Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников
Основным критерием для
признания такой коллизии служит
степень сходства фирменных наименований,
вероятность их смешения в процессе
выступления в хозяйственном
обороте и обусловленная этим
сходством невозможность
Понятие коммерческого обозначения содержат нормы ст.1538 ГК РФ:
юридические лица, осуществляющие
предпринимательскую
коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
Из названных норм Закона
следует, что обладателями прав на фирменное
наименование могут быть только коммерческие
организации - юридические лица; таковыми
являются и хозяйственные общества,
и товарищества, производственные кооперативы,
государственные и
Согласно п.1 ст.559 ГК РФ по
договору продажи предприятия продавец
обязуется передать в собственность
покупателя предприятие в целом
как имущественный комплекс, за исключением
прав и обязанностей, которые продавец
не вправе передавать другим лицам, а
в соответствии с п.2 данной нормы
Закона исключительные права на средства
индивидуализации предприятия, продукции,
работ или услуг продавца (коммерческое
обозначение, товарный знак, знак обслуживания),
а также принадлежащие ему
на основании лицензионных договоров
права использования таких
Следовательно, если иное не
предусмотрено договором, коммерческое
обозначение переходит
Представляется, что названные
правила, основанные на нормах Закона,
определения момента
Следующее отличие прав на фирменное наименование и прав на коммерческое обозначение заключается в возможностях передачи прав пользования этих исключительных прав. Согласно п.2 ст.1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
В отличие от этого, на основании п.5 ст.1539 ГК РФ правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.
По общему правилу право на фирменное наименование не отчуждаемо (п.2 ст.1474 ГК РФ), а коммерческое обозначение может быть отчуждено в составе предприятия, но при этом правообладатель лишается права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий (п.4 ст.1539 ГК РФ).
И наконец, в вопросах прекращения прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение имеются свои особенности. Исключительное право на фирменное наименование, как указывалось выше, возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности последнего либо изменением его фирменного наименования.
С учетом норм ст.1538 - 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается:
если коммерческое обозначение
правообладатель непрерывно не использует
в течение года (п.2 ст.1540 ГК РФ). На
наш взгляд, понятие "непрерывности"
требует законодательного уточнения,
поскольку не совсем ясно, в каких
случаях прерывается
в случае ликвидации предприятия (в отсутствии других аналогичных предприятий) как имущественного комплекса, поскольку коммерческое обозначение разрешено использовать только для индивидуализации конкретных предприятий (торговых, производственных и т.п.) (п.1 ст.1538 ГК РФ);
исключительное право
за первоначальным обладателем на коммерческое
обозначение прекращается в случае,
предусмотренном абз.2 п.4 ст.1539 ГК РФ:
если коммерческое обозначение используется
правообладателем для индивидуализации
нескольких предприятий, переход к
другому лицу исключительного права
на коммерческое обозначение в составе
одного из предприятий лишает правообладателя
права использования этого
Тесная связь прав на фирменное наименование и прав на коммерческое обозначение усматривается из норм ст.1476 и 1541 ГК РФ. Пункт 1 ст.1476 ГК РФ гласит: "Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения". А в соответствии с п.1 ст.1541 ГК РФ: "Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование". Между тем указанные нормы Закона могут порождать проблемы в правоприменительной практике.
Как быть, если фирменное
наименование включено в коммерческое
обозначение в случае отчуждения
коммерческого обозначения
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
Действующее законодательство, опираясь на господствующую точку зрения о принадлежности фирменных наименований к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, очерчивает круг возможных обладателей прав на фирменное наименование, исходя из характера осуществляемой ими деятельности. Согласно п.4 ст.54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Из приведенной формулы не следует, как это утверждает В.В. Орлова, что "только юридическое лицо может иметь фирменное наименование. Причем не всякое, а только коммерческая организация"[29]. Используемое законодателем словосочетание "должно иметь" не является семантически созвучным словосочетанию "может иметь". Первое из них носит обязывающий характер, а второе - дозволительный.
На наш взгляд, правило п.4 ст.54 ГК РФ не закрывает возможности для индивидуализации как с помощью "своего", так и "чужого" фирменного наименования гражданина-предпринимателя, осуществляющего самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Такая возможность предоставлена правилами гл.54 ГК РФ, регулирующими отношения, складывающиеся в связи с использованием в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав.
Так, согласно п.3 ст.1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку право на фирменное наименование является неотъемлемым и обязательным элементом комплекса исключительных прав, предоставляемых пользователю, последний, обладая статусом индивидуального предпринимателя, становится, чаще всего на время, владельцем "чужой" фирмы. При этом не происходит, как это может иметь место в случаях уступки патента или уступки товарного знака, отчуждения права на фирму. Указанное право предоставляется пользователю с возложением на правообладателя обязательства не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории (абз.1 п.1 ст.1033 ГК РФ). На не закрепленной за пользователем территории аналогичный комплекс исключительных прав, включая право на использование того же фирменного наименования, может быть предоставлен другому пользователю, либо правообладатель сам может осуществлять предпринимательскую деятельность под "своей" фирмой. Таким образом, законодатель признает, что право на фирму может быть делимым между различными субъектами в зависимости от территориальных зон их предпринимательской деятельности.
Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны