Гражданско-правовые отношения в сфере защиты прав авторов изобретений и патентообладателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ защиты прав авторов изобретений и патентообладателей по законодательству Российской Федерации.
Для реализации названной цели автором поставлены следующие задачи:
1) определить понятие и признаки изобретения;
2) охарактеризовать авторов изобретений и патентообладателей как субъектов права на изобретение;
3) исследовать права авторов изобретений и патентообладателей;
4) рассмотреть становление и развитие законодательства о защите исключительного права на изобретение;
5) проанализировать формы и гражданско-правовые способы защиты прав авторов изобретений и патентообладателей.

Файлы: 1 файл

Введение автор изобретение патентообладатель курсовая 4 курс.docx

— 55.53 Кб (Скачать файл)

История отечественной  патентной системы XIX в. характеризуется  следующими фактами:

подавляющее большинство привилегий получили не российские подданные, а иностранцы - 29729 (82,4 %), тогда как россияне - 6349 привилегий (17,6%).

Но Россия была очень богата на выдающихся изобретателей, а то, что привилегии, как правило, получали иностранцы, показывает отсталость и неспособность государственной  бюрократии обеспечить процветание  отечественным изобретателям.

30 июня 1919 г.  был принят декрет "Об изобретениях (Положение)", первый законодательный  акт, положивший начало советскому  изобретательскому праву. Им вводилась  новая форма правовой охраны  изобретения -- авторское свидетельство,  соответствовавшее общественным  отношениям, сложившимся после 1917 г. В противоположность патенту,  закрепляющему за его обладателем  исключительное право на использование  изобретения, авторское свидетельство  сохраняло за изобретателем право  авторства и право на материальное  вознаграждение в случае использования  изобретения. Государство, охраняя  авторские и имущественные права  изобретателей, брало на себя  заботу о практическом использовании  созданных ими изобретений. В  развитие декрета был разработан  ряд подзаконных нормативных  актов ("правил", "инструкций" и др.), которые обеспечивали получение,  рассмотрение заявок, оказание различных  видов помощи изобретателям по  доведению изобретений до промышленного  внедрения.

Всего с января 1918 г. по сентябрь 1924 г. в Комитет  по делам изобретений (Комподиз) было подано 6467 заявок. Но публикация выдаваемых по ним заявочных свидетельств Комподизом не была предусмотрена. В качестве охранных документов за это время было выдано только 28 временных авторских свидетельств, которые в конце 1924 г. после принятия нового патентного законодательства были заменены патентами.

В истории  развития советского изобретательства период 1924 - 1931 гг. -- так называемый "патентный  период" -- занимает особое место. В  связи с переходом в 1924 г. от военного коммунизма к новой экономической  политике в нашей стране возник новый  хозяйственный механизм, основанный на самостоятельности предприятий, на дальнейшем развитии товарно-денежных отношений, на конкурентных отношениях между предприятиями. Он требовал своего закрепления в виде новой патентной  охраны изобретений. Разработанный  в 1921--1924 гг. и принятый 12 сентября 1924 г. Закон "О патентах на изобретения" был приспособлен к условиям производства с привлечением частного капитала к  хозяйственному строительству и на условиях и в границах, установленных Советской властью. Патентным законом 1924 г. предусматривалась только одна форма охраны изобретений -- патент, право на изобретение закреплялось за патентообладателем.

В СССР возникла и была теоретически реализована  идея создания Патентного суда. Патентный  суд СССР был предусмотрен ст. 43 Закона СССР от 31.05.1991 № 2213-1 "Об изобретениях в СССР", который вступил в  силу 1 июля 1991 г. Идея создания Патентного суда была воспринята разработчиками Патентного закона РФ. Предполагалось, что рассмотрение споров, возникающих, в частности, в процессе экспертизы заявок или оспаривания охранных документов, будет проводиться в  рамках Патентного суда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Институт защиты прав патентообладателей

Одним из важнейших  показателей эффективности патентного законодательства является гарантированность  и защищенность прав и законных интересов  действительных создателей разработок и патентообладателей. Следует отметить, что по этому показателю изобретательское законодательство бывшего Советского Союза было неэффективным. Советские  изобретатели и новаторы были не только лишены возможности приобретения исключительных прав на использование создаваемых  ими разработок, но очень часто  не могли фактически реализовать  и реально защитить и те субъективные права, которые предоставлялись  им действующим законодательством. Предприятия и организации, которые  использовали предложения новаторов, вопреки требованиям закона не сообщали о фактах внедрения разработок, сознательно  занижали размеры полученной от их использования прибыли, отказывались выплачивать вознаграждение разработчикам  в добровольном порядке и т.п. Нарушения прав изобретателей носили массовый характер.

В постсоветский  период, споры, связанные с нарушением патентной монополии, приобрели  большое экономическое значение. Однако ситуация с защитой патентных  прав изменится в одночасье не могла.

Так, в пункте 2 ст. 1248 ГК РФ указано, что защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных, в частности, с подачей и рассмотрением  заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения  товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам  правовой охраны или ее прекращением, осуществляется в административном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в  том числе федеральным органом  исполнительной власти по интеллектуальной собственности (т.е. Роспатентом), решения  которых вступают в силу со дня  принятия. При этом такие решения  могут быть оспорены в суде в установленном  законом порядке.

Однако в  части 4-й ГК РФ не раскрыто понятие "день принятия" решения соответствующим  органом. Указанное обстоятельство дает возможность Роспатенту затягивать на неопределенный срок принятие соответствующих  решений, не утверждая проекты решений  Палаты по патентным спорам, что  является недопустимым бездействием, нарушающим субъективные гражданские  права заявителей и других заинтересованных лиц и способствующим развитию различных  коррупционных схем.

Согласно  пункту 3 ст. 1248 ГК РФ правила рассмотрения и разрешения споров, в частности  федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (т.е. Роспатентом) и образуемой при  нем палатой по патентным спорам, устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование  в сфере интеллектуальной собственности (т.е. Минобрнауки России). Как следует  из вышеизложенного, указанные в  этом пункте органы, обозначенные все  со строчной буквы, имеют в принципе однопорядковый правовой статус, учитывая, однако, то обстоятельство, что палата по патентным спорам, как и прежде, является подведомственным Роспатенту учреждением, т.е. зависимым от него административным образованием.

Следовательно, для определенной категории патентных  споров, связанной с выдачей патентов и признанием их недействительными, предусмотрен предварительный административный порядок их рассмотрения, называемый также досудебным порядком рассмотрения патентных споров. Сказанное в  целом свидетельствует о нарушении  конституционного принципа, согласно которому права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими (ст. 18 Конституции РФ), в том числе право на судебную защиту без какого-либо ограничения.

Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2008 № 1791-р "О  реорганизации ФГУ "Федеральный  институт промышленной собственности  Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и ФГУ "Палата по патентным  спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам"" (далее - Распоряжение № 1791-р) совершена реорганизация ФГУ "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (далее - ФИПС Роспатента) и ФГУ "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" в форме присоединения второго учреждения к первому. Иными словами, в результате указанной реорганизации ФИПС Роспатента полностью поглотил Палату по патентным спорам (в настоящее время - отделение 9 ФГУ ФИПС), которая юридически прекратила свое существование вопреки тому, что она непосредственно остается указанной в федеральных законах - в части 4-й ГК РФ и Федеральном законе от 30.12.2008 № 316-ФЗ "О патентных поверенных".

Как свидетельствует  мировая патентная практика, в  большинстве государств решения  патентных ведомств обжалуются в  судах общей юрисдикции вплоть до высших судебных органов.

Патентные суды в их классическом варианте не получили широкого распространения. Такие суды созданы и функционируют практически  в двух государствах - в ФРГ и  Великобритании. Иногда патентными судами называют их суррогаты, например суд  патентного ведомства Японии. Конечно, такой суд нельзя признать даже специализированным квазисудебным органом, поскольку  он является частью административной структуры. Так, согласно статьям 136 и 137 Патентного закона Японии судебное рассмотрение дела в Патентном ведомстве производится коллегией, состоящей из трех или  пяти судей-экспертов, квалификация которых  определяется постановлением Кабинета министров и которые назначаются  Президентом Патентного ведомства. Как следует из вышеизложенного, такие судьи не имеют никакого отношения к судьям-юристам; их решения  могут быть обжалованы в судебный орган гражданской юрисдикции.

Наибольший  интерес для российской судебной системы, на мой взгляд, представляет опыт ФРГ. Федеральный патентный  суд ФРГ был сформирован 1 июля 1961 г. на основе сената жалоб и сената по недействительности патентов Патентного ведомства ФРГ, решения которых  ранее были окончательными и не подлежали  обжалованию в суде, что противоречило  конституционным нормам государства, гарантирующим судебную защиту прав граждан относительно административных органов. Примечательно, что инициатором  создания Патентного суда явилось судебное сообщество, которое "созрело" до принятия этой позиции после значительного  увеличения количества рассматриваемых  в судах дел по патентным спорам,

2.3 Формы защиты прав патентообладателей

Статья 1406 ГК РФ определяет орган, который уполномочен  рассматривать споры, связанные  с защитой патентных прав, а  также устанавливает перечень споров, которые по смыслу данной статьи признаются патентными.

К патентным  относятся, в частности, споры:

· об авторстве  изобретения, полезной модели, промышленного  образца;

· об установлении патентообладателя;

· о нарушении  исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

· о заключении, исполнении, изменении и прекращении  договоров о передаче исключительного  права (отчуждении патента) и лицензионных договоров об использовании изобретения, полезной модели, промышленного образца;

· о праве  преждепользования;

· о праве  послепользования;

· о размере, сроке и порядке выплаты вознаграждения автору изобретения, полезной модели, промышленного образца;

· о размере, сроке и порядке выплаты компенсаций.

Перечисленные выше споры подлежат рассмотрению в  судебном порядке. Данная форма защиты права и законных интересов авторов  и иных правообладателей является одним  из видов юрисдикционной защиты.

Правила обращения  в суд за защитой прав и законных интересов устанавливаются соответственно Арбитражным процессуальным и Гражданским  процессуальным кодексами Российской Федерации. В соответствии с данными  нормативными актами определяются подведомственность рассмотрения споров о защите патентных  прав и требования, предъявляемые  к форме и порядку обращения  в суд за защитой патентных  прав.

В пункте 2 ст. 1406 ГК РФ предусмотрен второй вид юрисдикционной защиты - административный порядок.

Защита прав в административном порядке осуществляется только в случаях, прямо указанных  в законе. К таким случаям относится  обжалование решения, например:

· об отказе в выдаче патента на изобретение, о выдаче патента на изобретение  или о признании заявки на изобретение  отозванной (ст. 1387 ГК РФ);

· об отказе в выдаче патента на полезную модель, о выдаче патента на полезную модель (ст. 1390 ГК РФ);

· о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец недействительным (ст. 1398 ГК РФ).

Административный  порядок защиты прав и законных интересов  авторов и иных правообладателей осуществляется в соответствии с  правилами ст. 1248 ГК РФ. Споры рассматриваются  федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности  и образуемой при нем палатой  по патентным спорам.

Правила рассмотрения и разрешения споров устанавливаются  федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

- ввоз на  территорию Российской Федерации,  изготовление, применение, предложение  о продаже, продажа, иное введение  в гражданский оборот или хранение  для этих целей продукта, в  котором использованы изобретение  или полезная модель, либо изделия,  в котором использован промышленный  образец;

- совершение  вышеуказанных действий в отношении  продукта, полученного непосредственно  запатентованным способом. Если  продукт, получаемый запатентованным  способом, является новым, идентичный  продукт считается полученным  путем использования запатентованного  способа, поскольку не доказано  иное;

Информация о работе Гражданско-правовые отношения в сфере защиты прав авторов изобретений и патентообладателей