Фирменное наименование как объект правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая ИС.docx

— 115.67 Кб (Скачать файл)

учредительные документы  каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные  в нотариальном порядке копии);

решение о реорганизации  юридического лица;

договор о слиянии в  случаях, предусмотренных федеральными законами;

передаточный акт или  разделительный баланс;

документ об уплате государственной  пошлины в установленном размере.

Согласно п.4 ст.9 Закона о  госрегистрации юрлиц перечень указанных  выше документов является исчерпывающим.

В соответствии со ст.11 указанного Закона решение о государственной  регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Государственный  реестр юридических лиц. Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр.

Форма решения о государственной  регистрации юридического лица не содержит реквизита, указывающего на фирменное  наименование подлежащего регистрации  юридического лица.

Регистрирующий орган  не позднее одного рабочего дня с  момента государственной регистрации  выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ. Документом, подтверждающим внесение указанной записи, является свидетельство о государственной  регистрации юридического лица (форма  Р51001), реквизиты которого содержат указание на фирменное наименование зарегистрированного юридического лица.

Согласно п.2 Постановления  Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 "О Едином государственном реестре  юридических лиц"[39] часть сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, подлежит публикации. Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ " Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации"[40] установлено, в частности, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации", а также размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России. Указанные сведения предоставляются Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных. В состав сведений, предоставляемых для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", сведения о фирменных наименованиях зарегистрированных юридических лиц не входят. 

 

2.3 Содержание права на  фирменное наименование и его  прекращение

Совпадая по основным параметрам с указанными характеристиками, право  на фирму между тем несет в  себе некоторые особенности и  дополнительные черты, которые отличают его от исключительных прав на иные средства индивидуализации. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Абсолютный характер исключительного  права на фирменное наименование, предполагающий юридическую монополию  на его использование в качестве средства индивидуализации участника  гражданского оборота, оказывается  ослабленным вследствие пробелов в  правовом регулировании. Эффект ослабления юридической монополии вызван отсутствием  запрета на участие коммерческих организаций в гражданском обороте  под одними и теми же фирменными наименованиями. Явление подобного  рода, по мнению специалистов, имеет  объективные основания, поскольку  следование классическим канонам, на которых  покоится модель абсолютных прав, и  отстаивание "юридической чистоты" фирмы может породить, по словам А.П. Сергеева, "множество трудноразрешимых споров и приведет к большим непроизводительным затратам"[41]. Одной из причин невозможности реализации безусловного запрета на использование различными юридическими лицами одного и того же или сходного фирменного наименования А.П. Сергеев называет объективную "ограниченность круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей"[42].

По нашему мнению, особых препятствий для следования принципам  классической юридической монополии  не существует. Недоработки законодателя не могут быть оправданы объективными причинами, порождаемыми скудостью  лексических возможностей русского языка и наличием большого количества предпринимателей. Одним из вариантов  разрешения проблемы могло бы быть решение законодателя о включении  в структуру фирменного наименования обязательного элемента, указывающего на месторасположение или место  регистрации коммерческой организации.

По территории действия право  на фирменное наименование имеет  силу не только в пределах РФ, но и, согласно ст.8 Парижской конвенции, во всех странах - участницах этой Конвенции. Равным образом  на территории РФ подлежат правовой охране фирменные наименования иностранных юридических лиц. Что касается фирменных наименований индивидуальных предпринимателей, признаваемых законодательством ряда зарубежных стран, в том числе стран - участниц Парижской конвенции, то этот вопрос достаточно спорный в части правовой охраны таких наименований на территории РФ. Например, по законодательству Германии правом на фирму обладают не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели. При этом понятие фирмы иностранного индивидуального предпринимателя не совпадает с понятием фирмы по российскому законодательству. Возникает, в частности, вопрос о том, может ли иностранец передать право на фирменное наименование в составе комплекса исключительных прав в случае заключения договора коммерческой концессии как право на фирму, понимаемое в соответствии с российским законодательством? Если руководствоваться взглядами В.Ю. Бузанова и В.В. Голофаева[43], то в данном случае фирма иностранного индивидуального предпринимателя трансформируется в коммерческое обозначение. Само же право на фирму индивидуального предпринимателя передать в рамках договора коммерческой концессии согласно указанной позиции не представляется возможным.

На наш взгляд, никакой  трансформации не происходит, и иностранный  индивидуальный предприниматель в  силу экстерриториального характера  действия права на фирму, провозглашенного в ст.8 Парижской конвенции, пользуется национальным режимом использования  своего фирменного наименования на территории РФ.

В структуру исключительного  права на фирменное наименование не входят в качестве элементов личные неимущественные права, хотя само право  на фирму рассматривается некоторыми учеными как личное неимущественное  право[44]. С такой позицией трудно согласиться, если отождествлять право на фирму "с исключительным правом на использование" фирменного наименования. На наш взгляд, следует различать "право на фирму" и "право из фирмы".

Право на фирму представляет собой абстрактную возможность  выступления в гражданском обороте  под своим фирменным наименованием. Это все равно, что право на занятие предпринимательской деятельностью, т.е. общее дозволение, которое может  быть реализовано при соблюдении ряда условий, определенных законом. Сам  термин "право на фирму" в высшей степени условен, поскольку законодатель устанавливает не право на фирму, а обязанность коммерческих организаций  иметь фирменное наименование. Согласно формуле п.4 ст.54 ГК РФ юридическое  лицо, являющееся коммерческой организацией, должно, а не вправе иметь фирменное  наименование.

