Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа
Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.
Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников
Исключительное право на использование фирменного наименования имеет свои предметные границы. Демаркация последних может быть осуществлена по различным основаниям, а именно: по количеству субъектов, управомоченных на использование фирменного наименования, и по количеству предприятий, находящихся у управомоченного лица в собственности или на основании иного права.
Очерчивая круг управомоченных
субъектов, необходимо исходить из принципа
юридической монополии, присущей режиму
исключительного права, которым
наделен фирмовладелец. Из этого
принципа следует общее правило
"одно юридическое лицо - одна фирма".
Данное правило действует с известными
исключениями, которые привнесены нормами
закона, регулирующими отношения
по поводу коммерческой концессии. В
рамках концессионных отношений
правообладатель (фирмовладелец) может
предоставить фирменное наименование
в составе комплекса
Еще один случай множественности
лиц, использующих одно и то же наименование,
приводится А.П. Сергеевым, допускающим
"появление в обороте и
Что касается количества предприятий
(как имущественных комплексов)
Аргументом в пользу отрицательного
ответа на поставленный вопрос может
служить правило, согласно которому
доверительный управляющий
Вместе с тем, как представляется, не существует препятствий для применения фирменного наименования учредителя доверительного управления на товарах и их упаковках, производимых на базе имущественного комплекса, находящегося в доверительном управлении.
Право на фирменное наименование
действует бессрочно, а точнее, в
период жизненного цикла деятельности
фирмовладельца. По общему правилу
право на использование фирменного
наименования прекращается с момента
ликвидации коммерческой организации,
которую оно
В литературе называются и
специфические основания, по которым
право на фирменное наименование
прекращается и при существовании
организации, которую оно
Так, А.П. Сергеев выделяет четыре основания, по которым право на фирму может прекратиться досрочно:
при отказе фирмовладельца от права пользования конкретным фирменным наименованием;
при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования;
при реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а иногда и должно изменить свое фирменное наименование;
по решению суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона или нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц[49].
Рассмотрим указанные основания подробнее.
Отказ фирмовладельца от исключительного права на использование принадлежащего ему фирменного наименования следует расценивать как аналог отказа гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащее ему имущество, допускаемый ст.236 ГК РФ. Очевидно, что указанный отказ фирмовладельца должен сопровождаться актом публичного оповещения об этом. При этом возникают два вопроса, решить которые необходимо в целях предотвращения негативных последствий отказа от права на использование фирмы.
Первый вопрос связан с
тем, что, отказавшись от указанного
права, коммерческая организация не
утрачивает обязанности иметь фирменное
наименование. Поэтому условием отказа
от права на использование должна
быть регистрация нового фирменного
наименования. При этом отказ от
права на использование сам по
себе не должен влечь автоматического
прекращения такого права до момента
регистрации нового фирменного наименования.
Процедурно вопрос о замене фирменного
наименования на другое решается в
порядке регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы
юридического лица, и внесения изменений
в сведения о юридическом лице,
содержащиеся в ЕГРЮЛ (ст.17 Федерального
закона "О государственной
Второй вопрос касается судьбы прежнего фирменного наименования, право на использование которого прекращено вследствие отказа от него фирмовладельца. В литературе существует точка зрения, согласно которой "подобные фирменные наименования могут быть избраны для своего обозначения любыми заинтересованными в этом участниками оборота"[50]. Действительно, действующее законодательство не запрещает подобный "захват" отказной фирмы, если только он не влечет нарушения правил о недобросовестной конкуренции и не вводит потребителей в заблуждение. И здесь следует согласиться с А.П. Сергеевым в том, что "указанные действия должны рассматриваться как злоупотребление правом и недобросовестная конкуренция со всеми вытекающими отсюда последствиями"[51].
Переход имущественного комплекса организации к новому владельцу без фирменного наименования также влечет прекращение права на фирму. Указанное прекращение будет иметь место, когда прежний владелец предприятия прекращает всякую деятельность и не участвует более в гражданском обороте. В данном случае действует правило п.13 Положения о фирме, согласно которому право на фирму прекращается с переходом предприятия к новому владельцу, за исключением случаев, предусмотренных в ч.2 п.12 указанного Положения. Исключения состоят в том, что в случае перехода предприятия к новому владельцу последний может пользоваться фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственность связи.
Вопрос о судьбе права
на использование фирменного наименования
при реорганизации юридического
лица - фирмовладельца исследован в
юридической литературе весьма обстоятельно.
Очевидно, что установленные гражданским
законодательством формы
В процессе слияния юридических
лиц - фирмовладельцев права и
обязанности каждого из них переходят
к вновь возникшему лицу в соответствии
с передаточным актом. В литературе
называются три варианта решения
вопроса о фирменном
соединение фирменных наименований в единое целое;
избрание нового фирменного наименования, которое ни одним из сливающихся юридических лиц ранее не использовалось;
продолжение пользования
фирменным наименованием одного
из сливающихся юридических лиц[
Представляется, что наиболее оптимальными вариантами следует признать выбор нового фирменного наименования либо оставление наиболее известного из прежних наименований. При этом как то, так и другое должны быть зарегистрированы в процессе государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Соединение фирменных наименований в единое целое - занятие явно бесперспективное, поскольку правила построения фирменных наименований подобного соединения не допускают.
В процессе присоединения юридического лица - фирмовладельца к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом. Здесь предпочтительным вариантом будет сохранение фирменного наименования юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо. Впрочем, не исключается и вариант смены фирменного наименования на фирменное наименование присоединенного юридического лица. В первом случае прекращается право на использование фирменного наименования присоединенного лица, а во втором - право на использование фирменного наименования юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо.
В процессе разделения юридического лица - фирмовладельца права и обязанности последнего переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В данном случае могут быть использованы следующие варианты решения судьбы фирменного наименования:
во-первых, прежнее фирменное наименование может быть оставлено по соглашению участников процесса разделения либо по решению суда за одним из вновь возникших юридических лиц. В этом случае право на использование фирменного наименования не прекращается.
во-вторых, вновь возникшие юридические лица могут выбирать для себя новые фирменные наименования. В этом случае право на использование прежнего фирменного наименования, принадлежащее юридическому лицу, подлежащему разделению, прекращается.
В литературе предлагается еще один вариант решения судьбы фирменного наименования при разделении юридического лица - фирмовладельца. Этот вариант, предлагаемый А.П. Сергеевым, можно условно назвать "клонированием фирмы".
Его суть состоит в том,
что вновь возникшие
В процессе выделения из
состава юридического лица - фирмовладельца
одного или нескольких юридических
лиц к каждому из них переходят
права и обязанности
В процессе преобразования
юридического лица - фирмовладельца одного
вида в юридическое лицо другого
вида, т.е. в процессе изменения организационно-
В литературе между тем
высказываются предположения, что "к
вновь возникшему юридическому лицу
переходят все права и
В то же время, если следовать весьма спорной позиции, занятой ВАС РФ в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике"[57], несмотря на изменение организационно-правовой формы, юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, может пользоваться прежней фирмой в силу того, что оно существует в иной организационно-правовой форме.
Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны