Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа
В Российской Федерации вопрос о правовом положении адвокатуры на различных этапах существования этого института решался по-разному. Положение 1980 г. устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов.
1. Представительство в дореволюционных судах России до судебной реформы 1864 г. 3
2. Институт присяжных поверенных 7
3. Российская адвокатура в 1864-1917 гг. 10
4. Развитие адвокатуры после революции 1917 г. 15
5. Современное состояние и перспективы организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации
20
Список литературы 27
Содержание
1. Представительство в дореволюционных судах России до судебной реформы 1864 г. |
3 |
2. Институт присяжных поверенных |
7 |
3. Российская адвокатура в 1864-1917 гг. |
10 |
4. Развитие адвокатуры после революции 1917 г. |
15 |
5. Современное состояние
и перспективы организации и
деятельности адвокатуры в |
20 |
Список литературы |
27 |
1. Представительство в дореволюционных судах России до судебной реформы 1864 г.
Первоначально в России вплоть до XV в. существовал принцип «личной явки», в соответствии с которым человек должен был лично представлять свои интересы в суде. Однако уже в Псковской и Новгородской судных грамотах содержится упоминание о судебных представителях. Так в соответствии с Псковской судной грамотой приглашать представителей имели право женщины, дети, монахи и монашки, дряхлые старики и глухие. (А на суд помочю не ходити, лести судебницу двема сутяжникома, а пособников бы не было ни с одной стороны, опричь жонки, или за детину, ли за черньца или за черницу, или которой человек стар велми или глух, ино за тех пособниу быти: а хто опрчнеимет помогать или силою судебню полезет, или подверника ударит, ино всадити его в дыбу да взять на нём князю рубль, а подверником 10 денег» ст. 58).
По Новгородской судной грамоте представителя мог иметь любой тяжущийся.Законы псковские и новгородские давали обеим сторонам равное право на внимательное отношение к ним судей, декларируя равенство перед судом, не взирая на чины, звания и имущественное положение участников процесса.
Главным фактором развития
судебного представительства и
правозаступничества является
Так, согласно ст. 36
Судебника 1497 г., если истец либо
ответчик не могли явиться
в суд, то они имели право
прислать вместо себя своих
поверенных. А статья 13 Судебника
1550 г. даже устанавливала
Функции поверенных имели право выполнять все дееспособные граждане кроме тех, кто состоял на службе и имел властные полномочия. Их называли ходатаями по чужим делам или стряпчими.
Кстати, многие из них
оставили о себе весьма
Допетровская Русь не знала адвокатуры в ее современном понимании. Пётр I в 1698 г. приехал в Англию и, увидев там на суде адвокатов, будто бы (как сообщала английская газета того времени «Book of the days») спросил: «Что это за народ, и что они тут делают?» Ему ответили: «Это всё законники, ваше величество». «Законники? – удивился Пётр – К чему они? Во всём моём царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой». Так впервые был высказан тот сугубо отрицательный взгляд на адвокатуру, которому следовали далее все российские самодержцы до середины XIX в.. Например, Екатерина II в письме к Ф.Гримму от 25 июня 1790 г. прямо объясняла свои успехи в управлении страной отсутствием адвокатов (а заодно и прокуроров): «Главная тому причина, что адвокаты и прокуроры у меня не законодательствуют и никогда законодателями не будут, пока я жива». Николай I, считавший, что именно адвокаты в конце XVIII в. «погубили Францию», вторил своей бабке такими словами: «Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживём».
По мнению известного
исследователя адвокатуры Е.В.
Васьковского, «…история нашей древней
адвокатуры – в сущности
Именно ябедниками
в народе зачастую называли
ходатаев по чужим делам. И
следует отметить, что для этого
были веские основания. О.В.
Ключевский определял такое
В соответствии с этим решением, «ябедническая» деятельность запрещалась: «а) людям всякого сословия, кое быв преданы суду за преступления, подвергающие лишению прав состояния или отдаче в солдаты, или ссылке в Сибирь и публичные работы, - освобождены от сего наказания о Всемилостивейшим Манифестам, или же остались неоправданными за прекращением дел по силе упомянутых Манифестов, доколе они не оправдаются по суду; б) людям, лишённым по суду доброго имени, хотя бы они и не были лишены всех прав состояния; в) людям, подвергшимся суду за уголовные преступления телесным наказаниям, хотя бы они и не были исключены из Городских и Сельских обществ, в коих до суда находились; г) чиновникам и канцелярским служителям, выключенным из службы за преступления по оной и за дурное поведение».
Впервые деятельность судебных
представителей в коммерческих судах
была упорядочена специальным
При таком правовом
положении стряпчие не
В процессе развития
российского общества
Недостатки дореформенной
адвокатуры были
2. Институт присяжных поверенных
Судебная реформа 1864 г. создала институт присяжной адвокатуры. С самого начала функционирования адвокатуры формировались нормы и принципы адвокатской этики. Современникам важно проследить, как и почему зарождались традиции в адвокатуре и какую роль в этом сыграли советы присяжных поверенных.
Конец XIX в. в России ознаменовался проведением ряда серьезнейших реформ, затронувших практически все стороны общественной жизни страны. Было отменено крепостное право, проведены земская реформа, реформа армии, образования и т.д. Но самой значимой и последовательной реформой этого периода явилась Судебная реформа. "Судебная реформа, проведенная в России в 1864 г., привнесла много нового в общественную жизнь страны. Она оживила общество, вызвала уважение к подлинному правосудию и человеческому достоинству, способствовала развитию юриспруденции, элементарному правовому просвещению народных масс".
Необходимость проведения Судебной
реформы в России была связана
с ужасающим состоянием судопроизводства
и судоустройства, которое тормозило
общественный прогресс и могло стать
причиной массовых народных волнений.
Даже высшие должностные лица государства,
например сенатор К.Н. Лебедев, оценивая
состояние суда и царивших в это
время порядков при рассмотрении
дел, отмечали, что любой столкнувшийся
с необходимостью обращения в
суд "может заболеть и помешаться
- так оно отвратительно дурно".
Таким образом, к концу XIX в. общественное
развитие России, а именно "интересы
капиталистического развития, требовали
ликвидации сословных судов и
их зависимости от администрации, быстрого
и четкого оформления гражданско-правовых
отношений и решения
В ходе проведения Судебной
реформы был принят ряд законодательных
актов, объединенных понятием "судебные
уставы". Характеризуя эти законодательные
акты, А.Ф. Кони отмечал, что они "были
плодом возвышенного труда, проникнутого
сознанием ответственности
В Учреждении судебных установлений были закреплены "принципы независимости суда от администрации, принцип состязательности, принцип гласности судебного разбирательства, отменялась система формальных доказательств, учреждались всесословный выборный мировой суд, две судебные инстанции в уголовном процессе. В основу нового судебного устройства положены были принципы бессословности суда, равенства всех граждан перед законом, полной независимости суда от администрации, что гарантировалось несменяемостью суда". Однако важнейшим положением Судебной реформы, позволяющим утверждать, что эта реформа была особо значимой, явилось учреждение суда присяжных заседателей, который исследователи Судебной реформы называют "краеугольным камнем, ядром реформы уголовной юстиции".
На наш взгляд, значение
учреждения суда присяжных заключается
не только в том, что этот суд обеспечивал
реальное и непосредственное привлечение
населения к участию в
Информация о работе История становления и развития адвокатуры в России