Фирменное наименование как объект правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентов предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался в глазах потребителей с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие права на фирменное наименование
1.1 Понятие фирменного наименования
1.2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1 Субъекты прав на фирменные наименования
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4 Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая ИС.docx

— 115.67 Кб (Скачать файл)

Соответствующие изменения  были внесены также в Законы об АО[63] и об ООО[64], в Закон о государственных предприятиях[65] и Закон о банковской деятельности[66].

Причем в отношении  кредитных организаций предусмотрены  дополнительные ограничения: их фирменное  наименование должно содержать указание на характер деятельности организации путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". В противном случае Банк России обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации. Другие лица использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" не вправе.

Как будет работать данная норма, покажет практика. Представляется, что возможные проблемы будет  вызывать терминология, связанная с  указанием организационной формы  организации.

С 2008 г. фирма не может  называться, к примеру, "КОРПОРАЦИЯ РОС-BRI OIL" LTD.

Чтобы это название стало  соответствовать закону, оно должно выглядеть примерно так: ЗАО "КОРПОРАЦИЯ РОС-БРИ ОЙЛ ЛТД".

Хотя и в этом случае нет полной ясности, можно ли по смыслу п.3 ст.1473 ГК РФ в данном названии использовать слова "корпорация" и "ЛТД"?

Так что любителям громких  иноязычных названий придется быть осторожными.

Для фирменных наименований Гражданский кодекс РФ предусмотрел помимо перечисленных еще целый  ряд ограничений.

Согласно п.4 ст.1473 ГК РФ в  фирменное наименование не могут  включаться:

1) полные или сокращенные  официальные наименования Российской  Федерации, иностранных государств, а также слова, производные  от таких наименований;

2) полные или сокращенные  официальные наименования федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные  наименования международных и  межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные  наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие  общественным интересам, а также  принципам гуманности и морали.

Исключение из этого правила  составляют только государственные  унитарные предприятия: в их наименованиях  может содержаться указание на принадлежность такого предприятия Российской Федерации  или субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное  наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а  также слов, производных от этого  наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций  акционерного общества принадлежит  Российской Федерации.

Но главной новеллой ГК РФ остается вновь установленный  порядок осуществления исключительного  права на фирменное наименование.

Исключительное право  ограничивается только двумя правомочиями:

правом владения (п.1 ст.1473 ГК РФ);

правом пользования (п.1 ст.1474 ГК РФ).

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п.2 ст.1474 ГК РФ).

Это означает запрет на любое  предоставление своего фирменного наименования другому лицу.

Неотчуждаемость фирменного наименования привела к исключению его из состава имущественного комплекса  предприятия (ч.2 п.2 ст.132 ГК РФ, п.11 ст.17 Вводного закона). То есть фирменное  наименование само по себе больше не признается имуществом, имеющим какую-либо стоимостную  оценку: оно может оцениваться  только в составе других нематериальных активов (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания) [67].

Данную новеллу следует  отнести к особенностям национального  законодательства РФ об интеллектуальной собственности, так как международное право разрешает отчуждение права на фирменное наименование (п.1 ст.9 Парижской конвенции).

В связи с этим были внесены  соответствующие изменения и  в договор коммерческой концессии.

В новой редакции ГК РФ фирменное  наименование изъято из передаваемого  по договору коммерческой концессии  комплекса исключительных прав. Его  призваны заменить другие предусмотренные  Гражданским кодексом средства индивидуализации: товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров  и новый объект интеллектуальных прав - коммерческие обозначения[68].

В этой связи возникает  вопрос о судьбе уже заключенных  на 1 января 2008 г. договоров коммерческой концессии.

Часть четвертая Гражданского кодекса применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в  действие (ст.5 Вводного закона). По правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут  после введения ее в действие.

Учитывая, что с 1 января 2008 г. фирменное наименование как объект интеллектуальных прав изымается из свободного гражданско-правового оборота, полагаем, что до этого срока следует  внести соответствующие изменения  в действующие договоры коммерческой концессии, исключив из них упоминание о передаче прав на фирменное наименование. Напомним, что все такие изменения  должны быть зарегистрированы в уполномоченном государственном органе по интеллектуальной собственности (п.2 ст.1028 ГК РФ).

Ну а если стороны так  и не внесут указанные изменения? Думается, что на действительность договора концессии это повлиять не должно. Просто все условия о  передаче права на фирменное наименование должны считаться недействительными  и, следовательно, не подлежат применению.

Кстати, возможность законной передачи фирменного наименования (в  том числе и по договору концессии) сторонним организациям законодатель все же оставил.

Так, согласно ст.1476 ГК РФ фирменное  наименование или отдельные его  элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему  коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания. При  этом фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого  обозначения, товарного знака или  знака обслуживания.

Новые правила ГК РФ существенно  расширили возможности охраны прав на фирменное наименование.

Во-первых, все организации, чьи наименования (согласно ЕГРЮЛ) не соответствуют Гражданскому кодексу, обязаны будут с 2008 г. при первом же изменении учредительных документов поменять также и свое название: привести его в соответствие с  законом. Это прямо указано в  ст.14 Вводного закона.

Правда, конкретные сроки  таких изменений законом не установлены. Можно лишь предположить, что налоговые  органы попросту не зарегистрируют изменения  в учредительные документы (не внесут соответствующую запись в ЕГРЮЛ) без изменения наименования фирмы.

Судя по содержанию ст.14 Вводного закона, это не должно касаться случаев  внесения записей в ЕГРЮЛ, не связанных  с изменением учредительных документов. Например, в связи со сменой директора.

Впрочем, у налоговиков  имеется и другой механизм воздействия.

Так, налоговый орган согласно п.5 ст.1473 ГК РФ вправе обратиться в суд  с иском к такой организации  о понуждении ее к изменению фирменного названия. Но не во всех случаях, а только:

а) при нарушении правил, касающихся употребления русских и  иноязычных фирменных наименований (п.3 ст.1473 ГК РФ);

б) при употреблении в  фирменном наименовании запрещенных  законом терминов, перечисленных  в п.4 ст.1473 ГК РФ (типа "Российская Федерация" и т.п.).

Во-вторых, любой правообладатель  может потребовать от других лиц  прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или  сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем (п.4 ст.1474 ГК РФ).

При этом правообладатель  также вправе требовать от нарушителя возмещения ему причиненных убытков. Но это право возникает у правообладателя  только в том случае, если его  фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное  наименование нарушителя (п.3 ст.1474 ГК РФ).

В связи с изложенным нельзя не отметить, что ряд спорных вопросов о масштабах допустимости использования  фирменного наименования все же остался.

Согласно п.1 ст.1474 ГК РФ правообладатель  может использовать свое исключительное право на фирменное наименование любым допустимым способом, в том  числе путем его указания на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах, на их упаковках. В свою очередь, ограничения, связанные с использованием фирменного наименования, касаются только других фирменных наименований, тождественных  или сходных до степени смешения с используемым, при наличии приоритета (п.3 ст.1474 ГК РФ).

В прежней редакции ГК РФ, равно как и в Законе о товарных знаках, ситуация, когда фирменное  наименование было зарегистрировано позднее, чем товарный знак с использованием аналогичного наименования у другого  правообладателя, законом не рассматривалась. Это порождало споры между  заинтересованными лицами.

Однако теперь в п.6 ст.1252 ГК РФ содержится общая норма, призванная разрешить данную ситуацию.

Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества  или сходства могут быть введены  в заблуждение потребители и (или) контрагенты, то преимущество имеет  то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п.6 ст.1252 ГК РФ) [69].

Таким образом, владелец фирменного наименования, обладающего более  ранним приоритетом, в случае обнаружения  сходных обозначений вправе требовать:

в отношении товарного  знака (знака обслуживания) с более  поздним приоритетом - признания  его регистрации недействительной;

в отношении другого фирменного наименования или коммерческого  обозначения - полного или частичного запрета на их использование.

Так что с 2008 г. судебная практика с учетом норм п.6 ст.1252 ГК РФ должна измениться.

Если с этих позиций  проанализировать, например, упомянутое выше Постановление ФАС Поволжского  округа от 14.06.2005 № А55-20728/05, то при  обозначенных условиях с 2008 г. суд будет  уже не вправе потребовать внесения изменений в учредительные документы  организации, но сможет запретить использование  фирменного наименования в отношении  определенных видов деятельности. В  рассматриваемом деле таким видом  деятельности выступала "реализация грузовых и легковых автомобилей, а  также запчастей к ним".

То есть по закону организация-нарушитель уже никаким образом не сможет заявлять себя в этой сфере деятельности, т.е. указывать свое фирменное наименование в любых видах рекламы, в документации и т.п. и даже заключать договоры от собственного имени.

Думается, что при таком  положении дел правонарушитель  сам "догадается" внести коррективы в свое фирменное наименование.

Закрытое акционерное  общество "Гальва" обратилось в  Арбитражный суд Самарской области  с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Гальва" с требованием  прекратить использование в его  фирменном наименовании слово "Гальва", которое входит в фирменное наименование истца.

Исковые требования основывались на том, что истец как "Акционерное  общество закрытого типа "Гальва" был зарегистрирован постановлением главы Ленинской администрации 24 октября 2003 г. Новая редакция его  устава с фирменным наименованием "Закрытое акционерное общество "Гальва" утверждена постановлением главы Октябрьского района от 22 июля 2005 г., в то время как ответчик - "Общество с ограниченной ответственностью "Гальва" - зарегистрирован Самарской  областной регистрационной палатой  гораздо позже, 1 декабря 2007 г.

Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что фирменное наименование зарегистрировано им в установленном  порядке и он имеет исключительное право использовать его.

В ходе судебного заседания  было установлено следующее. Наименование ответчика не содержит иных отличий  от наименования истца, кроме указания на другую организационно-правовую форму. Исключительное право истца, защищаемое в соответствии с п.4 ст.54 ГК, основывается на более ранней регистрации, а следовательно, преимущественном приоритетном праве. Как истец, так и ответчик занимаются одним видом деятельности - восстановлением  емкости свинцовых аккумуляторных батарей - и зарегистрированы по одному адресу.

Суд пришел к следующему выводу: ответчик в целях недобросовестной конкуренции использует фирменное  наименование, сходное до степени  смешения с фирменным наименованием  истца, что нарушает исключительное право истца на его фирменное  наименование. При таких обстоятельствах  требования истца подлежат удовлетворению. Суд обязал ООО "Гальва" прекратить использование в фирменном наименовании слово "Гальва".

Апелляционная жалоба ответчика  постановлением апелляционной инстанции  Арбитражного суда Самарской области  была отклонена по тем же основаниям.

Федеральный арбитражный  суд Поволжского округа, рассматривавший  дело по кассационной жалобе ответчика, своим постановлением отменил акты обеих предшествующих инстанций  и вынес решение об отказе в  удовлетворении иска.

Информация о работе Фирменное наименование как объект правовой охраны