Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих из договора коммерческой концессии, а также усовершенствовать действующее законодательство.
Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
1) Дать правовую характеристику отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга).
2) Дать международно – правовой анализ франчайзинга в отдельных зарубежных странах.
3) Раскрыть содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)
4) Рассмотреть ответственность сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинг) и изучить порядок его прекращения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. «Теоретические основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Правовая характеристика отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§2 «Правовое регулирование франчайзинга в отдельных зарубежных странах
Глава 2. «Правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Содержание договора коммерческой концессии»
§2 «Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая анюточкина.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

       б) обязывает франчайзера осуществлять  постоянный контроль в течение всего периода действия договора за тем, как предприниматель осуществляет бизнес, являющийся объектом системы франчайзинга,

       в) обязывает франчайзера обеспечить  предпринимателя поддержкой в  осуществлении бизнеса, являющегося  объектом франчайзинга

       г) требует, чтобы предприниматель  (франчайзи) регулярно в период  действия договора выплачивал  франчайзеру все оговоренные  платежи и единовременную первоначальную  плату за право участвовать  на рынке от имени франчайзера  (правообладателя), и фиксированные текущие платежи и отчисления,

       д) определяет, что данный договор  не является сделкой между  холдинговой компанией и ее  филиалом  (в том смысле, в каком  они определяются законом о  компаниях 1948 г) или между филиалами  одной и той же холдинговой компании, либо между частным лицом и контролируемой им компанией

       Говоря об ответственности сторон, то она регулируется законом  «О поставке товаров и услуг  1982 г.». В нем указано, что  в любом договоре о таких  поставках презюмируется, что  ответственность правообладателя  по договору франчайзинга  зависит от характера и объема его договорных обязательств и его действий во исполнение договора.

      Франчайзер (правообладатель), чтобы  избежать неправомерного использование  своего фирменного наименования 3-ими лицами или использования ими каких - либо похожих наименований, может зарегистрировать свое фирменное наименование в качестве составной части общего корпоративного наименования.

      Что касается уже давно зарекомендовавших  себя, знаменитых фирменных наименований, то их правообладатели могут защитить их и без регистрации. Для этого им  достаточно возбудить дело «о выдаче своего за чужое», которое будет разрешаться судом в соответствии с нормами общего права.

       Немаловажную роль  играет торговая марка или знака обслуживания правообладателя. Правообладатель торговой марки или знака обслуживания может обратиться с заявкой о ее регистрации в Государственный Регистр торговых марок, если данная торговая марка или знак обслуживания будут действовать на территории Великобритании.

       В Великобритании, торговая марка  заявителя регистрируется по  соответствующему классу и подклассу,  и заявителю выдается разрешение  на владение торговой маркой  и право на предъявление судебного  иска в случае, если принадлежащее ему право было нарушено.

       У франчайзера существует обязанность  следить, за тем чтобы не  появлялись новые торговые марки,  которые идентичны или могут  быть легко приняты за их  собственные торговые марки, которые  так же нуждаются в регистрации.

Регистр торговых марок Великобритании разделен на две части «А» и «Б»

       В части «А» регистрируются  марки, обладающие своими исключительными  признаками, а в части «Б» —  торговые марки, не нуждающиеся  при пользовании в таких четких  отличиях

       Предъявление исков и судебная защита торговых марок, зарегистрированных в разных частях Регистра, осуществляются по различным процессуальным правилам.

       Регистратор так же обязан  следить, чтобы не регистрировались  марки, повторяющие или напоминающие  уже зарегистрированные.

       Подлежит регистрации и торговая  марка франчайзи (пользователя), право на которую ему предоставлено  франчайзером (правообладателем).

       В исключительных правах, предоставляемых  пользователю правообладателем, немаловажную  роль играют свидетельства и  патенты на изобретения.

       Главной задачей правообладателя  является – недопущение получения  пользователем выгоды от использования  их после окончания действия  франшизного соглашения.

       В Федеративной республике Германия  правовое регулирование франчайзинга несколько иное.

       В Германии отсутствуют нормы,  регулирующие франчайзинг  как  на федеральном уровне, так и  на уровне земель. Считается, что  специальное законодательство о  франчайзинге не столь нужно,  и потому его принимать  не собираются.

       Отношения между франчайзи (пользователем)  и франчайзером (правообладателем) регулируются общими принципами  гражданского права, таким как  принцип  свободы договора.

       Несмотря на отсутствие легального  определения франшизного соглашения, к нему в полной мере применяется общий принцип «добросовестности», который сформулирован в ст. 242 Германского гражданского кодекса (ГГК)13. Им должны руководствоваться стороны при заключении гражданского любого гражданско-правового договора. Данный принцип применяется судами Германии  всегда, и судьи в своих решениях  руководствуются интересами сторон договора  и собственными представлений суда о «справедливой» и  «честной» деловой практике.

       Франшизные соглашения в ФРГ  являются, как правило,  долгосрочными и среднесрочными.

       Так как в период действия  франшизного соглашения может  измениться законодательство, то  его стороны   должны формулировать  условия договора  и предусмотреть   такую технику договорного процесса, чтобы суд не посчитал его незаконным. То есть франшизное соглашение должно соответствовать общепризнанным нормам (догмам) гражданского права.

       В отношении  срока действия  франшизного соглашения нормативных  указаний не существует.

        Франшизное соглашение  — это  инвестиционный договор, при котором обе стороны инвестируют капитал в совместный проект, франчайзер — в основном в виде нематериальных активов (средств индивидуализации и других исключительных прав), франчайзи - в виде финансовых и иных материальных ресурсов.

       Чтобы  реализовать франшизное соглашение  оно должно иметь большой срок  действия. В ФРГ общий срок  действия соглашения  варьирует   от 3 до 5 лет.

       Если  говорить о  более значительных  инвестициях, то период его  действия соглашения может быть  продлен  до 10 или более лет. Однако, соглашения, действующие уже более 20 лет, как правило, не признаются судами.

       Соглашение  с установленным сроком действия  прекращает свое действие с  истечением этого срока, если  в нем не предусмотрено продление  этого соглашения на новый срок. Как показывает практика, в Германии такого практически не бывает.

       Соглашение  может быть заключено на неопределенный  срок, тогда в нем должно быть  предусмотрено положение о предварительном  уведомлении другой стороны, в  случае выражения желания одной из сторон, прекратить договор. Кстати сроки уведомления должны тоже быть определены в договоре.

       Разумным  сроком уведомления считается  срок от 3 до 6 месяцев после истечения  календарного квартала.

       Самые  важные условия франшизного соглашения в Германии регулируются законодательством об интеллектуальной собственности.

       Защита  знаков обслуживания и приравненных  к ним торговых марок обеспечивается  в ФРГ посредством их государственной  регистрации ,а именно Патентным бюро.

       Судебная  практика Германии говорит, что  франчайзеры (правообладатели) не  должны ограничивать франчайзи  (пользователя),это возможно только  для нормального функционирования  франчайзинга.

       Апелляционный  суд  Дюссельдорфа, установил,  что франчайзи не является служащим, несмотря на то, что он обязан еженедельно сообщать франчайзеру адреса своих клиентов, регулярно предоставлять ему полные отчеты о своих торговых оборотах, обеспечивать франчайзеру неограниченный доступ к своим бухгалтерским книгам.

       Переходя  к рассмотрению франчайзинга  во Франции, мне бы хотелось  отметить, что Франция - единственная  страна, которая разработала и  приняла специальный закон регулирующий  франчайзинг.

       Этим  законом урегулированы отношения,  складывающиеся между сторонами франшизного соглашения, в преддоговорной период, когда еще неизвестно, кто будет франчайзи, а кто франчайзером.

       Так  же этот закон применяется  к лицензионным, агентским, представительским  и т.п. отношениям. Таким образом,  франчайзинг - это одна  составных частей закона.

       Этот  закон (№ 89-1008 от 31.12.1989 г) «О  развитии коммерческих и кустарных  предприятий и улучшении экономических,  правовых и социальных условий  их функционирования».

       В данном  законе содержится требование к правообладателю о необходимости перед заключением договора предоставить заинтересованному лицу всю необходимую информацию.

        Данный  закон был принят Французской  федерации франчайзинга,  главной  целью которого была защита  интересов лица, приобретающего исключительные права, от неполной или недостоверной информации о «фирме», которая может быть сообщена ему правообладателем до заключения договора о «продаже» таких прав, что впоследствии, в процессе выполнения договора, может сыграть пагубную роль в предпринимательской судьбе пользователя. 

       В статье 1 закона « О развитии коммерческих  и кустарных предприятий и  улучшении экономических, правовых  и социальных условий их функционирования»  говорится о том, что любое  лицо, предоставляющее другому лицу лицензию на использование фирменного наименования, торговой марки или логотипа на условиях полной или частичной исключительности прав такого использования, должно до начала исполнения любого соглашения, заключенного сторонами во взаимных интересах, предоставить другой стороне особый документ, содержащий честную информацию, позволяющую этой другой стороне принимать решения на основе такой информации. 

       В данном документе должны  быть указаны продолжительность  и опыт предпринимательской деятельности, его положение на рынке, срок  действия соглашения, возможности  и условия изменения/прекращения  соглашения, возможность передачи  франшизы 3-им лицам, сведения об объеме исключительных прав.

       Законодательство Франции  детально  урегулировало возможность передачи  и использования исключительных  прав на объекты интеллектуальной  и промышленной собственности,  которые, в свою очередь, являются  главным предметом франшизного соглашения.

       В соответствии с законом,  все соглашения о вышеперечисленных  объектах, должны быть поданы  в письменной форме на регистрацию  в Национальный институт интеллектуальной  собственности (НИИС), который наделен  специальными полномочиями, а именно проводить подобные регистрации.

       Торговая марка, которую предоставил  франчайзи для регистрации, регистрируется  либо под именем под именем  собственника, либо под именем  франчайзера. 

       Франчайзер может  передать  пользователю только зарегистрированную торговую марку, а начать франшизный бизнес он может не ранее, чем подаст заявку на регистрацию торговой марки.

       Регулирование передачи франчайзером  и использования со стороны  франчайзи части объектов интеллектуальной  собственности осуществляется во Франции по закону об авторском праве 1957г.

       Вообще франчайзинг во Франции  продолжает развиваться и это  благоприятно сказывается на  экономике страны в целом. (Приложение 4)

       Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что регулирование франчайзинга в зарубежных странах происходит  более эффективно, чем в России. Большое внимание уделяется тому, чтобы правообладатель и пользователь были как можно более самостоятельны, и пользователь не был в подчинении у правообладателя. Следовательно, нужно более детально на законодательном уровне урегулировать отношения пользователя и правообладателя в России, а именно ввести специальный Федеральный Закон «О договоре коммерческой концессии (франчайзинга)», в котором бы более детально было урегулировало возможность передачи и использования  исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Глава 2. «Правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга)»

§1. «Содержание  договора коммерческой концессии»

       В данном параграфе повествуется об обязанностях пользователя, обязанностях правообладателя, о возможности ограничения договором прав сторон.

       Обязанности пользователя по  договору коммерческой концессии  можно разделить на три основные  группы:

       а) обязанности по оплате;

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии