Фирменное наименование как объект правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая ИС.docx

— 115.67 Кб (Скачать файл)

Основным критерием для  признания такой коллизии служит степень сходства фирменных наименований, вероятность их смешения в процессе выступления в хозяйственном  обороте и обусловленная этим сходством невозможность выполнения основной функции - индивидуализации юридических  лиц[27].

       Понятие коммерческого обозначения содержат нормы ст.1538 ГК РФ:

юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление  такой деятельности предоставлено  в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих  им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению  в учредительные документы и  Единый государственный реестр юридических  лиц;

коммерческое обозначение  может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или  нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Из названных норм Закона следует, что обладателями прав на фирменное  наименование могут быть только коммерческие организации - юридические лица; таковыми являются и хозяйственные общества, и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные  унитарные предприятия (п.2 ст.50 ГК РФ). В отличие от этого, обладателем  прав на коммерческое обозначение могут  быть все юридические лица без  исключения (коммерческие и некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели. Таким образом, круг субъектов отношений, возникающих  в связи с использованием коммерческого  обозначения, намного шире, чем в  связи с использованием фирменного наименования. Второе отличие: если фирменное  наименование проходит государственную  регистрацию одновременно с регистрацией юридического лица - коммерческой организации  путем включения его в Единый государственный реестр, коммерческое обозначение не регистрируется. В  Законе не указан момент возникновения  прав на коммерческое обозначение. Таковыми, на наш взгляд, исходя из норм Закона, являются, во-первых, момент использования  впервые коммерческого обозначения  правообладателем для индивидуализации принадлежащих ему предприятий. При этом приоритет коммерческого  обозначения может быть установлен моментом использования коммерческого  обозначения на вывесках, бланках, в  счетах и на иной документации, с  момента объявления в рекламе, или  помещения коммерческого обозначения  на товарах и их упаковках, что  следует из норм п.1 ст.1539 ГК РФ. Во-вторых, права на коммерческое обозначение  составляют один из видов имущества  и входят в состав предприятия  как имущественного комплекса (п.2 ст.132 ГК РФ).

Согласно п.1 ст.559 ГК РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность  покупателя предприятие в целом  как имущественный комплекс, за исключением  прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам, а  в соответствии с п.2 данной нормы  Закона исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему  на основании лицензионных договоров  права использования таких средств  индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором[28].

Следовательно, если иное не предусмотрено договором, коммерческое обозначение переходит покупателю предприятия и моментом возникновения  прав на коммерческое обозначение является момент государственной регистрации  договора продажи предприятия (ст.560 ГК РФ), поскольку на основании п.3 ст.564 ГК РФ покупатель вправе до перехода права собственности к нему на предприятие распоряжаться имуществом и правами, входящими в состав переданного предприятия, в той  мере, в какой это необходимо для  целей, для которых предприятие  приобретено. (Например, предприятие  представляет магазин с определенным названием (обозначением); с момента  заключения договора купли-продажи  магазина, который связан с моментом государственной регистрации договора (ст.560 ГК РФ), покупателю переходят права  пользования коммерческим обозначением) Обладателем исключительных прав на коммерческое обозначение покупатель становится с момента перехода права  собственности на предприятие, т.е. с момента государственной регистрации  перехода права собственности на предприятие как объект недвижимости (п.1 ст.132 ГК РФ) к покупателю (п.1 ст.564, ст.131 ГК РФ). Аналогичные правила  действуют в случае совершения с  предприятием других сделок, связанных  с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

Представляется, что названные  правила, основанные на нормах Закона, определения момента возникновения  исключительных прав на коммерческое обозначение вряд ли в полной мере обеспечивают защиту правообладателя. Если исходить из этих правил, недобросовестному  субъекту достаточно указать, к примеру, на своем товаре более раннюю дату, чем у широко известного в коммерческом обороте продукта. Следовательно, если исходить из норм Закона, фактически должны отдать правовую защиту недобросовестному  лицу. Более того, это опасно вдвойне, если этим злоупотребляет конкурент. Какой  же выход? Как мы полагаем, следует  устранить пробел в норме п.1 ст.1539 ГК РФ, дополнив ее предложением о том, что приоритет в коммерческом обозначении определяется с учетом момента факта достижения общеизвестности  в данной местности (стране). Или (этот вариант представляется наиболее удобным  в практических целях) предоставить функции регистрации коммерческого  обозначения торгово-промышленным палатам в субъектах, где первично использовалось или планируется  использование коммерческого обозначения  и момент возникновения прав на коммерческое обозначение определить с моментом его регистрации в ТТП. При  этом охраняемые права и интересы обладателя права на коммерческое обозначение  надежно были бы защищены, да и споры  в данной сфере были сведены практически  к минимуму. Пока этого нет, правообладателю  во избежание необоснованных притязаний со стороны третьих лиц следует "запастись" всевозможными доказательствами о приоритете коммерческого обозначения.

Следующее отличие прав на фирменное наименование и прав на коммерческое обозначение заключается  в возможностях передачи прав пользования  этих исключительных прав. Согласно п.2 ст.1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в  том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

В отличие от этого, на основании  п.5 ст.1539 ГК РФ правообладатель может  предоставить другому лицу право  использования своего коммерческого  обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены  договором аренды предприятия или  договором коммерческой концессии.

По общему правилу право  на фирменное наименование не отчуждаемо (п.2 ст.1474 ГК РФ), а коммерческое обозначение  может быть отчуждено в составе  предприятия, но при этом правообладатель  лишается права использования этого  коммерческого обозначения для  индивидуализации остальных его  предприятий (п.4 ст.1539 ГК РФ).

И наконец, в вопросах прекращения  прав на фирменное наименование и  коммерческое обозначение имеются  свои особенности. Исключительное право  на фирменное наименование, как указывалось  выше, возникает со дня государственной  регистрации юридического лица и  прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в  связи с прекращением деятельности последнего либо изменением его фирменного наименования.

С учетом норм ст.1538 - 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается:

если коммерческое обозначение  правообладатель непрерывно не использует в течение года (п.2 ст.1540 ГК РФ). На наш взгляд, понятие "непрерывности" требует законодательного уточнения, поскольку не совсем ясно, в каких  случаях прерывается непрерывность. К примеру, в связи с капитальным  ремонтом с фасада здания предприятия  на определенный промежуток времени  сняли вывеску с коммерческим обозначением. Формально здесь имеет  место факт неиспользования коммерческого  обозначения. Если исходить из правил п.2 ст.1540 ГК РФ, - да. А отвечает ли это  потребностям коммерческого оборота? Конечно, нет. Выход из этой ситуации, как нам представляется, возможен путем дополнения в норму данной статьи предложения: "Течение срока  непрерывного использования коммерческого  обозначения не прерывается, если его  временное неиспользование в  течение одного года связано целями улучшения хозяйственно-производственной деятельности предприятия". Без существенной переработки вышеназванной нормы нельзя исключить споры в отношении реализации прав на исключительное право (например, пока с фасада предприятия убрано (на некоторое время) коммерческое обозначение, предприимчивые люди вполне законно могут разместить на свой фасад коммерческое обозначение данного предприятия и в последующем будут претендовать как правообладатели, ссылаясь на норму Закона, поскольку факт непрерывного неиспользования коммерческого обозначения налицо, и они в этом будут правы);

в случае ликвидации предприятия (в отсутствии других аналогичных  предприятий) как имущественного комплекса, поскольку коммерческое обозначение  разрешено использовать только для  индивидуализации конкретных предприятий (торговых, производственных и т.п.) (п.1 ст.1538 ГК РФ);

исключительное право  за первоначальным обладателем на коммерческое обозначение прекращается в случае, предусмотренном абз.2 п.4 ст.1539 ГК РФ: если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к  другому лицу исключительного права  на коммерческое обозначение в составе  одного из предприятий лишает правообладателя  права использования этого коммерческого  обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Тесная связь прав на фирменное  наименование и прав на коммерческое обозначение усматривается из норм ст.1476 и 1541 ГК РФ. Пункт 1 ст.1476 ГК РФ гласит: "Фирменное наименование или отдельные  его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого  обозначения". А в соответствии с п.1 ст.1541 ГК РФ: "Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование". Между тем указанные нормы Закона могут порождать проблемы в правоприменительной практике.

Как быть, если фирменное  наименование включено в коммерческое обозначение в случае отчуждения коммерческого обозначения предприятия  в составе предприятия. Обладателю прав на фирменное наименование, безусловно, это невыгодно, и закон запрещает  это по п.2 ст.1474 ГК РФ. А покупатель, возможно, заинтересован в покупке  предприятия только в составе  коммерческого обозначения с  включением в него фирменного наименования организации (если, например, организация  на товарном рынке пользуется определенной известностью). Представляется, что  здесь законодатель не в полной мере учел эти варианты, тем более, коммерческое обозначение отчуждается в составе  предприятия без каких-либо ограничений. Таким образом, налицо коллизия норм. По нашему мнению, в норме п.1 ст.1476 ГК РФ следовало указать на то, что  отчуждение права на коммерческое обозначение  допускается только путем исключения или передачи права пользования  им фирменного наименования.

 

Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования 

 

2.1 Субъекты прав на  фирменные наименования

     Действующее законодательство, опираясь на господствующую точку зрения о принадлежности фирменных наименований к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, очерчивает круг возможных обладателей прав на фирменное наименование, исходя из характера осуществляемой ими деятельности. Согласно п.4 ст.54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Из приведенной формулы не следует, как это утверждает В.В. Орлова, что "только юридическое лицо может иметь фирменное наименование. Причем не всякое, а только коммерческая организация"[29]. Используемое законодателем словосочетание "должно иметь" не является семантически созвучным словосочетанию "может иметь". Первое из них носит обязывающий характер, а второе - дозволительный.

     На наш взгляд, правило п.4 ст.54 ГК РФ не закрывает возможности для индивидуализации как с помощью "своего", так и "чужого" фирменного наименования гражданина-предпринимателя, осуществляющего самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Такая возможность предоставлена правилами гл.54 ГК РФ, регулирующими отношения, складывающиеся в связи с использованием в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав.

    Так, согласно п.3 ст.1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку право на фирменное наименование является неотъемлемым и обязательным элементом комплекса исключительных прав, предоставляемых пользователю, последний, обладая статусом индивидуального предпринимателя, становится, чаще всего на время, владельцем "чужой" фирмы. При этом не происходит, как это может иметь место в случаях уступки патента или уступки товарного знака, отчуждения права на фирму. Указанное право предоставляется пользователю с возложением на правообладателя обязательства не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории (абз.1 п.1 ст.1033 ГК РФ). На не закрепленной за пользователем территории аналогичный комплекс исключительных прав, включая право на использование того же фирменного наименования, может быть предоставлен другому пользователю, либо правообладатель сам может осуществлять предпринимательскую деятельность под "своей" фирмой. Таким образом, законодатель признает, что право на фирму может быть делимым между различными субъектами в зависимости от территориальных зон их предпринимательской деятельности.

Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны