терминологии,
существующий в законодательстве. К сожалению,
в действующем законодательстве России
такая терминология не востребована. Так,
в п.2 ст.2 ФЗ от 25 июля 2002г. « О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации» содержится такая формулировка:
« … понятие «иностранный гражданин»
включает в себя понятие «лицо без гражданства»
за исключением случаев, когда федеральным
законом для лиц без гражданства устанавливаются
специальные правила, отличающиеся от
правил, установленных для иностранных
граждан».
Таким образом, законодатель делает попытку
определения интегрированного статуса
«неграждан». Поэтому в целях исключения
многозначности понятия «иностранец»
целесообразно, по мнению А.С. Кручинина,
применение в российском законодательстве
единого термина, связанного с обобщением
понятий «иностранный гражданин» и « лицо
без гражданства», такого, как «негражданин».
Данное понятие возможно трансформировать
из международных договоров. Так, в Европейской
Конвенции о гражданстве ETS №166 (Страсбург,
6 ноября 1997г.) и Международной Конвенции
о ликвидации всех форм расовой дискриминации
(Нью-Йорк, 7 марта 1966г.) наравне с понятиями
«граждане» и « лица без гражданства употребляется
понятие « неграждане». Можно отметить,
что понятие «неграждане» уже начало внедряться
в лексикон законодателя. Так, в Постановлении
Государственной Думы ФС РФ от 24 февраля
1995г. №555-1 ГД « О гуманном отношении к нуждам
населения Абхазии», Постановлении Государственной
Думы ФС РФ от 14 октября 2003г. №4441-III ГД «
О заявлении Государственной Думы Федерального
Собрания РФ» « В связи с грубыми нарушениями
в Латвийской Республике прав человека
и прав национальных меньшинств»; Постановлении
Правительства Российской Федерации от
4 января 2002г. №; « О порядке въезда в Российскую
Федерацию и выезда из Российской Федерации
лиц без гражданства, состоявших в гражданстве
СССР и проживающих в Латвийской Республике,
Литовской Республике и Эстонской Республике»,
термин « неграждане» был применен в соответствующем
значении, однако до сих пор он применяется
лишь в отдельных документах и не имеет
применения в Законах Российской Федерации.
Кручинин А.С. (консультант
Комитета по законности, вопросам власти
и общественных связей Московской Думы)
считает, что для российского
законодателя перспективной возможностью
является выделение самостоятельного
понятия, определяющего в целом
иностранных граждан и лиц
без гражданства и дающего
возможность осуществления
1.2Нормативно-правовое регулирование
вопросов двойного гражданства в Российской
Федерации
Основными документами, регулирующими
вопросы гражданства в Российской Федерации
являются:
-Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон « О гражданстве Российской
Федерации»
- Постановление ВС РФ « О Декларации
прав и свобод человека и гражданина».
Статья 6 Конституции РФ гласит: « Гражданство
Российской Федерации приобретается и
прекращается в соответствии с Федеральным
Законом. Является единым и равным независимо
от оснований приобретения.
Каждый гражданин Российской Федерации
обладает на ее территории всеми правами
и свободами, и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией РФ.
Гражданин Российской Федерации не может
быть лишен своего гражданства или права
изменить его».
Гражданин Российской Федерации может
иметь гражданство иностранного государства
- двойное гражданство (ст.62 Конституции
РФ). При этом гражданин РФ, имеющий иное
гражданство (гражданство или подданство
иностранного государства), рассматривается
Российской Федерацией только как гражданин
РФ, за исключением случаев, предусмотренных
международным договором Российской Федерации
или федеральным законом.
Постановление Верховного Совета Российской
Федерации « О Декларации прав и свобод
человека и гражданина» в статье 5 указывает
на то, что :
1) каждый имеет право на приобретение
и прекращение гражданства в соответствии
с законом РСФСР.
2) Гражданин РСФСР не может быть лишен
гражданства Российской Федерации или
выслан за ее пределы.
3) Гражданин РСФСР не может быть выдан
другому государству иначе как на основании
закона или международного договора РСФСР
или СССР.
4) Российская Федерация гарантирует
своим гражданам защиту и покровительство
за ее пределами.
По поводу двойного гражданства ст.6 п.1
ФЗ « О гражданстве Российской Федерации»
поясняет, что гражданин Российской Федерации,
имеющий также иное гражданство, рассматривается
Российской Федерацией только как гражданин
Российской Федерации, за исключением
случаев, предусмотренных международным
договором РФ или федеральным законом.
Заключение или расторжение брака между
гражданами Российской Федерации и лицом,
не имеющим гражданства Российской Федерации,
не влечет за собой изменение гражданства
указанных лиц. (ст.8 ФЗ РФ)
Изменение гражданства одним из супругов
не влечет за собой гражданства другого
супруга. Также и расторжение брака не
влечет за собой изменение гражданства
родившихся в этом браке или усыновленных
(удочеренных) супругами детей.
Вопросы гражданства детей отрегулированы
в ст. 9 ФЗ РФ и указывают на то, что гражданство
ребенка при приобретении или прекращении
гражданства Российской Федерации одним
из его родителей либо обоими его родителями
сохраняется или изменяется в соответствии
с настоящим ФЗ РФ.