История становления и развития адвокатуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации вопрос о правовом положении адвокатуры на различных этапах существования этого института решался по-разному. Положение 1980 г. устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов.

Содержание работы

1. Представительство в дореволюционных судах России до судебной реформы 1864 г. 3
2. Институт присяжных поверенных 7
3. Российская адвокатура в 1864-1917 гг. 10
4. Развитие адвокатуры после революции 1917 г. 15
5. Современное состояние и перспективы организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации
20
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Адвокатура.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем, с согласия Министерства юстиции СССР возникли, в качестве эксперимента, «параллельные» коллегии адвокатов, укрепившие свои позиции, составившие конкуренцию «традиционным» коллегиям и своей, иногда, не совсем стандартной деятельностью наработавшие опыт, вошедший в содержание ныне действующего законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Так, в ноябре 1992 года решением Президиума Вологодской областной  коллегии адвокатов №2, образованной в марте 1991 года и являющейся коллегией  «параллельной», в городе Вологда образована юридическая консультация «Адвокатская фирма ЛИКС», наделенная правами юридического лица- в порядке эксперимента.

Управление юстиции Минюста  России по Вологодской области обратилось к коллегии адвокатов с требованием  о необходимости приведения статуса  юридической консультации «Адвокатская фирма ЛИКС» в соответствие с  Положением об адвокатуре РСФСР и  лишения ее прав юридического лица.

Президиуму коллегии № 2 удалось доказать необходимость  и «безвредность» подобного эксперимента и получить разрешение Минюста России на сохранение этой юридической консультации в прежнем виде до принятия нового закона об адвокатуре .

Следует отметить, что опыт деятельности параллельных коллегий адвокатов  убедительно показал как своевременность  разрешения Минюста СССР (в лице М.П. Вышинского) на их образование, так  и соответствие указанных коллегий действующему законодательству об адвокатуре.

Таким образом, на протяжении всего периода своего развития, от зарождения в виде стряпчества, до вполне сформировавшегося и неотъемлемого  института гражданского общества демократического государства (к которому стремится  современная Россия), адвокатура в  нашей стране прошла (и проходит, на сегодня) сложный путь становления  и развития.

В действующей Конституции  Российской Федерации получило закрепление  право граждан на получение квалифицированной  юридической помощи, в том числе  и бесплатно, в случаях, предусмотренных  законом. Это право гарантируется, в том числе, и наличием института  адвокатуры как профессионального  сообщества адвокатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Современное  состояние и перспективы организации  и деятельности адвокатуры в  Российской Федерации

 

В Российской Федерации вопрос о правовом положении адвокатуры на различных этапах существования  этого института решался по-разному. Положение 1980 г. устанавливало, что  общее руководство коллегиями адвокатов  осуществляют советы народных депутатов  и их исполнительные и распорядительные органы как непосредственно, так  и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов  краевых, областных, городских советов  народных депутатов.

    Таким образом,  указанные нормы допускали непосредственное  вмешательство органов государственной  власти в деятельность адвокатских  объединений, что, конечно, плохо  сочеталось с независимостью  адвокатов в их профессиональной  деятельности. Часто адвокаты лишь  изображали защиту, становясь еще  одним орудием государства.

   В последние годы данные положения не применялись, но их законодательная отмена - это несомненный шаг вперед в развитии законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры. В то же время попытки сохранить рычаги давления Министерства юстиции РФ на адвокатуру предпринимались и в процессе принятия Закона об адвокатуре, однако резкий протест адвокатского сообщества возымел свое действие, и самые спорные положения в Закон не вошли. Роль Министерства юстиции РФ и территориальных органов юстиции в Законе об адвокатуре несколько изменилась, а их полномочия, в полном соответствии с демократическими принципами построения государства, провозглашенными Конституцией РФ, уменьшились. Министерство юстиции РФ сохранило функцию контроля над соблюдением законности в деятельности адвокатуры, но теперь оно не имеет права непосредственно вмешиваться в дела адвокатского сообщества. Органы юстиции получили во многом техническую функцию - ведение реестра адвокатов, но вносить изменения в этот реестр по собственной инициативе они не имеют права. Все эти новеллы Закона можно только приветствовать. Законодатель в данном случае более последовательно проводит в жизнь принцип независимости адвокатуры.

В настоящее время российское законодательство в области адвокатской  деятельности существует в отрыве от международных стандартов в данной области.

   Что касается отсутствия в законодательстве Российской Федерации механизма реализации принципа равенства сторон в суде, сошлемся на мнение профессора А.Х. Саидова, который резонно полагал, что "если обвинение обладает мощным аппаратом (системой правоохранительных органов), то одним из необходимых условий обеспечения состязательности сторон в судебном процессе является формирование мощной структуры, объединившей бы адвокатов. "Организации" может противостоять только "организация". Не будет сильной организации адвокатов - не будет состязательности процесса".

    В Российской  Федерации принцип состязательности  сторон в суде до настоящего  времени в полной мере реализовать  не удалось. Кроме того, российская  система правоохранительных органов  обладает большим потенциалом  воздействия в суде, причем не  только на противную сторону,  но и на сам суд. В таких  условиях институт адвокатуры  нуждается в процессуальных гарантиях  своего равноправия на судебном  процессе.

Конституция РФ в ст. 48 гарантирует  право каждого на получение квалифицированной  юридической помощи (а в определенных случаях и бесплатной юридической  помощи).

   До принятия Закона  об адвокатуре в России не  существовало документально зафиксированных,  формализованных в виде нормативных  правовых актов процедур оказания  данной помощи. С принятием Закона  об адвокатуре ситуация некоторым  образом улучшилась, но остались  неразрешенными многие вопросы  в области оказания гражданам  задекларированной в Конституции  РФ юридической помощи. Так, если  сам процесс судопроизводства  или предварительного следствия,  дознания подвержен строгой регламентации,  что исключает возможность спекулирования судом своим процессуальным положением, то процедура оказания юридической помощи формально не привязана ни к одному нормативному правовому акту. Возможно, именно поэтому лишь небольшой процент граждан России могут с уверенностью сказать, что они получили квалифицированную юридическую помощь. Число же лиц, знающих, что такое процедура получения юридической помощи (за исключением самих оказывающих данную помощь), а также представляющих, какие они имеют гарантии того, что оказываемая им помощь именно квалифицированная, уменьшается.

По причине отсутствия правового регулирования деятельности адвокатов на территории других государств, а также деятельности иностранных  адвокатов на территории Российской Федерации (в последнем случае ситуация не столь запущена) российский институт адвокатуры является территориально и  нормативно локализованным образованием.

    В настоящее  время в указанном направлении  адвокатские образования начали  предпринимать определенные шаги. В частности, в Российской Федерации действует Международный союз (содружество) адвокатов, образованный в 1992 г., как правопреемник Союза адвокатов СССР, адвокатов Армении, Беларуси, Молдавии, России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Украины, а также группы адвокатов Западной Европы. Как отмечает президент Международного союза (содружества) адвокатов Г.А. Воскресенский, основной задачей Союза является обеспечение солидарности, сотрудничества и взаимопомощи адвокатов стран СНГ и других государств. Во исполнение этой задачи президиум Международного союза (содружества) ежегодно организует научно-практические конференции в иностранных государствах с целью изучения опыта работы адвокатов зарубежных стран, установления деловых контактов и сотрудничества адвокатов. В частности, в сентябре 2004 г. в Киеве президиумы Международного союза (содружества) и Союза адвокатов Украины провели совместное совещание, посвященное укреплению деловых связей между адвокатами России и Украины. Участники совещания поддержали соглашение Президентов Беларуси, Казахстана, России и Украины о формировании на территории этих стран Единого экономического пространства и пришли к выводу, что важнейшим условием претворения в жизнь этого соглашения является образование Единого правового пространства. При подготовке Концепции названного правового пространства участники совещания полагали необходимым разработать единую систему правового регулирования экономических и финансовых отношений для всех участников соглашения, а также гармонизировать законодательства этих стран в той мере, в какой это необходимо для формирования Единого экономического пространства.

    Таким образом,  со стороны адвокатских объединений  Российской Федерации предпринимаются  попытки (пусть даже только  двусторонние) унификации правил  оказания юридической помощи  адвокатами и правил деятельности  адвокатов на территории иностранных  государств. Вместе с тем в  данной ситуации двусторонние  соглашения не могут изменить  существующую ситуацию, необходимы  конкретные шаги со стороны  федерального законодателя в  рамках присоединения к общемировым  стандартам и принципам в области  адвокатской деятельности, что, свою  очередь, будет способствовать  интеграции российской адвокатуры  в мировую правоохранительную  систему. Иными словами, отсутствие  правового регулирования деятельности  адвокатов на территории других  государств, указанное доктором  юридических наук, профессором А.Х.  Саидовым в качестве предпосылки дальнейшего реформирования института адвокатуры, актуально и для российского законодательства.

Что касается принципов, путей  и способов реформирования института  российской адвокатуры, то большое  значение имеет концепция институциональной  реформы адвокатуры.

   Под институциональным  реформированием здесь следует  понимать систему реформирования  всего института адвокатуры, начиная  с принципов его организации  и деятельности. Признавая все  положительное значение Закона  об адвокатуре, нельзя забывать, что данный нормативный правовой  акт стал неким компромиссом  между сторонниками огосударствления  адвокатских образований и сторонниками  их полной независимости от  органов государственной власти. В связи с этим в настоящее  время адвокатура в Российской  Федерации занимает промежуточную  позицию, так и не став частью  системы государственных органов  власти, но и не преобразовавшись  окончательно в самостоятельную  корпоративную организацию, призванную  служить интересам гражданского  общества.

   Концепция институционального  развития и реформирования адвокатуры  включает понимание необходимости  разработки и внесения изменений  во многие законодательные акты  РФ, так или иначе связанные  со статусом адвоката в обществе. Представляется, что только при  комплексном подходе к реформированию  законодательных и нормативных  актов можно установить эффективный  правовой механизм реализации  статуса института адвокатуры  как независимого и эффективного  правового института гражданского  общества, стоящего на страже  прав и свобод граждан.

   Таким образом,  институциональное развитие можно  назвать одним из принципов  реформирования российской адвокатуры. Среди других принципов, которыми  необходимо руководствоваться при  осуществлении указанного реформирования, можно отметить:

   1. Единство адвокатских  объединений в рамках всего  государства.

   2. Организацию взаимоотношений  с органами государственной власти  на основе партнерства.

   3. Реформирование  института адвокатуры в рамках  существующих международных принципов  и стандартов в области оказания  юридической помощи и адвокатской  деятельности.

   4. Позиционирование  адвокатуры как независимой саморегулируемой  организации, подчиненной интересам  не государства, а общества  и направленной на обеспечение  положений ст. 48 Конституции РФ, а  именно на оказание профессиональной  юридической помощи.

   Реформирование адвокатуры  в Российской Федерации тактически  необходимо начинать именно с  объединения российских адвокатов  в единую организацию, представляющую  собой систему адвокатских формирований  всего государства. Причина, по  которой приоритет отдается созданию  именно системы адвокатских формирований  государства, приводилась выше  неоднократно и заключается в  следующем: хорошо организованной  системе правоохранительных органов  государства, представляющих сторону  обвинения в суде, может достойно  противостоять только хорошо  организованная система, представляющая  сторону защиты.

   Следующим принципом  следует признать реформирование  российской адвокатуры, основанное  на партнерских отношениях между  адвокатским объединением и органом  государственной власти прежде всего в вопросах обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод субъектов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также обеспечение верховенства права и закона. Помимо прочего, партнерские отношения предполагают отсутствие подчиненности друг другу, наличие корреспондирующих прав и обязанностей, взаимной ответственности за нарушение условий партнерского взаимодействия.

   Следующий принцип  - реформирование института адвокатуры  в рамках международно-правовых  стандартов - предполагает:

   - определение соответствия  правового статуса адвокатуры  в Российской Федерации международно  признанному месту этого института  в жизни общества;

   - присоединение к различного рода международным правовым инициативам, регламентирующим правила оказания юридической помощи, а также осуществление адвокатской деятельности и выполнение этих инициатив на практике.

Информация о работе История становления и развития адвокатуры в России