Право на фирму - это не что  иное как исключительное имущественное  право на использование фирменного наименования, т.е. юридическая возможность  монопольного применения зарегистрированной в установленном порядке фирмы. Имущественный характер исключительного  права на использование фирменного наименования подтверждается возможностью его передачи, которая закреплена в п.12 Положения о фирме, согласно которому такая передача может иметь  место одновременно с передачей  самого предприятия. Формы передачи предприятия указанное Положение  не оговаривает, однако по смыслу ст.132 ГК РФ в качестве таковых могут  рассматриваться купля-продажа, залог, аренда, доверительное управление.

В пользу того, что исключительное право на использование фирменного наименования носит имущественный  характер, высказываются и отдельные  специалисты, позицию которых по данному вопросу следует поддержать. Так, О.А. Городов справедливо пишет  о том, что "постольку, поскольку  фирма является, следуя вышесказанному, оборотоспособным объектом гражданских  прав наряду с другими объектами, имеет экономическую ценность для  участников гражданского оборота, следует  полагать, что исключительные права  на фирменное наименование должны быть отнесены к разряду имущественных прав вопреки традиционному подходу, рассматривающему их в качестве личных неимущественных"[45].

Исключительное право  на использование фирменного наименования возникает у коммерческой организации  с момента специальной государственной  регистрации, которая должна осуществляться по правилам, установленным федеральным  законом. На практике регистрационная  модель возникновения исключительного  права не реализована, к тому же она  противоречит международным обязательствам РФ, вытекающим из ст.8 Парижской конвенции. Представляется, что момент возникновения  исключительного права на использование  фирменного наименования, коль скоро  законодатель избрал регистрационную  модель, должен быть приурочен к  дате, начиная с которой третьи лица получают возможность ознакомления с наименованием, т.е. с даты опубликования  сведений о зарегистрированном юридическом  лице в соответствии с порядком, установленным законодательством  о государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Правомочие использования  фирменного наименования как позитивная юридическая возможность, предоставленная  обладателю фирмы, должно конструироваться на основе понятия "использование" по аналогии с правомочиями по использованию, которыми наделяются обладатели иных средств индивидуализации, в частности  владельцы товарных знаков. Аналогия должна иметь место прежде всего  в отношении конструкции "использование  через применение", закрепленной в ст.22 Закона о товарных знаках. Такую возможность предоставляет  и действующее законодательство о фирменных наименованиях, в  частности п.8 Положения о фирме, согласно которому фирменное наименование может использоваться в сделках, на вывесках, в объединениях, рекламе, на бланках, счетах, товарах предприятия, их упаковке и т.п.

Фирменное наименование может  использоваться и посредством его  включения в качестве неохраняемого  элемента в товарный знак, зарегистрированный на имя лица, имеющего право использовать такое фирменное наименование. При этом действует правило п.3 ст.7 Закона о товарных знаках, согласно которому не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в РФ фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, право на которое в РФ возникло у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Указанное правило введено для устранения возможности смешения в гражданском обороте средства, индивидуализирующего товары, и средства, индивидуализирующего производителя однородных товаров. На практике столкновение различных средств индивидуализации не редкость. Приведем пример.

ООО "Символ" обратилось в арбитражный суд с иском  о прекращении нарушения исключительного  права на товарный знак "Росалко" к ЗАО "Русский водочный торговый дом "Росалко". Истец ссылался на то, что имеет исключительное право на использование товарного  знака "Росалко", подтвержденное рядом свидетельств о регистрации  данного обозначения. Указанные  свидетельства защищают товарный знак "Росалко", в том числе и  в отношении товаров 33-го класса (спиртная продукция). Истцом было обнаружено, что в Самаре осуществляет деятельность ЗАО "Русский водочный торговый дом "Росалко". Ни договора об уступке  товарного знака, ни лицензионного  договора с указанной организацией не заключалось. По мнению истца, ответчик использует товарный знак "Росалко" незаконно.

В отзыве на исковое заявление  ответчик с иском не согласился, пояснив при этом, что он не использует товарный знак, владельцем которого является ООО "Символ". Словесное обозначение "Росалко" входит как составная  часть в фирменное наименование ответчика, право на которое возникло с момента его регистрации  Регистрационной палатой Самары 28 мая 2004 г.

В процессе рассмотрения дела спорящие стороны пришли к мировому соглашению, в соответствии с которым  ЗАО "Русский водочный торговый дом "Росалко" обязался не использовать в своей деятельности (рекламных  материалах, визитных карточках и т.п.) товарные знаки, владельцем которых является ООО "Символ", кроме как в рамках фирменного наименования ЗАО "Русский водочный торговый дом "Росалко", зарегистрированного решением Регистрационной палаты.

Арбитражный суд утвердил мировое соглашение, подписанное  сторонами, и прекратил производство по делу[46].

Таким образом, под использованием фирменного наименования следует понимать как фактическое применение наименования, т.е. его размещение на товаре, в том  числе в качестве элемента товарного  знака, или его упаковке, так и  номинальное оповещение о нем  в текстах договоров, вывесок, объявлений и т.п.

При этом и фактическое  применение, и номинальное оповещение должны иметь место в отношении  зарегистрированного в установленном  порядке фирменного наименования.

Действующее законодательство о фирменных наименованиях не содержит требований о юридически значимом объеме использования фирмы, несмотря на то что действия по использованию  являются обязанностью фирмовладельца. Можно предположить, что для признания  факта использования достаточно или фактического применения наименования на части производимых фирмовладельцем  товаров, или простого оповещения о  нем самим фирмовладельцем либо с его разрешения пользователем  или посредником (поверенным, комиссионером, агентом). Впрочем, ввиду отсутствия правовых последствий за неиспользование  фирмы фактор использования может  иметь смысл лишь для установления юридически значимого объема незаконного  использования фирменного наименования.

Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны