Фирменное наименование как объект правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая ИС.docx

— 115.67 Кб (Скачать файл)

Исключительное право  на использование фирменного наименования имеет свои предметные границы. Демаркация последних может быть осуществлена по различным основаниям, а именно: по количеству субъектов, управомоченных на использование фирменного наименования, и по количеству предприятий, находящихся у управомоченного лица в собственности или на основании иного права.

Очерчивая круг управомоченных субъектов, необходимо исходить из принципа юридической монополии, присущей режиму исключительного права, которым  наделен фирмовладелец. Из этого  принципа следует общее правило "одно юридическое лицо - одна фирма". Данное правило действует с известными исключениями, которые привнесены нормами  закона, регулирующими отношения  по поводу коммерческой концессии. В  рамках концессионных отношений  правообладатель (фирмовладелец) может  предоставить фирменное наименование в составе комплекса исключительных прав нескольким пользователям, действующим  на различных территориях, одновременно занимаясь предпринимательской  деятельностью под своим фирменным  наименованием при соблюдении ряда условий, главным образом территориального характера. Следовательно, концессионные  правоотношения допускают множественность  лиц, наделенных правом использования  одного и того же фирменного наименования.

Еще один случай множественности  лиц, использующих одно и то же наименование, приводится А.П. Сергеевым, допускающим "появление в обороте и нескольких юридических лиц, действующих под  одним и тем же названием, которым  раньше пользовалось прекращенное в  результате разделения юридическое  лицо"[47]. Это, по мнению А.П. Сергеева, "возможно только тогда, когда, во-первых, они намерены действовать на разных участках рынка, и, во-вторых, это не создает затруднений для других участников оборота"[48].

Что касается количества предприятий (как имущественных комплексов), находящихся у фирмовладельца в  собственности или на основании  иного права, то указанный параметр по общему правилу не оказывает влияния  на предметные границы использования  фирменного наименования. Здесь действует  формула "один бизнес - одна фирма". Однако и в этом аспекте могут быть исключения, скажем, в случае, когда акционерное общество, располагающее своим имущественным комплексом, принимает в доверительное управление имущественный комплекс, включающий фирменное наименование, принадлежащее другой коммерческой организации. В этой связи возникает вопрос о возможности выступления акционерного общества в гражданском обороте под двумя различными фирменными наименованиями.

Аргументом в пользу отрицательного ответа на поставленный вопрос может  служить правило, согласно которому доверительный управляющий действует  от собственного имени.

Вместе с тем, как представляется, не существует препятствий для применения фирменного наименования учредителя доверительного управления на товарах и их упаковках, производимых на базе имущественного комплекса, находящегося в доверительном  управлении.

Право на фирменное наименование действует бессрочно, а точнее, в  период жизненного цикла деятельности фирмовладельца. По общему правилу  право на использование фирменного наименования прекращается с момента  ликвидации коммерческой организации, которую оно индивидуализировало  в гражданском обороте.

В литературе называются и  специфические основания, по которым  право на фирменное наименование прекращается и при существовании  организации, которую оно индивидуализировало.

Так, А.П. Сергеев выделяет четыре основания, по которым право  на фирму может прекратиться досрочно:

при отказе фирмовладельца от права пользования конкретным фирменным наименованием;

при переходе предприятия  к новому владельцу, если условия  такой передачи не предусматривают  сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования;

при реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое фирменное наименование;

по решению суда ввиду  несоответствия фирменного наименования требованиям закона или нарушения  прав и охраняемых законом интересов  других лиц[49].

Рассмотрим указанные  основания подробнее.

Отказ фирмовладельца от исключительного  права на использование принадлежащего ему фирменного наименования следует  расценивать как аналог отказа гражданина или юридического лица от права собственности  на принадлежащее ему имущество, допускаемый ст.236 ГК РФ. Очевидно, что  указанный отказ фирмовладельца должен сопровождаться актом публичного оповещения об этом. При этом возникают  два вопроса, решить которые необходимо в целях предотвращения негативных последствий отказа от права на использование  фирмы.

Первый вопрос связан с  тем, что, отказавшись от указанного права, коммерческая организация не утрачивает обязанности иметь фирменное  наименование. Поэтому условием отказа от права на использование должна быть регистрация нового фирменного наименования. При этом отказ от права на использование сам по себе не должен влечь автоматического  прекращения такого права до момента  регистрации нового фирменного наименования. Процедурно вопрос о замене фирменного наименования на другое решается в  порядке регистрации изменений, вносимых в учредительные документы  юридического лица, и внесения изменений  в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Второй вопрос касается судьбы прежнего фирменного наименования, право  на использование которого прекращено вследствие отказа от него фирмовладельца. В литературе существует точка зрения, согласно которой "подобные фирменные  наименования могут быть избраны  для своего обозначения любыми заинтересованными  в этом участниками оборота"[50]. Действительно, действующее законодательство не запрещает подобный "захват" отказной фирмы, если только он не влечет нарушения правил о недобросовестной конкуренции и не вводит потребителей в заблуждение. И здесь следует согласиться с А.П. Сергеевым в том, что "указанные действия должны рассматриваться как злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция со всеми вытекающими отсюда последствиями"[51].

Переход имущественного комплекса  организации к новому владельцу  без фирменного наименования также  влечет прекращение права на фирму. Указанное прекращение будет  иметь место, когда прежний владелец предприятия прекращает всякую деятельность и не участвует более в гражданском  обороте. В данном случае действует  правило п.13 Положения о фирме, согласно которому право на фирму  прекращается с переходом предприятия  к новому владельцу, за исключением  случаев, предусмотренных в ч.2 п.12 указанного Положения. Исключения состоят  в том, что в случае перехода предприятия  к новому владельцу последний  может пользоваться фирмой предприятия  лишь с согласия прежнего владельца  или его правопреемников и  лишь при условии добавления к  ней указания на преемственность  связи.

Вопрос о судьбе права  на использование фирменного наименования при реорганизации юридического лица - фирмовладельца исследован в  юридической литературе весьма обстоятельно. Очевидно, что установленные гражданским  законодательством формы реорганизации  юридических лиц оказывают различное  влияние на правообладание фирмой, с чем, собственно, согласно большинство  исследователей[52]. Согласно ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц может быть осуществлена путем: слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, разделения одного юридического лица на несколько новых юридических лиц, выделения из состава юридического лица других юридических лиц, преобразования юридического лица в иную организационно-правовую форму юридического лица. По общему правилу при реорганизации права и обязанности, в том числе право на использование фирменного наименования реорганизуемого юридического лица, переходят к иным субъектам права в порядке универсального правопреемства.

В процессе слияния юридических  лиц - фирмовладельцев права и  обязанности каждого из них переходят  к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом. В литературе называются три варианта решения  вопроса о фирменном наименовании в процессе слияния юридических  лиц, а именно:

соединение фирменных  наименований в единое целое;

избрание нового фирменного наименования, которое ни одним из сливающихся юридических лиц  ранее не использовалось;

продолжение пользования  фирменным наименованием одного из сливающихся юридических лиц[53].

Представляется, что наиболее оптимальными вариантами следует признать выбор нового фирменного наименования либо оставление наиболее известного из прежних наименований. При этом как то, так и другое должны быть зарегистрированы в процессе государственной  регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Соединение фирменных  наименований в единое целое - занятие  явно бесперспективное, поскольку правила  построения фирменных наименований подобного соединения не допускают.

В процессе присоединения  юридического лица - фирмовладельца к  другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности  присоединенного лица в соответствии с передаточным актом. Здесь предпочтительным вариантом будет сохранение фирменного наименования юридического лица, к  которому присоединяется другое юридическое  лицо. Впрочем, не исключается и вариант  смены фирменного наименования на фирменное  наименование присоединенного юридического лица. В первом случае прекращается право на использование фирменного наименования присоединенного лица, а во втором - право на использование  фирменного наименования юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо.

В процессе разделения юридического лица - фирмовладельца права и обязанности  последнего переходят к вновь  возникшим юридическим лицам  в соответствии с разделительным балансом. В данном случае могут  быть использованы следующие варианты решения судьбы фирменного наименования:

во-первых, прежнее фирменное  наименование может быть оставлено  по соглашению участников процесса разделения либо по решению суда за одним из вновь возникших юридических  лиц. В этом случае право на использование  фирменного наименования не прекращается.

во-вторых, вновь возникшие  юридические лица могут выбирать для себя новые фирменные наименования. В этом случае право на использование  прежнего фирменного наименования, принадлежащее  юридическому лицу, подлежащему разделению, прекращается.

В литературе предлагается еще один вариант решения судьбы фирменного наименования при разделении юридического лица - фирмовладельца. Этот вариант, предлагаемый А.П. Сергеевым, можно условно назвать "клонированием  фирмы".

Его суть состоит в том, что вновь возникшие юридические  лица продолжают действовать в гражданском  обороте под одним и тем  же наименованием, которым ранее  пользовалось юридическое лицо, подвергнутое процедуре разделения[54]. Однако такой вариант может применяться только в исключительных случаях и лишь при условии осуществления вновь возникшими юридическими лицами предпринимательской деятельности на разных сегментах рынка или на разных территориях.

В процессе выделения из состава юридического лица - фирмовладельца одного или нескольких юридических  лиц к каждому из них переходят  права и обязанности реорганизованного  юридического лица в соответствии с  разделительным балансом. Поскольку  юридическое лицо, из состава которого выделяются новые хозяйствующие субъекты, не прекращает своей деятельности, право на использование фирменного наименования в данном случае также не прекращается.

В процессе преобразования юридического лица - фирмовладельца одного вида в юридическое лицо другого  вида, т.е. в процессе изменения организационно-правовой формы, к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае факт изменения организационно-правовой формы является решающим в определении  судьбы фирмы подлежащего преобразованию юридического лица. Структура прежнего фирменного наименования меняется, и, по существу, формируется новое наименование. Следовательно, право на использование  прежнего фирменного наименования таким, какое оно было, прекращается.

В литературе между тем  высказываются предположения, что "к  вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности  реорганизованного юридического лица, что означает переход права на фирменное наименование"[55]. При этом "в это фирменное наименование, при необходимости, должны быть внесены соответствующие изменения"[56]. Представляется, что указанная необходимость существует всегда, поскольку в гражданском обороте начинает действовать новая юридическая личность, обязанная по закону иметь свое фирменное наименование, построенное по установленным правилам.

В то же время, если следовать  весьма спорной позиции, занятой  ВАС РФ в письме от 29 мая 1992 г. №  С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике"[57], несмотря на изменение организационно-правовой формы, юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, может пользоваться прежней фирмой в силу того, что оно существует в иной организационно-правовой форме.

Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны