Двоеное гражданство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.- С. 51.
Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. По мнению ряда авторов, гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.

Файлы: 1 файл

1двойное граждавнство.docx

— 155.96 Кб (Скачать файл)

- обязующиеся соблюдать  Конституцию РФ и законодательные  акты РФ;

- имеющие средства  к существованию;

- обратившиеся в  полномочный орган иностранного  государства с заявлениями об  отказе от имеющегося у них  иного гражданства;

- владеющих русским  языком.

Срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года для лиц, имеющих высшие достижения в области науки, техники, культуры; в случае предоставления политического убежища и признания  его беженцем.

Исключение имеют  также и военные лица из групп  государств, входивших в состав СССР и проходящие не менее трех лет  военную службу по контракту в  Вооруженных Силах РФ и других войсках.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие  гражданство РФ, могут быть восстановлены  в гражданстве РФ (ст. 15 ФЗ). При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

Отклоняются заявления  о приеме в гражданстве РФ и  о восстановлении в гражданстве  РФ лицам, которые:

- выступают за  насильственное изменение основ  Конституционного строя РФ;

- в течение пяти  лет, предшествовавших до обращения  с заявлениями о приеме в  гражданство РФ или о восстановлении  в гражданстве РФ, выдворялись  за пределы РФ в соответствии  с ФЗ;

- использовали подложные  документы или сообщили заведомо  ложные сведения;

- состоят на военной  службе в органах безопасности  или в правоохранительных органах  иностранного государства;

- имеют неснятую  или непогашенную судимость за  совершение умышленных преступлений  на территории РФ или за  ее пределами;

- осуждены или  отбывают наказание в виде  лишения свободы за действия, преследовавшиеся в соответствии  с ФЗ.

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным  настоящим ФЗ или международным  договором РФ (ст. 18)

3. Современные  проблемы института двойного  гражданства

А.В. Белов А.В. Белов " Двойное гражданство и проблема лояльности".// Правоведение.№2-2002г. С.157-161 в своей работе указывает на то, что на сегодняшний день по мнению ряда ученых-международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.

По мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения - это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства». Ковлер А.И. Двойное гражданство: панацея или ловушка?// Актуальные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995. С.119

А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д.» Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. М., 2000.С. 5

Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство  в обмен на обязанности, которые  оно исполняет по отношению к  собственным гражданам, со своей  стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют  его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано  проявлять лояльность уже в отношении  двух государств.

Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих  граждан, будут считать двойное  гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или  предотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, пишет  швейцарский ученый Р. Шерер, «рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами». Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства// Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 1994. С. 47 Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, - пишет Ю.Р. Боярс, - как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления». Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С.27

А.В. Белов указывает на ту характерную особенность, что до сих пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, а именно - оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Так, даже в Европейской конвенции о гражданстве (ст. 21 «Выполнение воинской обязанности») Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997г.// ETS №166, которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойным гражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств - участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов не применяются в отношении другого государства-участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, - по крайней мере в отношении одного из государств своего гражданства, - проигнорировав мобилизационный акт.

Исходя из этого, можно предположить, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может  в полной мере быть лояльным к обоим  государствам своего гражданства и  потому в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем-стать преступником в государстве своего второго рождения.

Лояльность по отношению  к двум государствам может не только создавать определенные трудности  бипатриду, но и являться потенциальным  источником угрозы безопасности в отношении  того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, - считает Р. Шерер, - как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают». Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47

С другой стороны, как  отмечает А.И. Сенкевич, за последнее десятилетие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве». Синкевич А.И, Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.5

Некоторые страны считают, что «ослабление» лояльности в результате двойного гражданства нельзя считать  реальной проблемой, поскольку ни одно из государств не может требовать  полной, исключительной лояльности от своих граждан, и что индивид  может иметь подлинную связь  с несколькими государствами. В  Конституции Испании (п. 3 ст. 11) сказано, что «государство имеет право заключать соглашения о двойном гражданстве со странами Латинской Америки или с теми странами, с которыми Испания имела или имеет хорошие отношения. В этих странах, даже в случаях, когда по существующему законоположению на их граждан не распространяется право взаимности, испанские граждане могут приобрести гражданство по натурализации, не утрачивая своего гражданства по происхождению». Законодательные акты о гражданстве. /Сост. П.Г. Громушкин. М., 1993. Т.1 С.196

Кроме того, двойное  гражданство, по мнению А.И. Сенкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы продвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или рэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке». Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. С.6

Политика ряда государств направлена на поддержание правовой связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, путем предоставления им своего гражданства, а также оставления гражданства своим гражданам, натурализующимся в иностранном государстве. Аналогичной  политики, за некоторыми исключениями Исключения составляют государства, с  которыми у России действуют договоры о предотвращении двойного гражданства., придерживается и Россия. Так, по словам О.Е. Кутафина, «проблема российских соотечественников в государствах - республиках бывшего СССР постоянно находится в поле зрения Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации… Возникшие коллизии в сфере сложившихся правовых систем России и государств ближнего зарубежья могут быть преодолены путем расширения и укрепления международно - правовой базы: заключения договоров и соглашений в рамках СНГ, двусторонних и многосторонних договоренностей об урегулировании вопросов двойного гражданства…» Доклад О.Е. Кутафина// Дипломатический вестник. №3 1998. С.45

Отдельные государства  используют двойное гражданство  не столько в целях сохранения связи со своими гражданами, эмигрировавшими  за границу, сколько для усиления своего влияния в дружественных  государствах. При этом государство  может извлечь пользу из деятельности и опыта своих сохранивших  гражданство соотечественников, «которые могли бы в определенной мере считаться  посланниками страны своего происхождения». Шерер Р.Практика и опыт стран  Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства. С.47

Некоторые страны, такие как Швейцария, Греция, Хорватия, Словения и Россия, допускают двойное  гражданство, а следовательно, и  двойную лояльность, но только в  отношении своих граждан, постоянно  проживающих за границей. Гражданам, имеющим постоянное местожительство  на территории этих государств, иметь  двойное гражданство запрещается. ст.5,14 Кодекса о греческом гражданстве, вступившего в силу 1 сентября 1955.г// Законодательные акты о гражданстве./ Сост. П.Г. Громушкин. С.165-168

Таким образом, в  завершение можно заключить, что  государства по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении  или запрещении для своих граждан  двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие  из аспектов двойного гражданства, включая  лояльность, отвечают ее государственным  интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства  в целом, а какие нежелательны.

При определении  курса внутренней и внешней политики государства в вопросах гражданства  нельзя руководствоваться положительным  или отрицательным влиянием только одного из аспектов двойного гражданства. Необходимо все стороны двойного гражданства рассматривать в  совокупности. И когда их общее  позитивное влияние значительно  перевесит, для этого государства  закрепление института двойного гражданства будет являться целесообразным.

Однако при введении данного правового института  необходимо путем заключения соответствующих  международных договоров скорректировать  или вовсе нейтрализовать негативные стороны гражданства.

Заключение

В заключение проведенного исследования по рассматриваемому вопросу, возвращаясь к поставленным в  работе цели и задачам, можно выделить следующее:

1. Гражданство - это правовая принадлежность  лица к данному государству.  Гражданство Российской Федерации  - устойчивая правовая связь лица  с РФ, выражающаяся в совокупности  их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство  РФ, является паспорт гражданина  РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство  лица. Гражданство РФ является  единым и равным независимо  от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за  пределами РФ не прекращает  его гражданства РФ. Гражданин  РФ не может быть лишен гражданства  РФ или права изменить его.  Гражданин РФ не может быть  выслан за пределы РФ или  выдан иностранному государству.

2. Статья 3 Закона  «О гражданстве РФ» раскрывает  понятие иного и двойного гражданства:  «Двойное гражданство-наличие у  гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного гражданства».

Однако, в правовой практике, по прежнему остается неясным  конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (неграждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица безгражданства, находящегося на территории РФ.

По мнению ряда исследователей, постоянно проживающих в РФ иностранцев  нельзя относить к категории «иностранцев», т. к. их экономическая и правовая связь с родным государством очень условна.

При рассмотрении вопроса  о правовом статусе иностранных  граждан и лиц без гражданства  в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют  иностранные граждане и лица без  гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно - правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся  в системном единстве.

Правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ определяется внутренним законодательством РФ, международными договорами бывшего СССР с зарубежными  государствами, а ныне РФ, а также  иными актами международного права.

Информация о работе Двоеное гражданство