Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих из договора коммерческой концессии, а также усовершенствовать действующее законодательство.
Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
1) Дать правовую характеристику отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга).
2) Дать международно – правовой анализ франчайзинга в отдельных зарубежных странах.
3) Раскрыть содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)
4) Рассмотреть ответственность сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинг) и изучить порядок его прекращения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. «Теоретические основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Правовая характеристика отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§2 «Правовое регулирование франчайзинга в отдельных зарубежных странах
Глава 2. «Правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Содержание договора коммерческой концессии»
§2 «Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая анюточкина.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

       Судебная практика подтверждает, что только исключительные права  могут быть предметом договора  коммерческой концессии.

      Цена - это вознаграждение, которое подлежит уплате пользователем правообладателю.

В соответствии со ст.1030 ГК РФ: «Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором».

       Договор коммерческой концессии  может быть заключен на определенный  срок или без указания срока.  Такой договор считается заключенным  без указания срока. В таком  случае сторона договора может в любое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок (п. 1 ст. 1037 ГК)

       Форма договора определяется  в соответствии со ст.1028 ГК  РФ. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Договор коммерческой концессии имеет силу для третьих лиц только после его регистрации. Данное правило распространяется и на случаи изменения договора.5

       Досрочное расторжение договора  коммерческой концессии, заключенного  с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат регистрации.6

В соответствии с приказом Министерства РФ по налогам  и сборам от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)»  регистрации подлежат: договор коммерческой концессии,  изменение договора коммерческой концессии, досрочное расторжение договора коммерческой концессии заключенного с указанием срока,  расторжение договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока.

     

       Регистрация договора коммерческой концессии осуществляется посредством внесения записи о договоре коммерческой концессии (изменении или прекращении договора) в Журнал учета регистрации договоров коммерческой концессии и проставления на представленных экземплярах договора коммерческой концессии, изменений договора, соглашения о прекращении договора соответствующей надписи (штампа) и печати регистрирующего органа.

      Регистрации договора коммерческой концессии быть не должно. В договоре может быть написана конфиденциальная информация, многие иностранные франчайзеры считают, что возникает опасность утечки конфиденциальных условий договора от регистраторов к различным третьим лицам.

      Содержание договора коммерческой  концессии образуют права и обязанности сторон.7

       Исходя из ст. 1027 ГК РФ, договор  коммерческой концессии можно  классифицировать по основаниям  на виды:

       В зависимости от установленного  в договоре срока права использования  передаваемых прав правообладателя: 

       а) договор коммерческой концессии с указанием срока использования – срочный договор;

       б) договор коммерческой концессии  без указания срока использования  – бессрочный договор.

       В зависимости от объема использования  комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя:

       а) договор коммерческой концессии,  устанавливающий минимальный объем  использования;

       б) договор коммерческой концессии,  устанавливающий максимальный объем  использования;

      в) договор коммерческой концессии, устанавливающий минимальный и максимальный объем использования.

       В зависимости от территории  использования передаваемых прав  правообладателя относительно сферы  предпринимательской деятельности:

       а) договор коммерческой концессии с указанием территории его действия (ограниченно территориальный);

       б) договор коммерческой концессии  без указания территории его  действия (неограниченно территориальный).

С экономической  точки зрения различают следующие  формы:

1.Сбытовой франчайзинг8.

        При его  использовании, создается  единая разветвленная сбытовая  сеть, функционирующая под контролем  правообладателя.

       Сбытовой франчайзинг можно охарактеризовать  следующими образом: правообладателем  предоставляются пользователю исключительные права некие товары. Продажа данного товара должна быть произведена на определенной территории и под брендом правообладателя.

       Этот вид  франчайзинга применяется  изготовителями товаров тогда,  когда им необходимо построить  разветвленную сбытовую сеть, которая будет функционировать под их контролем. Для данных отношений характерно, что точки сбыта, такие как склад, магазин, база и т.п., представляют собой самостоятельный бизнес пользователя, то есть он является партнером производителя, с которым сотрудничает.

       Такие отношения  являются  выигрышными для владельцев розничных  точек, так как они имеют  некоторые преимущества. Правообладателем  данного товара налаживается  и координируется торговая сеть, которая реализует поставляемую  продукцию.

       Пользователи при таком сотрудничестве  имеют дело непосредственно с  правообладателем, минуя всевозможных  посредников, что крайне благоприятным  образом сказывается на финансовой  стороне дела. Также они могут  пользоваться дополнительными привилегиями – обучение сотрудников происходит прямо на производстве, имеется доступ ко всем материалам, существует поддержка продаваемого товара с помощью рекламы и т.д.

       Правообладатель при использовании   такой франчайзинговой схемы,  как правило, распространяет свой товар по узкому каналу сбыта, то есть лишь через авторизованных продавцов или дилеров. Кроме ранее перечисленных преимуществ, пользователь также пользуется товаром, который имеет определенную репутацию на рынке, что в свою очередь приводит к повышенному спросу (потребитель может приобрести товар только у определенного продавца).

       Примеры сбытового франчайзинга  можно найти практически в  любой торговой области, с помощью  данной системы могут распространяться  как товары первой необходимости, так и автомобили, и прочие предметы роскоши.

2.Торговый франчайзинг9.

 Для него  характерно наличие единой сети  розничной торговли;

       Товарный франчайзинг предполагает, что пользователь получает на  льготных условиях от правообладателя   некие товары для дальнейшей их реализации на рынке.

       Правообладателем в таком случае, как правило, выступает довольно  крупный организация, который  дает пользователю  право на  продажу и сервисное обслуживание  под торговой маркой правообладателя  некоторых товаров, изготовителем которых может выступать как правообладатель, так и другие организации.

       Обычно правообладатель поставляет  пользователю  некоторую продукцию  в рамках предусмотренного в  договоре  ассортимента для продажи  по предусмотренной технологии. В  соглашении о заключении торгового франчайзинга  детально прописываются требования к технологии продаж данного товара  и условия использования товарного знака правообладателя. Так же правообладатель, как правило, обеспечивает пользователя  финансовой, рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

       Такой подход дает гарантию  производителям в том, что их  товары попадут к покупателям  точно в таком виде, в каком  они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получают широкое распространение и приносят все выгоды потребителям.

       Итак, товарный франчайзинг в  большей степени выгоден правообладателю,  так как  он продвигает  товарный  знак правообладателя  и расширяет  его   сети сбыта при минимальных денежных затратах. Больше всего товарный франчайзинг используется в продаже топлива, автомобилей, велосипедов, мотоциклов, безалкогольных и алкогольных напитков и многих других товаров в рознице.

3. Франчайзинг  бизнес-формата10

       Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Здесь правообладатель передает пользователю уже сформированную им технологию организации и ведения бизнеса. Пользователь как бы присоединяется к правообладателю и становится частью общей бизнес системы.

       Правообладатель при таком франчайзинге  может быть предприятием, добывающим  сырье, производителем, оптовым или  розничным торговцем, предприятием  сферы услуг, а может быть  только владельцем прав, которые  по договору передаются пользователю  на определенных в договоре условиях. Но при этом все организации, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.

       Такой франчайзинг  дает возможность  не только расширить бизнес  во внутриотраслевом масштабе и в определённых отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет правообладателем), так и пользователю, который будет использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.

4.Производственный  франчайзинг11.

       России на сегодняшний день существует немного фирм, которые бы занимались производственным франчайзингом, так как заниматься им очень рискованно и крайне непросто. Но, несмотря на эти трудности, все-таки существуют в России компании, которые успешно продвигаются в данной отрасли и получают довольно неплохую прибыль. (Приложение2)

       Производственный франчайзинг –  это  франчайзинг, который направлен  на изготовление определенных  товаров. Такие отношения строятся  по следующему принципу. Организация,  владеющая определенной технологией производства некого товара, продает свое сырье более мелким предприятиям.

      Маленькая организация в таких  отношениях не только работает  под брендом правообладателя  и занимается реализацией его  товаров, работ и услуг, но  и включается в процесс функционирования  этой крупной организации.

      Так же производственный франчайзинг   предполагает сотрудничество правообладателя  и пользователя, детально урегулированная   деятельность и высокая степень  ответственности со стороны малого  предприятия.

      Можно привести пример такого  рода отношений –  завод,  производящий шоколадные батончики.  Некоторый маленький завод производящий  и упаковывающий шоколадные батончики,  это пользователь основной организации.

      Всемирно известный представитель  такой формы франчайзинга -это компания "Mars", выпускающая свои шоколадные батончики по всей территории Российской Федерации. Компания «Mars» сообщает  новым организациям рецепт и технологию, а управлением в свою очередь занимаются ее партнеры.

      Конечно же, существуют и  другие менее известные компании, которые пользуются производственным франчайзингом, только их деятельность не имеет всемирной известности. (Приложение3)

       Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) нужно ввести указание на  необходимые условия для правообладателя, т.е. франчайзера (зарегистрированный надлежащим образом товарный знак, знак обслуживания, фирменный стиль, технология ведения бизнеса и т.д.)

2)необходимо отменить регистрацию договора коммерческой для обеспечения конфиденциальности данного договора.

§2. «Правовое  регулирование  франчайзинга  в  отдельных зарубежных странах»

       Говоря о франчайзинге в разных  странах, нужно начать разговор о Великобритании.

       В данной стране нет кодифицированного законодательства, следовательно, нет легального определения франчайзинга.

       В Великобритании существует  Британская  ассоциация франчайзинга (БАФ), которая выработала  свое  определение франчайзинга. Естественно  определение, данное  БАФ и не имеет юридической силы, но обладает авторитетом для британских франчайзеров.

       Итак, франчайзинг12 -  это договорная лицензия, предоставляемая одним лицом (франчайзером) другому лицу (предпринимателю), которая

       а) позволяет предпринимателю или требует от него осуществлять определенный вид бизнеса в течение срока действия договора под именем или иным образом используя имя, принадлежащее франчайзеру либо ассоциируемое с ним,

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии