Формирование трудовой культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Глобальной целью образования является формирование культуры личности. Задача образования – сделать общечеловеческие и национальные ценности культуры достоянием учащихся. Но проблемы культуры, особенно формирования культуры личности, остаются пока малоизученными.

Содержание работы

Введение. 3
Трудовое воспитание учащихся как напрпвление формирования
культуры личности. 4
Задачи трудового воспитания в условиях общеобразовательной
школы. 6
Воспитание у учащихся потребности в труде и ответственного
отношения к труду. 9
Профессиональная ориентация школьников. 12
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15

Файлы: 1 файл

педагогика к .р..docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                           ФИЛИАЛ в г. МИНСКЕ 

                          Кафедра социальной работы 

                                           

                                           Контрольная работа

по учебной  дисциплине « Педагогика» 

на тему: Формирование трудовой культуры личности 

  

                                                                                          Студентки Счастная Л.В.

                                                                                          3 курс, заочное отделение

                                                                                         социальная работа

                                                                                          Преподаватель Аберган В.П.

                                                                                          Доцент, кандидат

                                                                                          педагогических наук  
 
 
 
 
 
 

                                                       Минск, 2010

                                                   План. 

Введение.                                                                                                                            3

  1. Трудовое воспитание учащихся как напрпвление формирования

    культуры  личности.                                                                                               4                                                                     

  1. Задачи трудового воспитания в условиях общеобразовательной

    школы.                                                                                                                      6                                         

  1. Воспитание у учащихся потребности в труде и ответственного

            отношения к труду.                                                                                               9

  1. Профессиональная ориентация школьников.                                              12

Заключение.                                                                                                                     14

Список использованной литературы.                                                                         15                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

     Глобальной  целью образования является формирование культуры личности. Задача образования  – сделать общечеловеческие и  национальные ценности культуры достоянием учащихся.  Но проблемы культуры, особенно формирования культуры личности, остаются пока малоизученными.

     Наш предмет изучения и анализа –  процесс формирования трудовой культуры личности.

     Культура  личности – это не просто специфическое  отражение культуры общества, а степень  развития личности, выражающаяся в  стиле поведения и деятельности, а также в системе ее потребностей. Структура культуры личности сложна и многогранна.

     Культура  личности постепенно складывается в  процессе ее психического, духовного, социального развития и является, следовательно, результатом жизненного пути личности. Жизненный путь личности определяет сама личность как субъект  формирования. Понятие субъекта формирования дает возможность раскрыть деятельную сущность личности, ее индивидуальную активность. Личность организует свою жизнедеятельность, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное  направление – формирование своей  культуры.

     Анализ  культуры личности, объективные требования радикального обновления образования  дают возможность понять и осознать место и роль культуры в упорядочении всей жизнедеятельности. Идея необходимости решительного подъема культуры  личности, способной к самосозиданию, впервые сформулирована в новой концепции образования и воспитания в Беларуси. Основная идея Концепции – создание на национально –культурной основе с учетом общечеловеческих ценностей системы образования и воспитания, способной к саморазвитию в соответствии с требованиями личности и общества. Задача образования – формирование культуры личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Трудовое  воспитание учащихся как направление формирования

     культуры  личности. 

     Важной  задачей семьи и школы  является воспитание у детей положительного отношения к труду, к выбору будущей  профессии. Труд человека, физический и умственный, является основой его  существования, источником материальных и духовных ценностей и вместе с тем обладает колоссальными  воспитательными возможностями.

     Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Трудовые умения и закалка потребуются  выпускникам в любой сфере  деятельности.

     Трудовое  воспитание приобретает большое  значение в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуется высокая  квалификация, широкий технический  кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми  умениями и навыками. Поэтому приобщение учащихся к производительному труду, организация трудового воспитания становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного  процесса.

     Необходимость трудового воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Ценные идеи по этой проблеме содержатся в трудах классиков педагогики –  Я.А. Каменского, А. Дистирвега, К.Д. Ушинского. Различные аспекты трудового  воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, И.С. Марьенко.

     В педагогике раскрываются функции трудового  воспитания в развитии личности и  ее нравственном формировании [10;402]:

      Труд, практическая производственная деятельность оказывает благотворное влияние  на физическое развитие человека. Физический труд, связанный с движениями, с  пребыванием на свежем воздухе, укрепляет  силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.

      Труд  развивает умственные способности  человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

     Велико  значение труда в нравственном воспитании личности. Трудовая деятельность связана  с развитием гражданского сознания школьников. Каждый воспитанник готовится  стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям.

     Существенная  функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

     Труд  как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному  выбору профессии. Воспитательное значение учения связано главным образом  с умственной деятельностью и  формирует интерес преимущественно  к интеллектуальной работе. Между  тем большинство учащихся вливаются  после окончания школы в сферу  материального производства. Чтобы  осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию  различных видов общественно  полезного труда, дать им возможность  испытать свои силы и способности  в разнообразных сферах производительной деятельности. Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Задачи трудового воспитания в условиях общеобразовательной           школы. 
     

     Трудовое  воспитание есть процесс организации  и стимулирования разнообразной  трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения  к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов [9; 157].

     Формирование  положительного отношения к труду  нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает  как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение  практическими приемами труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

     В условиях общеобразовательной школы  решаются следующие задачи трудового  воспитания учащихся [8; 59]:

     - формирование у учащихся положительного  отношения к труду как высшей  ценности в жизни, высоких социальных  мотивов трудовой деятельности;

     - развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

     - воспитание высоких моральных  качеств, трудолюбия, долга и ответственности,  целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

     - вооружение учащихся разнообразными  трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры  умственного и физического труда.

     Содержание  трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом  хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы.

     Задачи  трудового воспитания осуществляются в процессе: получения общеобразовательной  подготовки; трудового обучения при  освоении общеобразовательной области  «технология»; внеклассной и внешкольной  работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную  по содержанию и формам групповую  деятельность и общение.

     Содержательную  основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда [8; 60].

     Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших  волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

     Общественно полезный труд организуется в интересах  членов всего коллектива и каждого  ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в  школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями).

     Производительный  труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий. В школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.

     Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:

     - подчинение труда детей учебно-воспитательным  задачам, которое достигается  в процессе взаимопроникновения  целей учебного, общественно полезного  и производительного труда. В  этих трудах должны находить  практическое применение знания  и умения, полученные в учебном  процессе. Задачи трудового обучения  и воспитания детей решаются  комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

Информация о работе Формирование трудовой культуры личности