Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих из договора коммерческой концессии, а также усовершенствовать действующее законодательство.
Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
1) Дать правовую характеристику отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга).
2) Дать международно – правовой анализ франчайзинга в отдельных зарубежных странах.
3) Раскрыть содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)
4) Рассмотреть ответственность сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинг) и изучить порядок его прекращения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. «Теоретические основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Правовая характеристика отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§2 «Правовое регулирование франчайзинга в отдельных зарубежных странах
Глава 2. «Правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Содержание договора коммерческой концессии»
§2 «Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая анюточкина.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

       б) обязанности по обеспечению  соответствия договорным условиям;

       в) обязанности, связанные с  информацией.

Обязанности пользователя по оплате.

       Договор коммерческой концессии  – это возмездный договор.  Стороны (пользователь и правообладатель) имеют право свободно определить форму оплаты: это может быть разовый платеж или периодические платежи, фиксированная сумма или процент от выручки, разница между оптовой ценой и ценой реализации и т.д., а также любое сочетание разных форм – каких-либо ограничений законом не установлено.

       В мировой практике для обозначения  видов платежей по лицензионным  договорам, концессионным договорам  и договорам франчайзинга приняты  некоторые термины, которые нередко  используются и в России.

       Роялти (от англ. royalty) - королевские  привилегии и прерогативы. Начало  широкого применения этого вида  сборов в сфере интеллектуальной  собственности приписывается британским  монархам) - общепринятое название  периодических платежей за использование предмета лицензионного соглашения (например, ежемесячные отчисления процента от выручки или фиксированной суммы за использование товарного знака).14

       Паушальный платеж (или flat payment) - единовременное вознаграждение  за право пользоваться предметом лицензионного соглашения, фактически - плата за приобретение лицензии.

       Пользователь обязан использовать  полученные по договору объекты  в соответствии с установленными  договором условиями их использования:  надлежащим образом, в соответствии с заданными параметрами и в установленных пределах. В частности, пользователь обязан:

       - обеспечивать соответствие качества  своих товаров, работ и услуг  качеству аналогичных товаров,  работ и услуг правообладателя;

       - соблюдать инструкции и указания правообладателя по обеспечению такого соответствия, в том числе касающиеся внешнего и внутреннего оформления используемых коммерческих помещений;

       - предоставлять клиентам такой  же набор дополнительных услуг,  как правообладатель.

       Зачастую (но необязательно) условием договора является приобретение у правообладателя полуфабрикатов и материалов (вплоть до булочек, мясного фарша и фритюрного масла для фирменных блюд известной сети быстрого питания). Это повсеместно используют сети ресторанов McDonald’s, РОСТИК’C-KFC и др.

       Вышеуказанные обязанности пользователя  служат для того, чтобы клиент  получал от него товары, работы  и услуги, не отличающиеся по  качеству от предоставляемых  правообладателем, и не замечал  разницы. Помимо заботы о конечном потребителе в этом есть и чисто прагматический смысл: клиенты не станут покупать в магазине или питаться в ресторане под фирменной вывеской, если им не гарантировано соответствующее фирменное качество; "ненастоящие" товары или услуги только дискредитируют известную марку. Как правило крупные рестораны имеют свой круг посетителей, которые не захотят покупать товар сомнительного качества, а уж тем более вкуса.

В "информационные" обязанности пользователя входят:

       - не разглашать фирменных секретов, полученных от правообладателя (ноу-хау и иной конфиденциальной информации);

       - информировать своих клиентов  о том, что они имеют дело  не с самим правообладателем, а с использующим коммерческое  обозначение, товарный знак, знак  обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

       Говоря об обязанности не разглашать  секреты производства, то нужно  сказать, что пользователь обязан  принять как организационные  (ограничение доступа в помещения  и к носителям информации, маркировка документов грифами "конфиденциально", "секретно", "для служебного пользования"), так и юридические (определение перечня конфиденциальных сведений, заключение с сотрудниками и контрагентами соглашений о конфиденциальности) меры по предотвращению разглашения этой информации. Нарушение этой обязанности влечет обязанность пользователя возместить правообладателю убытки.15

       Хотя договор коммерческой концессии  и направлен на то, чтобы предложения  пользователя на местном рынке  как можно меньше отличались от аналогичных предложений правообладателя, пользователь не имеет права полностью "притворяться" правообладателем. Статья 1032 ГК РФ обязывает пользователя информировать покупателей (заказчиков) о своем статусе "наиболее очевидным для них способом", - как правило, на практике это ограничивается размещением не слишком заметной информации на стенде в помещении магазина или ресторана пользователя. Данная норма вытекает из ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1  "О защите прав потребителей":

      1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

       Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

       2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

        3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

       Обязанности правообладателя по  договору коммерческой концессии  - оборотная сторона обязанностей  пользователя.

