Двоеное гражданство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право.- М.: Норма, 2004.- С. 51.
Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. По мнению ряда авторов, гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.

Файлы: 1 файл

1двойное граждавнство.docx

— 155.96 Кб (Скачать файл)

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, и  несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией РФ.

Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен своего гражданства  или права изменить его».

Гражданин Российской Федерации  может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст.62 Конституции РФ). При этом гражданин  РФ, имеющий иное гражданство (гражданство  или подданство иностранного государства), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением  случаев, предусмотренных международным  договором Российской Федерации  или федеральным законом.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»[8] в статье 5 указывает на то, что:

1)  каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства в соответствии с законом РСФСР.

2)  Гражданин РСФСР не может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы.

3)  Гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РСФСР или СССР.

4)  Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

По поводу двойного гражданства  ст.6 п.1 ФЗ « О гражданстве Российской Федерации»[9]поясняет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

Заключение или расторжение  брака между гражданами Российской Федерации и лицом, не имеющим  гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства  указанных лиц. (ст.8 ФЗ РФ)

Изменение гражданства одним  из супругов не влечет за собой гражданства  другого супруга. Также и расторжение  брака не влечет за собой изменение  гражданства родившихся в этом браке  или усыновленных (удочеренных) супругами  детей.

Вопросы гражданства детей  отрегулированы в ст. 9 ФЗ РФ и указывают  на то, что гражданство ребенка  при приобретении или прекращении  гражданства Российской Федерации  одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или  изменяется в соответствии с настоящим  ФЗ РФ.

Для приобретения или прекращения  гражданства Российской Федерации  ребенком в возрасте от 14 до 18 лет  необходимо его согласие.

Даже если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без  гражданства, гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено.

Гражданство ребенка не изменяется и в случае изменения гражданства  его родителей. Кроме того, ребенок, находящийся на территории РФ без  родителей и родители его не известны, может стать гражданином РФ, если родители его не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Вопросы приема иностранных  граждан в гражданство РФ регулируются ст.13 ФЗ РФ.

С заявлением о приеме в  гражданство РФ вправе обратиться иностранный  гражданин и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, а также

а) проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями  о приеме в гражданство РФ в  течение пяти лет непрерывно. Причем, срок проживания на территории РФ считается  непрерывным, если лицо выезжало за пределы  РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших  в РФ до 1 июля 2002г. и не имеющих  вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязующиеся соблюдать  Конституцию РФ и законодательные  акты РФ;

в) имеющие средства к существованию;

г) обратившиеся в полномочный  орган иностранного государства  с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеющих русским языком.

Срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года для  лиц, имеющих высшие достижения в  области науки, техники, культуры; в  случае предоставления политического  убежища и признания его беженцем.

Исключение имеют также  и военные лица из групп государств, входивших в состав СССР и проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах  РФ и других войсках.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство  РФ, могут быть восстановлены в  гражданстве РФ (ст.15 ФЗ). При этом срок их проживания на территории РФ сокращается  до трех лет.

Отклоняются заявления о  приеме в гражданстве РФ и о  восстановлении в гражданстве РФ лицам, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ Конституционного строя РФ;

б) в течение пяти лет, предшествовавших до обращения с заявлениями о  приеме в гражданство РФ или о  восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ;

в) использовали подложные  документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе в органах безопасности или в  правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или  за ее пределами;

ж) осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы  за действия, преследовавшиеся в соответствии с ФЗ.

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным  настоящим ФЗ или международным  договором РФ (ст. 18).

С учетом вышеизложенного, следует  сказать следующее: двойное гражданство - обособленная юридическая категория, которая вытекает из определенной связи  отдельной личности с двумя государствами, одним из которых является Российская Федерация, в связи с чем, у  лица возникают индивидуальные права, но также и определенные ограничения  в различных сферах жизнедеятельности. Российская Федерация не ограничивает права иностранных граждан и  лиц без гражданства на приобретение российского гражданства. 

 

3. Современные  проблемы института двойного  гражданства

Белов А.В. (аспирант Санкт-Петербургского государственного университета) указывает  на то, что на сегодняшний день, по мнению ряда ученых - международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются  запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих  граждан[10].

Так, по мнению Ковлера А.И., «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет  гражданином с недостаточной  лояльностью, впрочем, как и для  государства происхождения - это  особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства»[11].

Синкевич А.И. о лояльности в случае двойного гражданства пишет  следующее: «До недавнего времени  в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении  какого-либо одного государства может  стать источником различного рода проблем  и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической  защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей  и т.д.» [12].

Лояльность вытекает из общей  концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет  по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые  имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано  проявлять лояльность уже в отношении  двух государств.

Поэтому государства, требующие  полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство  нежелательным явлением, которое  необходимо запретить или предотвратить  как принятием внутригосударственных  актов, так и заключением соответствующих  международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, пишет швейцарский  ученый Р. Шерер, «рассматривают государство  как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его  граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения  своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны  еще одного государства. Несовместимость  между этим подходом и двойным  гражданством становится особенно очевидной  в период напряженности между  государствами»[13]. Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, - пишет Боярс Ю.Р., - как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления»[14].

Белов А.В. указывает на ту характерную особенность, что до сих пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают  ряд неопределенностей, а именно - оставляя неурегулированными вопросы  выполнения воинского долга бипатридами  в условиях военного времени. Так, даже в Европейской конвенции о  гражданстве (ст.21 «Выполнение воинской обязанности»)[15], которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойным гражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств - участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов не применяются в отношении другого государства - участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, - по крайней мере, в отношении одного из государств своего гражданства, - проигнорировав мобилизационный акт.

В то же время имеется мнение судей Международного Суда ООН Рида и Гугенхейма о том, что «гражданство и взаимоотношения между гражданином  и государством, по отношению к  которому он обязан сохранять лояльность, требуют определенности»[16].

Исходя из этого, можно  предположить, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может  в полной мере быть лояльным к обоим  государствам своего гражданства и  потому в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях  двойного гражданства для бипатрида  может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в  отношении, какого из государств своего гражданства следует, прежде всего, исполнить свой долг. Однако при  этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в  худшем стать преступником в государстве  своего второго рождения.

Лояльность по отношению  к двум государствам может не только создавать определенные трудности  бипатриду, но и являться потенциальным  источником угрозы безопасности в отношении  того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет,- считает Шерер Р., - «как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать  себя более обязанными проявлять  лояльность к другой стране, чем  если бы они имели лишь гражданство  страны, где они проживают»[17].

С другой стороны, как отмечает Сенкевич А.И., за последнее десятилетие  в Европе утвердилось мнение о  том, что институт двойного гражданства  не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством  повышения уверенности некоренного  населения в своем правовом статусе  и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя  при этом укреплению стабильности в  обществе и государстве»[18].

Некоторые страны считают, что  «ослабление» лояльности в результате двойного гражданства нельзя считать  реальной проблемой, поскольку ни одно из государств не может требовать  полной, исключительной лояльности от своих граждан, и что индивид  может иметь подлинную связь  с несколькими государствами. В  Конституции Испании (п.3 ст.11) сказано, что «государство имеет право  заключать соглашения о двойном  гражданстве со странами Латинской  Америки или с теми странами, с  которыми Испания имела или имеет  хорошие отношения. В этих странах, даже в случаях, когда по существующему  законоположению на их граждан не распространяется право взаимности, испанские граждане могут приобрести гражданство по натурализации, не утрачивая  своего гражданства по происхождению».

Двойная лояльность, как считает  автор, может быть даже выгодна для  соответствующих государств. Бипатриды  могут способствовать улучшению  взаимопонимания и ослабления напряженности  между государствами, гражданство  которых они имеют. По мнению Шерера Р., в ряде случаев лица с двойным  гражданством «могут даже способствовать предотвращению войны».

Кроме того, двойное гражданство, по мнению Сенкевича А. И., «в плане  обеспечения прав и свобод предоставляет  дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права  на жительство в обоих государствах, свободы продвижения по территориям  обоих государств, права на возвращение  или реэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном  браке»[19].

Информация о работе Двоеное гражданство