Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа
Глобальной целью образования является формирование культуры личности. Задача образования – сделать общечеловеческие и национальные ценности культуры достоянием учащихся. Но проблемы культуры, особенно формирования культуры личности, остаются пока малоизученными.
Введение. 3
Трудовое воспитание учащихся как напрпвление формирования
культуры личности. 4
Задачи трудового воспитания в условиях общеобразовательной
школы. 6
Воспитание у учащихся потребности в труде и ответственного
отношения к труду. 9
Профессиональная ориентация школьников. 12
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной работы
по учебной
дисциплине « Педагогика»
на тему:
Формирование трудовой культуры личности
Введение.
культуры
личности.
школы.
отношения к труду.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
Глобальной целью образования является формирование культуры личности. Задача образования – сделать общечеловеческие и национальные ценности культуры достоянием учащихся. Но проблемы культуры, особенно формирования культуры личности, остаются пока малоизученными.
Наш предмет изучения и анализа – процесс формирования трудовой культуры личности.
Культура
личности – это не просто специфическое
отражение культуры общества, а степень
развития личности, выражающаяся в
стиле поведения и
Культура личности постепенно складывается в процессе ее психического, духовного, социального развития и является, следовательно, результатом жизненного пути личности. Жизненный путь личности определяет сама личность как субъект формирования. Понятие субъекта формирования дает возможность раскрыть деятельную сущность личности, ее индивидуальную активность. Личность организует свою жизнедеятельность, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление – формирование своей культуры.
Анализ
культуры личности, объективные требования
радикального обновления образования
дают возможность понять и осознать
место и роль культуры в упорядочении
всей жизнедеятельности. Идея необходимости
решительного подъема культуры личности,
способной к самосозиданию, впервые сформулирована
в новой концепции образования и воспитания
в Беларуси. Основная идея Концепции –
создание на национально –культурной
основе с учетом общечеловеческих ценностей
системы образования и воспитания, способной
к саморазвитию в соответствии с требованиями
личности и общества. Задача образования
– формирование культуры личности.
1.Трудовое воспитание учащихся как направление формирования
культуры
личности.
Важной задачей семьи и школы является воспитание у детей положительного отношения к труду, к выбору будущей профессии. Труд человека, физический и умственный, является основой его существования, источником материальных и духовных ценностей и вместе с тем обладает колоссальными воспитательными возможностями.
Правильно
осуществляемое трудовое воспитание,
непосредственное участие школьников
в общественно полезном, производительном
труде является действенным фактором
гражданского взросления, морального
и интеллектуального
Трудовое
воспитание приобретает большое
значение в условиях научно-технического
прогресса и рыночной экономики,
когда от человека требуется высокая
квалификация, широкий технический
кругозор и способность к быстрому
овладению более совершенными трудовыми
умениями и навыками. Поэтому приобщение
учащихся к производительному труду,
организация трудового
Необходимость трудового воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Ценные идеи по этой проблеме содержатся в трудах классиков педагогики – Я.А. Каменского, А. Дистирвега, К.Д. Ушинского. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, И.С. Марьенко.
В педагогике раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании [10;402]:
Труд,
практическая производственная деятельность
оказывает благотворное влияние
на физическое развитие человека. Физический
труд, связанный с движениями, с
пребыванием на свежем воздухе, укрепляет
силы человека и его здоровье, повышает
его жизненную энергию и
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.
Велико значение труда в нравственном воспитании личности. Трудовая деятельность связана с развитием гражданского сознания школьников. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям.
Существенная
функция труда состоит в
Труд
как фактор воспитания способствует
жизненному самоопределению и правильному
выбору профессии. Воспитательное значение
учения связано главным образом
с умственной деятельностью и
формирует интерес
2. Задачи
трудового воспитания в условиях общеобразовательной
школы.
Трудовое
воспитание есть процесс организации
и стимулирования разнообразной
трудовой деятельности учащихся и формирования
у них добросовестного
Формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся [8; 59]:
-
формирование у учащихся
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
-
воспитание высоких моральных
качеств, трудолюбия, долга и ответственности,
целеустремленности и
-
вооружение учащихся
Содержание
трудового воспитания определяется
названными задачами, а также рядом
хозяйственно-экономических
Задачи трудового воспитания осуществляются в процессе: получения общеобразовательной подготовки; трудового обучения при освоении общеобразовательной области «технология»; внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение.
Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда [8; 60].
Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями).
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий. В школах, где для организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных ценностей.
Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких педагогических условий, как:
-
подчинение труда детей учебно-