Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:14, реферат
Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.- С. 51.
Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. По мнению ряда авторов, гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.
Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 62 Конституции). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Ст. 6 п. 1 ФЗ «о гражданстве РФ» поясняет, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ.
3. На сегодняшний
день лояльность бипатридов
До сих пор остаются неотрегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени.
2. Двойное гражданство и многогражданство
Часть 1 статьи 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.
Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
1) если такую возможность
предусматривает федеральный
2) если это предусмотрено международным договором РФ.
Упоминание в Конституции
федерального закона означает, что
решение вопроса двойного гражданства
в других законодательных актах
недопустимо. Согласно Ст. 3 Закона о
гражданстве российскому
Признание в соответствии
с Конституцией двойного гражданства
российских граждан лишь в указанных,
строго ограниченных случаях означает,
что общий принцип, по которому за
лицом, состоящим в гражданстве
Российской Федерации, не признается принадлежность
к гражданству другого
Гражданин иностранного государства
при приобретении гражданства РФ
может сохранить гражданство
своей страны (обязательного отказа
от иностранного гражданства, при получении
российского, не требуется). Но в России,
в соответствии с нашим законодательством,
будет рассматриваться только как
российский гражданин. Двойное гражданство
будет за ним признано в России,
лишь если с иностранным государством,
гражданином которого он является,
имеется соответствующий
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным обязательствами с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих.
Несмотря на то, что факт
двойного гражданства не умаляет
прав и свобод российского гражданина
и не освобождает его от обязанностей,
вытекающих из российского гражданства,
ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным
законом или международным
В ч. 3 Ст. 62 Конституции РФ определяет правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Правовое положение
Иностранными гражданами призна
Существуют определенные принципы проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации:
o равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий;
o предоставление иностранным гражданам прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб безопасности и интересам Российской Федерации, правам, свободам и законным интересам граждан РФ;
o обязанность уважения и неукоснительного соблюдения Конституции РФ, как высшего источника права в нашей стране.
В случае несоблюдения данных
принципов, а также условий пребывания
на территории РФ, иностранный гражданин
может подвергнутся административному
взысканию, предупреждению или штрафу,
а за злостное нарушение может
наступить уголовная
Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов РФ:
1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
2) если это необходимо для охраны здоровья или нравственности граждан РФ или других лиц;
3) если он грубо нарушил законодательство РФ о правовом положении иностранных граждан на территории РФ, а также валютное, таможенное или иное российское законодательство.
Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Как уже упоминалось ранее, исходя из Ст.15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, и Ст. 7 Закона о гражданстве, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц, поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми
нормами международного права Конституция
закрепляет приравнивание иностранных
граждан и лиц без гражданства
в отношении их прав и обязанностей
к российским гражданам, т.е. устанавливает
для данных лиц национальный режим.
Согласно ч. 3 Ст. 62 Конституции принцип
приравнивания действует в
Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституция не связывает
применение к иностранным гражданам
национального режима с принципом
взаимности: он предоставляется в
России независимо от того, пользуются
ли таким режимом в
3. Развитие законодательства о гражданстве
Необходимым условием изучения данной темы является рассмотрение динамики развития российского законодательства в этой области, анализ его содержания в историческом аспекте.
В царской России не было
гражданства как такового, имело
место подданство. При этом законодательство
о подданстве сохраняло черты
феодальных отношений, не соответствовало
демократическим началам
В Российской империи поданные подразделялись на разряды, с разным правовым статусом:
1) природные подданные
· дворяне (потомственные и личные)
· духовные лица (делились по вероисповеданиям)
· городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховые)
· сельские обыватели
2) инородцы (евреи и восточные народы)
3) финляндские обыватели.
Кроме того, природных подданных законодательство делило на лиц неподатного и податного состояния. Неподатными являлись дворяне и почетные граждане, и они имели право перемещаться по всей территории империи без каких-либо ограничений, а также получали бессрочные паспорта. Лица податного состояния, мещане и крестьяне, не обладали этими правами. Т.е. принадлежность к той или иной группе определяло права и обязанности подданного.
После падения Российской империи, первым актом советской власти по вопросам гражданства становится Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 г. Он провозглашал, что отныне уничтожены все существовавшие в России сословия и сословные деления, сословные привилегии для одних и ограничения для других, сословные организации и учреждения, гражданские чины, различные звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.) и титулы, и установлено одно общее наименование – гражданин Российской Республики.
Затем, 1 апреля 1918 г., ВЦИК принимает Декрет « О приобретении прав российского гражданства». Возможность принятия в гражданство РФ иностранных граждан, проживавших в пределах РСФСР оставалась на усмотрение местных Советов. В свою очередь, Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
В 1918 г. была принята Конституция
РСФСР, которая отнесла к предметам
ведения Всероссийского съезда Советов
и ВЦИК издание общих положений
о приобретении и утрате российского
гражданства и о правах иностранных
граждан, постоянно или временно
проживающих на территории Республики.
За местными Советами Конституция оставляла
право предоставлять
С образованием СССР было установлено единое гражданство для всех республик в его составе, данное положение было закреплено в Ст.6 Конституции СССР 1924 г.
В том же году, 29 октября, было утверждено Положение о союзном гражданстве, согласно которому правом принятие в гражданство отныне наделялись ЦИК союзных республик. Трудящихся на территории СССР иностранных граждан могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Также были установлены категории лиц, утративших гражданство СССР:
1. лишенные его на основании декретов, принятых до появления Конституции СССР 1924 г.
2. не возвратившиеся из-за границы
3. лишенные гражданства по приговору суда.
Данное положение впервые регламентировало вопрос о гражданстве детей, в случае изменения гражданства родителями.
Новое Положение о гражданстве было утверждено 13 июня 1930 г. ЦИК и СНК СССР. В том же году ЦИК и СНК СССР вводят постановления об упрощение порядка принятия и выхода из гражданства, что год спустя закрепляется в Положении о гражданстве СССР.
Положение о гражданстве 1931 г. урегулировало все основные вопросы, касавшиеся гражданства, в том числе вход и выход из гражданства, гражданство детей. Согласно данному постановлению, каждое лицо, находящееся на территории СССР отныне признавалось гражданином этого государства, если принадлежность к гражданству иного государства не была доказана. Гражданин СССР признавался гражданином той республики, на территории которой проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой республикой, то он мог претендовать на вступление в гражданство этой республики. Был установлен
Данное положение также
изменило порядок принятия в гражданство
иностранных граждан. Теперь принятие
их в гражданство осуществлялось
на основе постановления Президиума
ЦИК СССР или Президиума ЦИК республики,
в которой они постоянно
Выход из гражданства могли разрешить не только Президиумы ЦИК СССР, но и Президиумы ЦИК союзных республик, при условии, что лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, проживает на территории СССР.
Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Новое положение о гражданстве уравнивало в политических правах иностранных граждан – рабочих и крестьян, с гражданами СССР.
Также устанавливался упрощенный порядок принятия в гражданство следующих групп граждан:
1. иностранцев – рабочих и крестьян, проживавших в СССР для трудовых занятий;