Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:24, курсовая работа
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних.
В рамках данной цели предполагается решить следующие задачи:
выявить тенденции развития норм о защите имущественных прав несовершеннолетних в российском законодательстве с учетом опыта других стран;
определить содержание защиты имущественных прав несовершеннолетних согласно действующему законодательству и правоприменительной практике
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ 6
1.1. Понятие и виды имущественных прав несовершеннолетних и гарантии их соблюдения……………………………………….………………6
1.2.Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами……..19
1.3. Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних 22
2.СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 28
2.1. Понятие и содержание защиты прав несовершеннолетних 28
2.2. Способы защиты имущественных прав несовершеннолетних..............40
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................74
Внесены существенные изменения и дополнения в Жилищный кодекс РФ,10 касающиеся обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с этим законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах, домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилье предоставляется без очереди, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей эти помещения сохраняются за ними в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством.
В законодательных актах регионов РФ принимаются нормы по усилению защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, от различных незаконных действий со стороны корыстных элементов.
В Москве до недавнего времени практика была такой: получив комнату или квартиру, покинувший интернат совершеннолетний, но не сведущий в жизни гражданин попадал в сети криминала еще до выхода. Предприимчивые структуры имеют, как правило, четкое представление о своих потенциальных клиентах задолго до их взросления. Интерес этих дельцов заключается в получаемой ими квартире.
Дело в том, что по достижении 18 лет или окончания срока обучения в государственном учреждении город предоставлял выпускникам жилье.
Но скоро к новоселу приходили лица с «выгодным» предложением: купить эту недвижимость за «бешеные» деньги. В результате махинации доверчивый и беззащитный сирота оказывался бездомным.
К сожалению, наше законодательство пока еще не установило твердого закона, ограждающего от криминала жилищные права молодых лиц, вышедших из детдома.
В соответствии с законодательством РФ после 18 лет гражданин вправе сам распоряжаться своим жильем, но вопрос, умело он это сделает, или его обманут, остается открытым. Городским властям федеральные законы отводят роль передаточных звеньев, задача которых – предоставить 18-летним сиротам то, что требуется для нормального вхождения в жизнь.
Учитывая, что факты обмана с жильем детей, оставшихся без попечения родителей, стали распространенным явлением. Правительство Москвы приняло постановление от 31 августа 1999 года № 797 «О дополнительных мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов»11, где представлена Программа мер по обеспечению прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов, а также мероприятий по их социальной адаптации в обществе.
В новых документах московская администрация четко определила механизм предоставления жилья и опеки этой категории граждан до достижения ими 23 лет.
В Постановлении Правительства Москвы «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов»12 обозначен порядок и основания предоставления им жилых помещений.
Если ребенок, поступив в детский дом, утратил имевшееся ранее жилье или место жительства неизвестно, то он получает однокомнатную квартиру. Если же родители имеются и они продали жилье, пока он находился в интернате, то органы опеки и попечительства или законный представитель несовершеннолетнего обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной.
Более того, в период нахождения детей-сирот в государственном учреждении, если за ними закреплено жилое помещение, законные представители несовершеннолетних (а это могут быть органы опеки и попечительства) принимают меры к выделению в натуре доли жилого помещения путем добровольного обмена.
В этих условиях родственники, сдавшие ребенка в приют, не могут воспользоваться жильем ребенка по своему усмотрению; им могут запретить продажу или заставят разменять квартиру. В Положении есть четкость и в части определения, в каком именно районе должны предоставить квартиру выпускнику интерната. Например, детей, которые на момент предоставления им жилья нигде, кроме интерната, не зарегистрированы на жительство и от которых отказались родители, должны поселить по месту жительства их родителей на момент отказа. Те, у которых родители неизвестны, получают жилье по месту расположения их интерната.13
С 1996 г., когда вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ханты- Мансийский автономный округ пытался решить вопрос обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статье 8 этого закона, «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по месту жительства вне очереди».
Право детей-сирот на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма установлено и статьей 57 Жилищного кодекса.
Обеспечение гарантий права детей-сирот на жилье возложено на субъекты РФ и относится к их расходным обязательствам. Из-за дефицита бюджетных средств подавляющее число регионов было лишено возможности обеспечить жильем детей-сирот в полном объеме. Долги росли. Ханты- Мансийский автономный округ решал и решает эту проблему в соответствии с региональным законодательством и своими финансовым возможностями. Поэтому существовало множество проблем.
Для исправления этой ситуации по поручению Президента РФ в Правительстве РФ разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Главные базовые изменения вносятся в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в раздел IV Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предлагается на федеральном уровне законодательно закрепить крайне важные новации, которые будут обязательны для всех субъектов РФ.
Во-первых, предлагается создать в регионах специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения из этого фонда будут предоставляться детям-сиротам по срочному договору найма. Устанавливается 5-ти летний срок договора срочного найма жилого помещения. И только после окончания этого срока жилое помещение из специализированного фонда будет переводиться в жилищный фонд социального найма. Это позволит временно ограничить данное имущество в обороте, предотвратить незаконные сделки и мошеннические действия, из-за которых дети-сироты, получившие жилье, иногда очень быстро лишаются на него права.
Во-вторых, в случаях, если дети-сироты имели закрепленное за ними жилое помещение, но возвращение их туда после окончании интернатных учреждениях невозможно, в обязанность субъектов Российской Федерации вменяется устанавливать порядок предоставления благоустроенного жилого помещения детям-сиротам по договору социального найма однократно.
Законопроектом устанавливается перечень оснований, при которых возвращение детей-сирот в сохраненные за ними жилые помещения считается невозможным.
Могут возникать ситуации, когда потребность в жилье для детей-сирот превысит реальную возможность её обеспечить. То есть в специализированном жилищном фонде свободных помещений в данный период времени не будет. А дети-сироты, в соответствии с законодательством, имеют право получить его вне очереди. Поэтому третий важный момент, который предлагается зафиксировать в законопроекте, - это право детей-сирот на обеспечение временного проживания в благоустроенных жилых помещениях до предоставления им жилья в установленном законом порядке.
И еще одна важная проблема, которую предполагается решить этим законопроектом, - четвертая. Сохранить права на обеспечение жильем за гражданами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но, достигнув 18 лет и 23 лет, так и не получили полагающегося им по закону жилья. Это право предлагается продлить до тех пор, пока эти лица не получат полагающееся им жилье по факту.
Вместе с тем надо отметить и еще один момент. В 2007 г. в федеральном бюджете Ханты- Мансийского автономного округа впервые были выделены субсидии регионам для софинансирования решения этой важной проблемы. Тогда их объем был небольшим - 500 млн. руб. В федеральном бюджете на 2011 г. объем субсидий составляет уже более 6 млрд. руб.
К сожалению, подобные вопросы применительно к нашему региону не совсем урегулированы. Существует Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.06.2009 г. № 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», а также Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы.
Настоящие документы определяет порядок приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (далее – дети-сироты).
Жилое помещение приобретается однократно детям-сиротам, постоянно проживающим на данной территории и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилья в органах местного самоуправления и в окружном списке в соответствии с порядком учета детей-сирот.
Приобретение жилого помещения за счет средств окружного бюджета осуществляется по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Жилое помещение приобретается за счет средств окружного бюджета на основании правового акта Совета администрации о распределении средств на приобретение жилья детям-сиротам.
Приобретаемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте приобретения жилого помещения.
Жилое помещение приобретается по договору купли-продажи и оформляется в собственность лица, отнесенного в установленном порядке к числу детей-сирот, в соответствии с действующим законодательством при условии письменного согласия данного лица по установленной форме (приложение к настоящему Положению).
Перечисление средств окружного бюджета на приобретение жилых помещений осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в форме платежей на счета продавцов жилых помещений, открытые ими в учреждениях банка, на основании договора купли-продажи, зарегистрированного в установленном порядке Главным управлением Федеральной регистрационной службы.
Контроль за целевым использованием средств окружного бюджета, выделяемых на приобретение жилых помещений, осуществляется финансовым органом администрации. Так, в сентябре 2011г в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прокуратура добилась вынесения судебного решения о выделении благоустроенного помещения для проживания сироты, являвшего воспитанником детдома поселка Березово, которому администрация района отказала в добровольном порядке предоставить жилье.
Отчет об использовании средств окружного бюджета, выделенных на приобретение жилых помещений для детей-сирот, направляется главным распорядителем бюджетных средств в финансовый орган администрации и в окружную комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам.
1.2.Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами
Гражданская дееспособность гражданина, т.е. его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности в полном объеме, возникает по общему правилу с наступлением совершеннолетия, а именно по достижении 18-летнего возраста.
С наступлением совершеннолетия предусмотренные законом права во всей сфере гражданско-правовой жизнедеятельности гражданина (гражданская правоспособность) могут самостоятельно им осуществляться в имущественных, трудовых, семейных и иных правоотношениях с физическими и юридическими лицами.14
Информация о работе Имущественные права несовершеннолетних в современном законодательстве России