Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих из договора коммерческой концессии, а также усовершенствовать действующее законодательство.
Для достижения поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
1) Дать правовую характеристику отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга).
2) Дать международно – правовой анализ франчайзинга в отдельных зарубежных странах.
3) Раскрыть содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)
4) Рассмотреть ответственность сторон по договору коммерческой концессии (франчайзинг) и изучить порядок его прекращения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. «Теоретические основы договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Правовая характеристика отношений, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§2 «Правовое регулирование франчайзинга в отдельных зарубежных странах
Глава 2. «Правовая природа договора коммерческой концессии (франчайзинга)»
§1 «Содержание договора коммерческой концессии»
§2 «Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая анюточкина.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

       В соответствии с п.3 ст.401 ГК РФ «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.» Ответственность индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций как профессиональных участников коммерческого оборота, осуществляющих деятельность на началах риска, носит повышенный характер, они отвечают и за невиновное (случайное) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Однако следует отметить, что повышенная ответственность предпринимателей возможна только при осуществлении ими предпринимательской деятельности.17 Возможно и ограничение ответственности по договору коммерческой концессии.

       Качество производимых пользователем  товаров, работ и услуг должно  быть равноценным с качеством  производимых товаров, работ и  услуг у правообладателя. Правообладатель  обязан, если договором не предусмотрено иное, проверять качество производимых товаров, работ и услуг у пользователя. Естественно, правильным будет установить ответственность правообладателя за ненадлежащее качество товаров, работ и услуг перед третьими лицами.

         Так в соответствии со ст.1034 ГК РФ  правообладатель может нести как солидарную, так и субсидиарную ответственность.  Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (п.1 ст.1034 ГК РФ), а по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем (п. 2 ст. 1034 ГК).18   

       Так же договором коммерческой  концессии может предусматриваться  такая  ответственность, как   договорной неустойки за нарушение  какого-либо  условия договора.

       Поскольку на стороне пользователя  имеется денежное обязательство  - выплата правообладателю предусмотренного договором вознаграждения за предоставленное право использовать исключительные права, принадлежащие правообладателю, в случае просрочки его исполнения пользователем правообладатель вправе потребовать от него уплаты процентов годовых за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК)19

       В соответствии с п.1 ст.1035 ГК  РФ «Пользователь, надлежащим  образом исполнявший свои обязанности,  имеет по истечении срока договора  коммерческой концессии право  на заключение договора на новый срок на тех же условиях». Это некая гарантия права пользователя на возобновление договорных отношений с правообладателем.

       В соответствии с п.2 ст. 1035 ГК  РФ «Если правообладатель отказал  пользователю в заключении договора  коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков».

       Необходимость таких гарантий вызвана желанием законодателя ограничить монополистические тенденции в деятельности правообладателей и защитить интересы пользователей как более слабой стороны.20

       Эта статья говорит о недобросовестном  правообладателе, который стремится заключать данный вид договора на более жестких условиях соответственно на короткий срок. В этом случае данная статья работает неплохо. Но, что касается добросовестного правообладателя и недобросовестного пользователя? Может быть пользователь и  выполнял условия договора, но не так эффективно как правообладатель этого  бы хотел. Если его, по каким-то экономическим, организационным или иным причинам, перестал устраивать пользователь по договору коммерческой концессии заключенный на определенный срок, то правообладатель вынужден не заключать договор коммерческой концессии в течение 3-х лет с другим лицом, которое, на его взгляд, могло бы выполнять работы, оказывать услуги, реализовывать или производить товары намного лучше его предшественника.

       В данном случае необходимо в данную статью, а именно в п.2 ст.1035 ГК РФ внести  изменения и статья должна выглядеть следующим образом: «Если правообладатель отказал пользователю, надлежащим образом исполнявшего условия договора, в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков».

       Специальные нормы о прекращении  договора коммерческой концессии  также подчинены требованию обеспечения  стабильности отношений. Так,  если договор коммерческой концессии  заключен без указания срока,  любая из сторон может от  него отказаться во всякое время, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев21. Предполагается, что это - минимально необходимый для сторон срок, чтобы перестроить свою работу с как можно меньшими потерями. Для серьезного бизнеса полгода - совсем небольшой промежуток времени, поэтому сторонам дана возможность предусмотреть договором иной срок, но только более продолжительный.

       Требование обеспечения стабильности  соблюдается и в случае перехода  какого-либо исключительного права,  входящего в предоставленный пользователю по договору комплекс исключительных прав, к другому лицу. Как и в схожем случае с арендой, когда смена собственника арендованного имущества не влечет прекращения договора, такой переход права к другому лицу не основание для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Это один из тех редких случаев, когда третье лицо в силу закона  включается в число сторон договора, заключенного без его участия. Новый правообладатель становится стороной ранее заключенного договора коммерческой концессии в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву (ст. 1038 ГК РФ). При этом в прочей части стороной договора может продолжать оставаться и первый правообладатель.

       Если правообладатель изменяет  коммерческое обозначение, право на которое предоставлено пользователю по договору коммерческой концессии, по общему правилу, договор продолжает действовать в отношении нового коммерческого обозначения. (Например, правообладатель может изменить дизайн вывесок, традиционно обозначающих его рестораны или магазины по всему миру.) Однако пользователь в этом случае получает право потребовать либо расторжения договора и возмещения убытков (скажем, он понес значительные затраты на изготовление прежних вывесок, а новый дизайн еще недостаточно известен, в связи с чем неизбежен отток клиентов - договор становится невыгодным для пользователя), либо соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения по договору (за менее узнаваемую вывеску и оплата меньше).

       Аналогичное право (требовать уменьшения размера вознаграждения правообладателя) возникает у пользователя, если в период действия договора коммерческой концессии истек срок действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо такое право прекратилось по иному основанию.22 По общему правилу, договор коммерческой концессии и в этом случае продолжает действовать, но за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву.

       Особое правило установлено для  случаев, когда прекращается принадлежащее правообладателю право на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, входящее в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии.23 В этом случае договор прекращается, однако в п. 3 ст. 1037 ГК РФ сделана оговорка о возможной замене прекратившегося права новым аналогичным правом. Такая замена позволяет сохранить действие договора и в этой ситуации.

       И наконец, иногда договор коммерческой  концессии даже сильнее смерти: он может сохранить свою силу и в случае смерти правообладателя - индивидуального предпринимателя. Права и обязанности по такому договору переходят к наследнику при условии, что он также является индивидуальным предпринимателем или зарегистрируется в качестве такового в течение шести месяцев со дня открытия наследства. (Если это не будет сделано, договор все-таки прекращается, поскольку обычное физическое лицо стороной по договору коммерческой концессии быть не может.) На период, пока наследник определяется с принятием наследства и с регистрацией в качестве предпринимателя, соответствующий нотариус назначает управляющего для осуществления прав и исполнения обязанностей по такому договору коммерческой концессии.

       Законом установлен единственный случай, когда договор коммерческой концессии невозможно сохранить. Воистину, это чисто предпринимательский договор: смерть стороны не помеха продолжению его действия, зато при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом), договор коммерческой концессии прекращается без каких-либо альтернативных вариантов и оговорок.24

       Так же договор коммерческой  концессии может быть признан  ничтожным. Данный  договор подлежит  государственной регистрации согласно  п.2 ст.1028 ГК РФ. Так по решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 февраля 2012 года                                                                       № А56-41757/2011 «В соответствии с пунктом 2 статьи 1028 ГК РФ  договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. Судом установлено  и не оспаривалось сторонами, что заключенный ими  договор коммерческой концессии № 42 от 23.03.2010 не был зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Тем   самым, суд  приходит к выводу о том, что  названный выше Договор  является ничтожным  в силу прямого указания в законе».

Заключение.

       После изучения правовой характеристики отношений возникающих из договора коммерческой концессии напрашивается вывод, о необходимости внесения указания на  необходимые условия, для заключения договора коммерческой концессии для правообладателя, т.е. франчайзера (зарегистрированный надлежащим образом товарный знак, знак обслуживания, фирменный стиль, технология ведения бизнеса и т.д.).

       Так же, необходимо ввести понятие франчайзинга в ст.1027 ГК РФ, чтобы не было разногласий и недопонимания между юристами-практиками и юристами-теоретиками. Ст. 1027 должна носить название «Договор коммерческой концессии (франчайзинга)»

      Нужно отменить регистрацию договора  коммерческой для обеспечения  конфиденциальности информации  содержащейся в  данном договоре.

       После изучения международно  – правовой практики франчайзинга  в отдельных зарубежных странах становится ясно, что необходимо ввести специальный Федеральный Закон, как во Франции «О договоре коммерческой концессии (франчайзинга)», в котором бы более детально было урегулировало возможность передачи и использования  исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

       При рассмотрении содержания  договора коммерческой концессии,  я пришла к выводу, что в п.2 ст.1035 необходимо внести  изменения и статья должна выглядеть следующим образом: «Если правообладатель отказал пользователю, надлежащим образом исполнявшего условия договора, в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков». Тем самым защищая добросовестного правообладателя от неугодного пользователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

I. Нормативно-правовые акты:

1)Гражданский  кодекс Российской Федерации  (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 20 января 2012 года. – Москва: Проспект, КноРус,2012.-544с.

2)Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

3)Закон от 07.02.1992 N 2300-1  "О защите прав потребителей"

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование отношений возникающих из договора коммерческой концессии