       Заботясь о качестве, законодатель  не ограничился возложением соответствующих обязанностей на пользователя и наделением правообладателя корреспондирующими правами. Напротив, правообладатель помимо само собой разумеющейся обязанности передать пользователю необходимую документацию и информацию и упоминавшейся обязанности по государственной регистрации договора обязан:

       - проинструктировать пользователя  и его работников по вопросам  осуществления переданных пользователю  прав;

       - оказывать пользователю постоянное  техническое и консультативное  содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

       - контролировать качество товаров  (работ, услуг), производимых (выполняемых,  оказываемых) пользователем на  основании договора коммерческой  концессии (п. 2 ст. 1031 ГК РФ) и др.

       Правообладатель не просто наделен правом осуществлять контроль - ему это вменено в обязанность. Пренебрежение этой обязанностью может повлечь для правообладателя крайне негативные последствия: по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) им по договору коммерческой концессии, правообладатель несет субсидиарную ответственность. Если же правообладатель доверил пользователю не просто распространение, а изготовление продукции под своей маркой, заинтересованность правообладателя в жестком контроле качества еще выше: по требованиям, предъявляемым к пользователю как к изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.

       Помимо обычных обязанностей сторон договор коммерческой концессии предусматривает особые, ограничивающие права сторон положения. Такое ограничение, установленное договором, будет иметь силу, поскольку прямо разрешено законом (ст. 1033 ГК РФ). Перечень возможных ограничений не установлен, в норме ГК РФ приводится только ряд примеров. В основном такие обязательства направлены на обеспечение исключительности положения пользователя на той или иной территории (например, только он имеет право работать под коммерческим обозначением правообладателя в том или ином городе - вплоть до запрета самому правообладателю заниматься в этом городе аналогичной деятельностью, если это будет установлено договором) и на предотвращение возникновения конкуренции между пользователем и правообладателем:

       - обязательство правообладателя  не предоставлять другим лицам  аналогичные комплексы исключительных  прав для их использования  на закрепленной за пользователем  территории либо воздерживаться  от собственной аналогичной деятельности  на этой территории;

       - обязательство пользователя не  конкурировать с правообладателем  на территории, на которую распространяется  действие договора коммерческой  концессии в отношении предпринимательской  деятельности, осуществляемой с  использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

       - отказ пользователя от получения  по договорам коммерческой концессии  аналогичных прав у конкурентов  (потенциальных конкурентов) правообладателя.

       Кроме того, договором могут быть  предусмотрены обязательства пользователя по согласованию с правообладателем мест расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, их внешнего и внутреннего оформления. Так что иногда согласование по невиннейшему вопросу, наподобие "рисовать ли ромашки на стене кафе в Нижнем Тагиле и в каком цветовом исполнении", может производиться правообладателем где-нибудь в Токио или Нью-Йорке.

       Возможности сторон по установлению  договорных ограничений не беспредельны. Ограничительные условия не могут противоречить нормам антимонопольного законодательства, в противном случае они могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица. Однозначно ничтожны условия об определении правообладателем цены продажи товара, выполнения работ или оказания услуг пользователем либо об определении правообладателем верхнего или нижнего предела этих цен. В ценообразовании пользователь должен быть свободен, правообладатель может разве что давать ему свои рекомендации, не обязательные для исполнения (отсюда - часто встречающиеся надписи на товаре "рекомендуемая цена", "рекомендуемая розничная цена" и т.д.).

       Правообладателям и пользователям  запрещается заключать соглашения  или совершать согласованные действия, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к фиксированию цен, разделу рынка по территориальному принципу, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу контрагентов, к экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными контрагентами (п. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Такие условия договоров коммерческой концессии недействительны. Иные соглашения и согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, по общему правилу также запрещены (п. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Однако в данном случае закон делает исключение: в соответствии со ст. 12 Закона о защите конкуренции допускаются "вертикальные" соглашения в письменной форме (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии.16

  Так по  постановлению Федерального Арбитражного  Суда Поволжского округа от 16 декабря 2010 г. по делу N А65-4166/2010 «Этим решением антимонопольный орган признал общество "Агроторг" нарушившим часть 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в использовании наименования "Пятерочка+" (сходное до степени смешения "Пятерочка"), осуществление деятельности на одном товарном рынке розничной торговли, предложения одного и того же товара потребителю на той же территории - территории Республики Татарстан, где осуществляет деятельность общество "Ак Барс Торг" по договору коммерческой концессии от 15.12.2004 N 18, вводя в заблуждение потребителей, с возможностью причинения убытков и нанесения вреда деловой репутации обществу "Ак Барс Торг"»

        Ничтожными являются условия,  дискриминирующие какие-либо категории  клиентов. Правообладатель не вправе обязать пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, - таким образом, исключается появление ресторанов "только для белых" или магазинов "только для коренных москвичей".

Исходя из всего  вышесказанного, я пришла к выводу, что было бы правильным (хотя и противоречивым), ввести определенный перечень ограничений сторон по договору коммерческой концессии при осуществлении предпринимательской деятельности.

§2«Ответственность по договору коммерческой концессии  и его прекращение»

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии