Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих из договора коммерческой концессии, а также усовершенствовать действующее законодательство.
Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
1) Дать правовую характеристику отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга).
2) Дать международно – правовой анализ франчайзинга в отдельных зарубежных странах.
3) Раскрыть содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)
4) Рассмотреть ответственность сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинг) и изучить порядок его прекращения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. «Теоретические основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Правовая характеристика отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§2 «Правовое регулирование франчайзинга в отдельных зарубежных странах
Глава 2. «Правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Содержание договора коммерческой концессии»
§2 «Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая анюточкина.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Университет Геодезии и Картографии (МИИГАиК)

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Курсовая работа по гражданскому праву на тему:

 

 

Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих  из договора коммерческой концессии.

 

 

 

                                                                

 

Выполнила работу:

студентка ГУФ ЮС III-2с.

Анюточкина  М.Ю.

 

Научный руководитель:                                                                           

Кузин Артемий  Александрович,доцент,к.ю.н.

 

 

 

Москва 2012.

 

План:

Введение

Глава 1. «Теоретические основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)»

§1 «Правовая характеристика отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга)»

§2 «Правовое регулирование франчайзинга  в отдельных зарубежных странах

Глава 2. «Правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга)»

§1 «Содержание договора коммерческой концессии»

§2 «Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение»

Заключение

Список  использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Последние десятилетия деловой мир эволюционирует в сверхбыстром темпе. На смену традиционным приходят новые, ещё несколько десятилетий назад просто немыслимые методы торговли и производства.

       Франчайзинг стал использоваться в российских деловых кругах сравнительно недавно, однако уже успел дать жизнь многим успешным фирмам. Популярность этого подхода объясняется простотой применения, в некоторых случаях снижением рисков, а также стабильной окупаемостью.

       На сегодняшний день для создания собственного предприятия необязательно создавать бизнес-план, проводить анализ конъюнктуры и т.п. Сегодня владельцы крупных франчайзинговых брендов готовы всё это сделать за вас.

       Договор коммерческой концессии обычно заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов с использованием фирменного обозначения правообладателя. Естественно, такой договор будет всегда востребованным, так как он является крайне выгодным для обеих сторон.

       Во-первых, выгода правообладателя заключается в том, что он более экономично может развивать свое дело, нет необходимости открывать филиалы, создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств, и в то же время предоставляет правообладателю возможность осуществлять надзор  за  деятельностью пользователя.

       Во-вторых, выгода пользователя состоит  в снижении предпринимательского риска и наиболее быстрого  развития собственного бизнеса. Все это обеспечивается использованием хорошей коммерческой репутации правообладателя в какой-либо  сфере деятельности.

       Актуальность выбранной темы данной курсовой работы выражается в том, что при анализе судебной практики по договору коммерческой концессии выявляются недочёты, а так же пробелы в законодательстве, которые требуют более детального изучения и дополнения норм данного вида договора.

       Цель данной курсовой работы -  выявление пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих из договора коммерческой концессии, а также усовершенствовать действующее законодательство.

       Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:

1) Дать правовую характеристику  отношений, возникающих из договора  коммерческой концессии (франчайзинга).

2) Дать международно – правовой анализ франчайзинга  в отдельных зарубежных странах.

3) Раскрыть содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)

4) Рассмотреть ответственность сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинг) и изучить порядок его прекращения.

       Объектом изучения данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие из договора коммерческой концессии (франчайзинга).

       Предметом данной курсовой работы выступают нормы Гражданского права РФ, федеральные законы, научные публикации, судебная практика, касающаяся договора коммерческой концессии и  статистические данные.

       Договором франчайзинга занимались следующие юристы:  Толкачев А.Н,А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой, Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В, Гатин А.М., Мозолин В.П, С.А. Сосна, Е.Н. Васильева,Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С, Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., М.И. Брагинский, В.В. Витрянский.

       Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава I. «Теоретические основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)»

§1 «Правовая  характеристика отношений, возникающих  из договора коммерческой концессии (франчайзинга)»     

       Коммерческая концессия - это один из относительно новых институтов гражданского права Российской Федерации. Этот правовой институт сходен с институтом англосаксонского права, который носит название "franchising" (франчайзинг,  франшиза).

       В современном гражданском законодательстве договору коммерческой концессии посвящена глава 54 Гражданского кодекса РФ и в статье 1027 дается легальное определение этого договора.

       Итак, по  договору коммерческой  концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

       Договор коммерческой концессии   по своей экономической природе  является мощным средством развития предпринимательства, так как по данному договору для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга. (Приложение1)

       Франчайзинг является новой прогрессивной  системой организации бизнеса,  которую используют крупнейшие  участники рынка для распространения  своих фирменных наименований, брендов  и технологий. Это такая форма сотрудничества независимых предпринимателей, при которой один, получивший известность в определенной сфере бизнеса (франчайзер), предоставляет на возмездной основе другим предпринимателям (франчайзи) права на использование своего фирменного наименования и способа ведения бизнеса, который к моменту взаимодействия получил признание и коммерческий успех.1

       Необходимо сказать, что я при  написании данной курсовой работы, исхожу из того, что договор  коммерческой концессии и франчайзинг-это по сути одно и то же. Если заглянуть в Большой юридический словарь, то мы увидим отсылку с франчайзинга к договору коммерческой концессии.

       Необходимо ввести понятие франчайзинга в ст.1027 ГК РФ, чтобы не было разногласий и недопонимания между юристами-практиками и юристами-теоретиками. Ст. 1027 должна носить название «Договор коммерческой концессии (франчайзинга)»

       Цель договора коммерческой концессии  - содействие в продвижении на  рынке товаров, работ и услуг,  производимых правообладателем и получение прибыли пользователем. Такая цель договора вытекает из п. 2 ст. 1027,ст. 1030, п. 2 ст. 1031, ст. 1032 ГК.

       Коммерческая концессия позволяет  правообладателю как можно более  экономично  развивать свое дело, помогает избавиться от необходимости открывать филиалы, создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств, и в то же время предоставляет правообладателю возможность осуществлять надзор  за  деятельностью пользователя. Выгода пользователя же  состоит в  снижении предпринимательского риска и наиболее быстрого  развития собственного бизнеса. Все это  обеспечивается использованием хорошей коммерческой репутации правообладателя в какой-либо  сфере деятельности.

       Договор коммерческой концессии обычно заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов с использованием фирменного обозначения правообладателя.

       Переходя к рассмотрению признаков  договора коммерческой концессии, необходимо обратить внимание на то, что данный договор будет рассматриваться как сделка.

       1. В зависимости от момента  возникновения правоотношений, договор  коммерческой концессии является  консенсуальным.

       Этот факт не подлежит сомнению, так как по договору коммерческой  концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. То есть  правоотношения возникают в момент достижения соглашения правообладателя и пользователя.

       2. В зависимости от количества  сторон, договор коммерческой концессии является двусторонним, так как в нем фигурируют две стороны: пользователь и правообладатель. Этот признак вытекает из п.1 ст.1027 ГК РФ.

       3. Договор коммерческой концессии  – это  возмездный договор.  Правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Этим подтверждается исключительно предпринимательский характер данного договора.

       4. В зависимости от распределения  обязанностей после заключения договора, договор коммерческой концессии является взаимообязывающим. На это нам указывают ст.1031 «Обязанности правообладателя», и ст.1032«Обязанности пользователя» ГК РФ, которые между собой взаимосвязаны, как бы дополняя друг друга, тем самым регулируя отношения по данному договору.

       5. В зависимости от возможности  прекращения договора в одностороннем  порядке без каких-либо негативных  последствий для той стороны,  которая прекращает договор, договор  коммерческой концессии является  нефидуциарным. 

       6. В зависимости от возможности  заключения договора путем публичной  оферты, договор коммерческой концессии  является непубличным. 

       7. В зависимости от способа  согласования условий договора, договор коммерческой концессии  является взаимосогласованным.

       Можно еще назвать один признак,  который характеризует и отличает  договор коммерческой концессии  от других договоров - это предпринимательский  характер данного договора.

      Элементами договора коммерческой  концессии являются его стороны, предмет, срок, цена, форма и содержание.

       Сторонами по договору коммерческой  концессии являются пользователь  и правообладатель.

       Согласно п.3. ст.1027. ГК РФ: «Сторонами  по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей».

       Правообладатель — это лицо, которому  принадлежат те исключительные  права, использование которых  он разрешает пользователю. Естественно,  он должен быть надлежащим  образом легитимирован как обладатель этих прав.2

       Необходимо ввести указание на необходимые условия для правообладателя, т.е. франчайзера (зарегистрированный надлежащим образом товарный знак, знак обслуживания, фирменный стиль, технология ведения бизнеса и т.д.)

       Пользователь — лицо, получающее  возможность использовать исключительные  права.3

Поскольку данные субъекты являются специфичными, то в  договоре коммерческой концессии не могут участвовать государство  и некоммерческие организации.

       Предмет договора коммерческой концессии — исключительные права, принадлежащие правообладателю.4 Перечень исключительных прав является открытым и «комплексным». Законодатель использует прилагательное «комплексный», чтобы подчеркнуть специфичность данного договора, заключающуюся в том, что исключительные права - это единый объект, способствующий достижению цели договора коммерческой концессии.

      Бывает, что по договору передаются  неисключительные права. Так в  постановлении Девятого Арбитражного  Апелляционного суда от 26 октября 2004 г. N 09АП-3024/04-ГК «Представитель ОАО "Газпром-Медиа" в судебном заседании первой инстанции настаивал на применении к договору N 99-024 от 01.07.99 правил о договоре коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). Оценив данные доводы, суд первой инстанции нашел их необоснованными. При этом суд обоснованно исходил из того, что по договору коммерческой концессии передаются исключительные права, принадлежащие правообладателю. По договору же N 99-024 от 01.07.99 передавались неисключительные права на показ фильмов.»

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии