Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:35, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена изменившимися социально-экономическими условиями, трансформацией общественно-политического строя, становлением и развитием рыночных отношений в Российской Федерации, наличием и влиянием зарубежного опыта. Все это в целом поставило на повестку дня рассмотрение и исследование продиктованных жизнью новых правовых аспектов по применению новых юридических инструментов, регулирующих имущественные отношения между супругами.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ИСТОРИЯ ВОПРОСА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Сущность и режимы имущественных отношений супругов 6
1.2 Механизм семейно-правового регулирования имущественных
отношений супругов 10
1.3 Сравнительный анализ регулирования имущественных отношений
супругов в РФ и зарубежных странах 18
Глава 2 ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ 27
2.1 Законный режим имущества супругов как правовой институт 27
2.2 Ограниченные вещные права в составе общего имущества супругов 31
2.3 Особенности раздела имущества супругов по закону 41
Глава 3 БРАЧНЫЙ ДОГОВОР КАК РЕГУЛЯТОР ИМУЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ 48
3.1 Порядок и форма заключения брачного договора 48
3.2 Требования содержания брачного договора 55
3.3 Расторжение и прекращение брачного договора 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Следовательно, указанная норма направлена главным образом на защиту законных прав неработающих женщин. В результате их домашний труд, исходя из закрепленного статьей 31 СК РФ принципа равенства супругов в семье, приравнивается к труду работающего мужа4.
Таким образом, право супругов на общее имущество является равным независимо от размера каждого из них в его приобретение.
Основываясь на общетеоретических положениях о механизме правового регулирования общественных отношений и перенося их в сферу семейно-правового регулирования, можно сказать, что механизм правового регулирования имущественных отношений супругов должен включать следующие элементы: нормы права, правоотношения, правосознание, методы правого регулирования, правоохранительную систему, толкование права. Поскольку правовое регулирование включает в себя не только нормативное, но и казуальное, то в состав элементов механизма правового регулирования надо включать индивидуальные правовые акты. Механизм семейно-правового регулирования включает субъекты и объекты семейного права как составные элементы семейных правоотношений.
Механизм семейно-правового регулирования позволяет не только объединить явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты, участвующие в правовом воздействии) и описать их как целостность, но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде. Таким образом, появляется возможность охарактеризовать результативность правового регулирования, а также определить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в данном механизме, проявить их внутренние связи и взаимодействие. Роль механизма семейно-правового регулирования не ограничивается одним лишь упорядочением общественных отношений, введением их в определенные рамки. Он имеет свойства как закреплять уже сложившиеся отношения, так и способствовать зарождению тех отношений, к которым законодатель осознанно стремится.5
Оба указанных направления в полной мере проявляются в современном правовом регулировании имущественных отношений в семье. С одной стороны, в ходе последней кодификации были упорядочены и закреплены сложившиеся в течение десятилетий отношения ограниченной общности супружеского имущества, а с другой стороны, законодатель содействует развитию отношений, основанных на семейно-правовых соглашениях супругов, стимулируя тем самым становление новых имущественных отношений между членами семьи и развивая диспозитивные основы правового регулирования имущественных семейно-правовых отношений, основанных на договоре. Такой подход соответствует современному экономическому базису и процессам демократизации общественной жизни в России и наилучшим образом отражает потребности каждой отдельно взятой семьи, учитывая своеобразие ее имущественного положения, структуры и состава.
Если рассматривать семейно-правовое регулирование с точки зрения его возможностей, то легко обнаруживаются объективные пределы правового регулирования. Право достигает поставленных целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку требуемое нормами права поведение людей объективно возможно, отвечает созревшим не только экономическим и политическим, но и социальным условиям. Такие пределы возможностей воздействия правового регулирования на отношения, складывающиеся в семье, очевидны и не раз подчеркивались в научных исследованиях. В социальной жизни регулировать – значит определять поведение людей, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. В семейных отношениях такого рода государственное воздействие не всегда уместно и возможно. Взаимную любовь, привязанность, уважение и заботу, которые присущи нормально функционирующей семье, можно поощрять, пропагандировать, но нельзя предписать любить, заботиться и уважать под страхом применения санкции. По этому поводу в российской цивилистике еще с ХIХ в. сложились соответствующие представления. Об этом писали, в частности, Д.И. Мейер6, К.П. Победоносцев7, Г.Ф. Шершеневич8 и др. Эти положения конкретизируются современными учеными. Так, А.М. Нечаева пишет, что круг семейных отношений, регулируемых правом, носит исчерпывающий характер9. Соответственно, все иные отношения в семье, не подпадающие под воздействие государственного регулирования, следует отнести к сфере ее саморегулирования. Аналогичные взгляды выражаются и другими специалистами в данной области.
Не оспаривая такого понимания пределов государственного регулирования семейно-правовых отношений, нужно тем не менее отметить, что данные подходы нельзя абсолютизировать.
Во-первых, исключение некоторых вопросов семьи из компетенции государственного регулирования и признание данного образования как «по своему независимого коллектива»10 дает повод говорить, что за пределами государственного регулирования в семейных отношениях право не присутствует. Однако это было бы неверно ни с гуманистической, ни социально-правовой точек зрения. Известно, что право не способно охватить все те отношения, которые возникают в обществе и семье. Однако отказать в защите любого нарушенного субъективного права по мотивам отсутствия специального для этого закона тоже нельзя. Согласно ст. 11 ГК РФ граждане вправе обратиться в суд по поводу защиты любых нарушенных или оспариваемых гражданских (в том числе и семейных) прав. Тем более что формулировка ст. 2 СК РФ не устанавливает пределов государственного регулирования личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи. Поэтому отсутствие государственного позитивно-правового регулирования носит условный характер. При необходимости, когда соответствующие семейные отношения затронут интересы общества, государство может охватить их законодательным регулированием. В обществе назрела необходимость урегулирования имущественных отношений лиц, проживающих единой семьей без государственной регистрации заключения брака. В российском обществе за последние десятилетия произошли существенные перемены, которые не могли не сказаться на семье как первичном социальном институте. Изменяются основы экономического функционирования семьи, ценностные ориентации и жизненные приоритеты, матримониальные установки и поведение. Согласно данным последней переписи населения, около 10 % граждан России состоит в незарегистрированном браке, родители каждого третьего родившегося в стране ребенка не состоят в браке между собой. Очевидна все большая распространенность незарегистрированных браков, сопровождаемая либерализацией отношения общества к таким бракам11. Несмотря на то что для предоставления соответствующих правовых гарантий относительно имущества, приобретенного гражданами в период фактических брачных отношений, потребуется решение целого ряда правовых проблем, игнорировать и дальше проблему, затрагивающую интересы значительного числа граждан, недопустимо. В ряде стран имущественные отношения лиц, состоящих в незарегистрированном браке, уже охватываются правовым регулированием, в частности, в Германии практикуется заключение договоров о внебрачной общности жизни, своего рода договоров о партнерстве.
С методологической точки зрения в семейных отношениях признается главенствующая роль дозволительного регулирования8. А это тоже способ соответствующего государственного «определения» семейных правоотношений. Следовательно, в той или иной форме государственное регулирование присутствует и в семейных отношениях, отданных на усмотрение супругов.
Государственное невмешательство и здесь имеет условный характер. Как только в этих отношениях проявятся факты воздействия на интересы общества или общественно значимые личные интересы супругов, государство немедленно проявит свое отношение к ним путем нового правотворчества или соответствующего толкования общих норм семейного и смежного с ним законодательства, особенно конституционного. Кроме того, государственные дозволения саморегулирования в семье легализует особое семейное право, складывающееся помимо позитивных государственно-властных норм. Здесь следует признать присутствие того, что называется естественным правом и формируется в обычаях и традициях. Их присутствие в многонациональной России и молчаливое либо явное признание государством делает такое семейное регулирование родственным и единым с собственно нормативным позитивно-правовым государственным регулированием12.
Таким образом, автор предметно разделяет область позитивного и естественного права в рамках семейно-правового регулирования.
Нельзя согласиться с теми авторами, которые считают, что государство не обращает внимания на некоторые отношения и совсем их не регулирует. Государство в условиях глобализации регулирует и деторождаемость, и права сексуальных меньшинств, и однополые браки, и многое другое, что, казалось бы, должно лежать вне его компетенции, причем оно это делает не только в форме молчаливой легализации и дозволений, но и в форме предписаний, и даже запретов. Иными словами, говоря о способах государственного регулирования нужно выделять еще степень их проявления, т.е. в механизме семейно - правового регулирования имущественных отношений супругов нужно выделить качественный аспект того или иного способа регулирования. Кроме того, надо отметить, что государственное регулирование и саморегулирование существуют в единстве с регулированием, осуществляемым гражданским обществом. Семейное саморегулирование и общественное регулирование (особенно в рамках религиозных общин) семейных отношений имеет свои способы и средства, существующие параллельно с государственными. Это особенно актуально для многонациональной и многоконфессиональной России. Все это формирует особый комплекс способов и средств правового регулирования имущественных отношений супругов, которого нет ни в каких других отношениях.
Таким образом, анализ механизма семейно-правового регулирования имущественных отношений супругов приводит к необходимости детального рассмотрения и изучения всего спектра социального регулирования общественных отношений, характеризующегося рядом особенностей.
Во-первых, общество на каждом этапе своего исторического развития объективно требует строго определенного объема регулирования, в противном случае неизбежны отрицательные последствия как для всей социальной системы в целом, так и для ее отдельных элементов (семей). Возможна и другая крайность – чрезмерная регламентация, что также недопустимо в рассматриваемой области. Объем регулирования имущественных отношений в семье будет тем больше, чем сложнее внутренняя структура общественных отношений, складывающихся в семье, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития. Во-вторых, в процессе регулирования семейных отношений все более возрастает удельный вес социального; не порывая с психобиологическими факторами поведения субъектов семейных отношений и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее частично освобождается от стихийно-естественных природных элементов, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей. В*третьих, закономерной тенденцией развития регулирования семейно-правовых отношений является формирование разнообразных, относительно обособленных социальных регулятивных средств и механизмов13.
Правовое регулирование семейных отношений, как уже сказано, может быть двух основных видов: казуальное и нормативное. Под казуальным понимается такое семейно-правовое регулирование, которое упорядочивает поведение супругов. Оно осуществляется при помощи разовых или персональных регулирующих актов, относящихся к строго определенному случаю или к конкретным лицам. Так, например, к казуальному регулированию будет относиться судебное решение по имущественному спору супругов, заключение супругами брачного договора и др. Под нормативным регулированием понимается упорядочение поведения супругов при помощи общих правил, т.е. общеизвестных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Одни и те же семейные ситуации и проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно регулироваться как в казуальном, так и в нормативном порядке. Имущественные отношения супругов регулируются нормативно и брачным договором. Этот фактор оказывается крайне важным для регулирования семейных отношений, поскольку сфера именно этих социальных отношений требует в меньшей мере регламентации со стороны государства, но в большей мере со стороны самих участников семейных отношений.
Индивидуальное регулирование – это простейшее социальное регулирование. Исторически семейные отношения всегда подвергались сильному индивидуальному регулированию со стороны различных религиозных конфессий9. В России церковное право регулировало семейные отношения еще совсем недавно (в ХIХ и начале ХХ вв.). И только отдельные семейные, в частности имущественные, отношения супругов подвергались универсальному государственному регулированию. При этом и в имущественных отношениях супругов государством допускалось индивидуальное договорное регулирование. Индивидуальное регулирование и в настоящее время оказывает большое влияние на семейные отношения в нашей стране, позволяет решать жизненные проблемы с учетом особенностей национальной, религиозной или иной общности людей, а также на уровне конкретной ситуации, персональных качеств лиц, участвующих в этих отношениях.
Одновременно можно
Необходимо отметить, что существенное значение для понимания механизма правового регулирования имущественных отношений супругов имеет вопрос о степени его автономии.
Решение этого вопроса сводится главным образом к выявлению особого предмета и метода регулирования, т.е. способности семейного права отвечать требованиям самостоятельной отрасли права. Так, в общей теории права к предмету правового регулирования относятся разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-правовому воздействию, и в соответствующих социально-политических условиях подвержены такому воздействию осуществляемому при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования. От содержания и характера предмета правового регулирования, элементов общественных отношений (статус субъектов права, правовой режим объектов) во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры семейного права.
Одним из основных принципов действующего семейного законодательства Российской Федерации является признание лишь брака, заключенного в органах записи актов гражданского состояния (п.2 ст.1, п.2 ст.10 Семейного кодекса РФ14). По общему правилу только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает те права и обязанности, в том числе в отношении имущества, которые предусмотрены законом для супругов.