Фирменное наименование как объект правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая ИС.docx

— 115.67 Кб (Скачать файл)

При определении судьбы права  на использование фирменных наименований следует иметь в виду то обстоятельство, что в случаях, предусмотренных  гражданским законодательством, реорганизация фирмовладельцев - коммерческих организаций может повлечь возникновение только определенных видов коммерческих организаций. Так, согласно ст.68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы. В соответствии с п.2 ст.92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. Согласно п.2 ст.104 ГК РФ акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Согласно п.2 ст.112 ГК РФ производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

Особенности слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования унитарных предприятий установлены  в гл. V Закона об унитарных предприятиях. Согласно ст.34 указанного Закона унитарное  предприятие может быть преобразовано  по решению собственника его имущества  в государственное или муниципальное  учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством  о приватизации.

По общему правилу не допускается  преобразование коммерческих организаций  в некоммерческие и наоборот. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные  законом (например, ст.34 Закона об унитарных  предприятиях, ст.17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[58], абз.2 п.1 ст.121 ГК РФ).

Право на использование фирменного наименования может прекратиться в  принудительном порядке по решению  суда. Основания, по которым происходит такое прекращение, могут быть самыми разными. Их следует разделить на две группы. Первая группа оснований  относится к принудительному запрету на пользование конкретным фирменным наименованием, например в связи с его несоответствием требованиям действующего законодательства или по причине введения в заблуждение потребителей.

Вторая группа оснований  относится к принудительной реорганизации  или принудительной ликвидации юридического лица - фирмовладельца. 

 

2.4 Фирменное наименование  на современном этапе развития  законодательства и его защита

В трактовке ст.149 Основ  фирменное наименование являлось неотделимым  атрибутом любого юридического лица (независимо от организационно-правовой формы), прошедшего государственную  регистрацию.

При этом были отмечены основные принципы охраноспособности фирменного наименования как самостоятельного результата творчества:

обязательность государственной  регистрации путем включения  в Единый государственный реестр юридических лиц;

исключительность права  на его использование;

право требования от всех сторонних  лиц не использовать зарегистрированное в установленном порядке фирменное  наименование;

право на возмещение убытков[59].

Однако реальный механизм защиты права на фирменное наименование так и не был разработан. В итоге  сложилась ситуация, когда в одном  населенном пункте на одном и том  же рынке (например, бытовой техники) могло успешно сосуществовать несколько  ООО - "Альфа", "Гамма" и т.п. Особым успехом пользовались созвучные  наименования (или части наименований) крупных западных фирм-производителей.

Эта ситуация в большинстве  своем сохраняется и по сей  день.

С принятием в 1994 г. части  первой ГК РФ фирменное наименование неожиданно перекочевало из разряда  объектов интеллектуальной собственности (творческой деятельности) в раздел корпоративного права, посвященного юридическим лицам (ст.54 ГК РФ).

После такой трансформации  фирменное наименование получило ряд  новых признаков: например, оно стало  неотъемлемым атрибутом (и одной  из основных характеристик) исключительно  коммерческих организаций, но зато обладание  фирменным наименованием стало  уже не правом, а обязанностью коммерческой организации.

Хотя остальные существенные признаки фирменного наименования (в  том числе и право на возмещение убытков) сохранились, действенный  механизм его защиты так и не был  разработан. А порядок регистрации  и порядок использования фирменного наименования были "вынесены" в  соответствующие законы о коммерческих организациях.

Образовавшаяся неопределенность привела к тому, что с принятием  части второй ГК РФ фирменное наименование стало предметом договора коммерческой концессии. Согласно п.1 ст.1027 ГК РФ правообладатель  в рамках концессии обязан передать в том числе право на фирменное  наименование. При этом у правообладателя  возникала обязанность при изменении  собственного фирменного наименования как минимум ставить в известность  об этом пользователя либо вносить  изменения в договор концессии. Пользователь же в свою очередь был  вправе по этому основанию в любой  момент расторгнуть с правообладателем договор с уменьшением причитающегося тому вознаграждения (ст.1039 ГК РФ).

На этом фоне в п.3 ст.1037 ГК РФ даже закралась абсурдная норма  о прекращении договора коммерческой концессии в случае прекращения  принадлежащего правообладателю права  на фирменное наименование без замены его новым аналогичным правом. Ведь исходя из смысла п.4 ст.54 ГК РФ да и просто из здравого смысла предприятие  может лишиться своего названия только в результате ликвидации. Последствия  для такого случая уже описаны  в ст.419 "Прекращение обязательства  ликвидацией юридического лица" ГК РФ.

С введением новой части  ГК РФ трактовка понятия "фирменное  наименование" изменилась, хотя основные признаки, введенные еще Основами (обязательность регистрации; исключительное право; право на защиту от посягательств  третьих лиц и право на возмещение убытков), были сохранены.

Теперь законодатель, с  одной стороны, рассматривает фирменное  наименование как неотъемлемую часть  юридического лица (ч.1 п.4 ст.54 ГК РФ), с  другой - делает отсылку к разделу  ГК РФ об интеллектуальной собственности (разд. VII) - в отношении определения  прав на него (п.6 ст.17 Вводного закона).

Таким образом, фирменное  наименование заключает в себе и  связь с корпоративным правом, и принадлежность к результатам  интеллектуальной деятельности (ст.1473 ГК РФ).

Так, фирменное наименование по-прежнему остается привилегией только коммерческих организаций, определяется в их учредительных документах и  включается в Единый государственный  реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в  момент государственной регистрации (п.1 ст.1473 ГК РФ).

На исключительную принадлежность фирменного наименования коммерческим организациям неоднократно указывали  суды.

Общественная организация "Международное физкультурно-спортивное общество "Спартак" имени Николая  Петровича Старостина" (далее - общество "Спартак") являлось правообладателем товарного знака в виде словесного обозначения "Спартак" в отношении  нескольких классов товаров и  услуг, в том числе включающих в себя организацию досуга, массово-зрелищных  мероприятий, соревнований, конкурсов, спартакиад, чемпионатов и т.п.

С другой стороны, муниципальное  учреждение "Футбольный клуб "Спартак" г. Луховицы" (далее - клуб "Спартак") размещало обозначение "Спартак" в названии муниципального стадиона, на билетах, в программах футбольных матчей, в наименовании футбольного  клуба, в телефонном справочнике  и т.п.

Суды предшествующих инстанций  признали право клуба "Спартак" использовать свое фирменное наименование любым из перечисленных способов.

Отменяя решения судов, ВАС  РФ указал на то, что у футбольного  клуба, зарегистрированного как  некоммерческая организация в форме  муниципального учреждения, не имеется  исключительного права на фирменное  наименование, поскольку в соответствии со ст.54 ГК РФ право на фирменное  наименование возникает лишь у коммерческих организаций.

Тем не менее (и на это  следует обратить особое внимание), хотя ВАС РФ и признал правомерность  требования общества "Спартак" о  запрете использовать обозначение "Спартак" и выплате ему разумной компенсации, обязанность клуба "Спартак" изменить еще и название суд не предусмотрел[60].

Такова практика большинства  окружных судов.

Однако в последнее  время появились случаи, когда  в сходных ситуациях суды обязывали  нарушителя внести изменения в свое фирменное наименование.

Суд обязал ООО "Центр-ГАЗ" внести изменение в свое фирменное  наименование в связи с его  сходством до степени смешения с  фирменным наименованием ОАО "ГАЗ" и принадлежащим ему товарным знаком "ГАЗ".

Удовлетворяя требования автогиганта, ФАС со ссылкой на ст.10. bis Парижской конвенции, в частности, пояснил, что запрету подлежат все  действия, способные каким-либо способом вызвать смешение в отношении  предприятия.

В связи с тем, что уставами указанных юридических лиц (находящихся  в одном городе) к основным видам  деятельности отнесены реализация грузовых и легковых автомобилей и запчастей  к ним, суд пришел к выводу о  невозможности индивидуализировать  предприятия с указанными наименованиями. С учетом этого, а также принимая во внимание, что наименование организации  не должно совпадать с принадлежащим  третьим лицам товарным знаком (принцип исключительности фирмы), требования ОАО "ГАЗ" обязать ООО "Центр-ГАЗ" внести изменения в учредительные документы, исключив из фирменного наименования буквосочетание "ГАЗ", были удовлетворены в полном объеме[61].

Организации принадлежит  исключительное право использования  своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации путем его  указания на вывесках, в документации, в рекламе, на товарах или их упаковках  и т.п. (п.1 ст.1474 ГК РФ).

Исключительное право  на фирменное наименование возникает  со дня государственной регистрации  юридического лица и прекращается в  момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в двух случаях:

1) в связи с прекращением  юридического лица;

2) при изменении самого  фирменного наименования.

Фирменное наименование состоит  из двух частей:

1) указания на организационно-правовую  форму организации (ОАО, ЗАО,  ООО и т.п.);

2) собственно наименования.

Проблема сочетания указанных  элементов фирменного наименования неоднократно вызывала споры у правообладателей.

ЗАО "Энергис" обратилось с исковым требованием к ООО "Энергис" признать за ним исключительное право на фирменное наименование и обязать ООО внести изменения  в учредительные документы.

Отказывая ЗАО в иске, ФАС пояснил, что толкование понятия "фирменное наименование" применительно  к коммерческой организации как  наименование, содержащее лишь произвольную (оригинальную) часть и не включающее обязательную (указание на организационно-правовую форму), является ошибочным[62].

Следует особо отметить, что в отношении второй части  фирменного наименования - собственно оригинального наименования - предусмотрено  существенное ограничение: оно не может  ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации (п.2 ст.1473 ГК РФ). То есть, к примеру, ООО "Капитальное строительство" с 2008 г. вряд ли будет возможно зарегистрировать.

Впрочем, вопрос "общеизвестности" фирменного наименования по аналогии с "общеизвестным товарным знаком" в ГК РФ так и не решен. По-видимому, к фирменному наименованию применимы  любые обозначения, не подпадающие  с очевидностью под установленные  законом ограничения.

Организация обязана иметь  полное фирменное наименование на русском  языке, без него ее государственная  регистрация состояться не сможет.

Одновременно организация  вправе включить в учредительные  документы:

сокращенное фирменное наименование на русском языке;

полное и/или сокращенное  фирменное наименование на языках народов  РФ;

полное и/или сокращенное  фирменное наименование на иностранных  языках.

При этом нужно учитывать, что сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов  РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом, только если они  включены в ЕГРЮЛ. В противном  случае какой-нибудь торговый "оппонент" вполне сможет, к примеру, воспользоваться  иностранной транскрипцией названия вашей фирмы.

Кстати, транскрипциям законодатель уделил особое внимание.

По правилам п.3 ст.1473 ГК РФ фирменное наименование на русском  языке и языках народов РФ может  содержать иноязычные заимствования  в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов  РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму  юридического лица.

Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны