История становления и развития адвокатуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации вопрос о правовом положении адвокатуры на различных этапах существования этого института решался по-разному. Положение 1980 г. устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов.

Содержание работы

1. Представительство в дореволюционных судах России до судебной реформы 1864 г. 3
2. Институт присяжных поверенных 7
3. Российская адвокатура в 1864-1917 гг. 10
4. Развитие адвокатуры после революции 1917 г. 15
5. Современное состояние и перспективы организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации
20
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Адвокатура.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

А.Ф.Кони в работе "Заключительные прения сторон в уголовном процессе" писал: "Учреждение присяжной адвокатуры, существовавшей при дореформенном строе лишь в узком и зачаточном состоянии, пришедшей на смену прежних ходатаев с "заднего крыльца", было встречено горячим общественным сочувствием. К сожалению, она не была поставлена в благоприятные для ее развития условия, и наряду с присяжными поверенными появились частные ходатаи и совершенно посторонние адвокатуре лица, имеющие право быть представителями обвиняемого без всякого образовательного или нравственного ценза".

Составители Судебных уставов  выделяли в качестве основной задачи адвокатской деятельности выявление  правды, соблюдение чести и осознание  нравственной ответственности перед  правительством и обществом. "В  новом суде при участии присяжных  поверенных как представителей тяжущихся, право сделалось такой силою, которой должны уступать богатые  и сильные мира сего, если только на их стороне не было такого же права".

Однако в деятельности адвокатуры того времени были определенные недостатки, в частности, возникшие  в результате совмещения функций  правозаступничества с судебным представительством. "Наш адвокат  поставлен в необходимость слишком  часто выходить на улицу, вступать с  нею в непосредственные сношения и постоянно якшаться с зачумленными. Тогда как французский адвокат, не спускаясь со своего традиционного  пьедестала, работает в кабинете, и  появляется в суде лишь для того, чтобы в день публичного заседания  произнести свою речь, оставляя всю  подготовительную черновую работу (у  нас очень часто и черную) на обязанности стряпчего. Наш присяжный  поверенный обязанности эти несет  сам и по прискорбным свойствам  такой миссии, она оказывается  в известной цели до того заманчива, что оттесняет собой целомудренный, но малоприбыльный кабинетный труд и  не для всех удобные судоговорения". "На нашу адвокатуру возложена законом не одна чистая работа, как на французскую, но и черновая, даже черная. А что такое эти конкурсы и аукционы, как не самая черная работа, до того черная, что как бы кто чисто и осторожно ею не занимался, в конце концов, его все-таки запачкают, если не противники, то союзники".

Русскому адвокату большую  часть времени приходилось тратить  на работу в канцеляриях различных  присутственных мест, в нотариальных конторах, бегать по городу в поисках  нужной информации, дежурить в полицейских  участках и проводить огромное количество времени в ресторанах с нужными  людьми.

И если все это фактически составляет главную часть адвокатской  деятельности, постепенно происходит депрофессионализация адвоката как юриста. Присяжные поверенные, являясь судебными представителями тяжущихся и действуя на основании договора доверенности, не видели ничего предосудительного в том, чтобы принять на себя одностороннее внесудебное поручение и даже исполнять обязанности посредника между заинтересованными лицами. Таким образом, совмещение функций оказания юридической помощи с судебным представительством фактически приводило к тому, что адвокаты занимались деятельностью, нередко ничего общего не имевшей с истинной задачей адвокатуры - правозаступничеством.

Внутренняя организация  адвокатуры фактически была основана на двойственном принципе: с одной  стороны, адвокаты находились в подчинении судебных округов, с другой - были организованы в адвокатские сословия с подчинением  совету присяжных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие адвокатуры  после революции 1917 г.

 

В соответствии с Декретом О суде №1от24 ноября 1917 года помимо присяжной адвокатуры упразднялись институт прокуратуры, отделы уголовных расследований и вообще, практически, вся судебная система. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то присяжной адвокатуре законодательство замены не предусматривало. Представительствовать в суде было разрешено любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину любого пола. То есть адвокатура вновь становилась свободной профессией, что откинуло ее по уровню организационного статуса к дореформенным (1864 года) временам.

В добавлении к своей книге  «Уголовный суд в России», вышедшей в 1918 году, Н. Давыдов вполне справедливо  называл такую меру сверх — радикальной и, к тому же, неподготовленной.

Период с ноября 1917 года помай 1922 года условно можно именовать  переходным периодом для адвокатуры.

Инструкция о революционных  трибуналах от 19 декабря 1917 года является первым официальным актом новой  власти, который содержал попытку  создания новой — советской адвокатуры.

Процесс поиска оптимальной  для новой власти организации  адвокатуры привел к тому, что 30 ноября 1918 года принимается Положение о  народном суде РСФСР, в соответствии с которым при Советах рабочих  и крестьянских депутатов учреждаются  коллегии защитников, обвинителей и  представителей сторон в гражданском  процессе.

Вначале января 1918 года Комиссариат  юстиции разработал новый проект закона, который с рядом поправок был принят как часть Декрета  «О суде» № 2 . В дальнейшем, а именно 15 февраля 1918 года, принимается Декрет №2, изданный в развитие и дополнение Декрета №1, учреждающий коллегии правозаступников, как в форме  общественного обвинения, так и  в форме общественной защиты.

11 мая 1920 года Совнаркомом  издается постановление «О регистрации  лиц с высшим юридическим образованием»,  согласно которому в трехдневный  срок, после опубликования данного  постановления, указанные лица  обязаны зарегистрироваться в  подотделах учета и распределения  рабочей силы по месту жительства. Лица же, не зарегистрированные  в указанный срок, считались дезертирами  и карались судом. Таким образом,  деятельность адвокатов заменяется  формой трудовой повинности.

В июне 1920 года на третьем  Всероссийском Съезде работников юстиции  принимается решение о внесении изменений в Положение «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 года, согласно которых коллегии защитников и обвинителей  заменяются системой периодического привлечения  юристов к ведению дел.

Полное уничтожение, даже того подобия адвокатской корпорации, коими являлись коллегии правозаступников, ознаменовано принятием 21 октября 1920 года ВЦИК дополнений к Положению «О народном суде РСФСР», что повлекло за собой  развитие подпольной адвокатуры.

Естественно, что это не устраивало новую власть и на четвертом  Всероссийском съезде деятелей советской  юстиции, комиссар юстиции Д. Курский  охарактеризовывает перспективы развития адвокатуры: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика». И именно на этом съезде была предложена для обсуждения реформа, касающаяся адвокатуры.

25 мая 1922 года принимается  Положение «Об адвокатуре», но  поскольку оно лишь в общих  чертах говорило о вновь создаваемых  коллегиях защитников, то Наркомюстом 5 июля 1922 года принимается Положение «О коллегии защитников», в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру.

Значительное большинство  членов новых коллегий были так называемыми  буржуазными специалистами —  членами профессиональной корпорации, получившими образование при  царском режиме. Цифры за 1923 год  свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование  в царских учебных заведениях.

Партия начала вводить  в состав коллегий коммунистов, пытаясь  установить, таким образом, контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

С конца 1927 года комиссариатами юстиции стало поощряться образование  в коллегиях защитников трудовых коллективов, но насильственные попытки  коллективизировать адвокатуру не привели  к успеху, и в конце 1934 года был  подготовлен проект нового закона об адвокатуре (который так и не был  принят), в котором наряду с коллективной формой организации корпорации разрешалась  и частная практика (проект был  опубликован в журнале «За  социалистическую законность» (1935 год, № 1).

22 декабря 1938 года, Наркомюст СССР выпустил директиву «О работе коллегий защитников», ознаменовавшую, по мнению М.В. Ивановой, начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение .

Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов о корпорации. Адвокатам запретили сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что  вынудило их выбирать между работой  в госсекторе и работой в адвокатуре.

Вопросы оплаты юридической  помощи, оказываемой адвокатами, Положением не регулировались. Оплата должна была производиться на основании инструкции, утвержденной приказом № 85 НКЮ СССР от 2 октября 1939 года. Впоследствии, НКЮ СССР было издано несколько актов, в которых разъяснялись отдельные вопросы оплаты юридической помощи (Письма НКЮ СССР: от 8 декабря 1939 года № 1-А-21, от 21 апреля 1941 года № 16-А-1784; Приказы НКЮ СССР: от 25 марта 1940 года №29, от 24 января 1941 года № 18; приказ Министра юстиции СССР от 4 октября 1955 года № 50).

Надзор за деятельностью  адвокатуры со стороны государственных  органов был передан Наркомату  юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям  Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.

23 апреля 1940 года утверждается  инструкция НКЮ СССР № 47 о  порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов. Принятые в коллегию стажеры проходили практику в течение одного года и в случае ее успешного прохождения президиум коллегии адвокатов мог перевести стажера в число членов коллегии адвокатов, в том числе и до истечения указанного срока. Но Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов, тем самым органы юстиции осуществляли постоянный контроль за приемом в адвокатуру.

Приказом Народного комиссариата юстиции СССР № 65 «О контроле за приемом  в адвокатуру СССР» от 22 апреля 1941 года назначено обследование работы ряда коллегий адвокатов, в результате которого установлено, что «...президиумы коллегий формально относятся к  приему в члены коллегии адвокатов  и нередко принимают в коллегию без проверки материала о прежней  деятельности вступающих в коллегию. При таком несерьезном отношении к приему в адвокатуру в ее ряды проникают лица, не отвечающие ни политическим, ни деловым требованиям». Издавалось несколько аналогичных приказов НКЮ СССР (№ 9 и № 167 от 1940 года и № 15 от 1941 года).

В период военного времени  численный состав адвокатуры сократился (за первые два года войны на 55 %), в то время как перед ней  стояла важная задача— оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам.

Юридическая помощь этим лицам  по определенным категориям дел оказывалась  бесплатно, и НКЮ СССР письмом  № Д-21 от 6 марта 1943 года обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных  адвокатов.

Таким образом, краткий анализ организационного устройства адвокатуры в период после отмены Судебных уставов 1864 года позволяет сделать вывод  о том, что существовавшая ранее  — в период действия Судебных уставов, как в достаточной мере самоуправляемая  организация, адвокатура в значительной степени потеряла это важное свойство в советский период. А проведенные  в этот период преобразования корпорации, вызывались, скорее, не стремлением  усовершенствовать этот институт, как  организацию правозащитную, а намерением законодателя создать управляемую органами государства структуру, вписывающуюся в новый и общественный и государственный порядок '.

В пятидесятых годах прошлого века стала меняться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов, и был предпринят ряд шагов, свидетельствующих о  более либеральном взгляде государства  на адвокатуру. Такое отношение объяснялось  общим изменением политической ситуации в стране и приходом к власти Н.С. Хрущева.

В период с 1960 года по 1962 год  союзные республики, в том числе  и РСФСР, принимают новые Положения  об адвокатуре.

В соответствии со ст. 1 Положения  коллегии адвокатов определялись как  добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, организационной  формой которой были лишь юридические  консультации, то есть возможности заниматься частной практикой Положение не представляло.

Постановлением Совета Министров  РСФСР от 14 февраля 1966 года была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической  помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, другим организациям.

По ключевым вопросам жизни  и деятельности коллегий адвокатов  и адвокатуры в целом, государство  продолжало осуществлять жесткий контроль, несмотря на то, что коллегии имели  систему самоуправления, включающую несколько органов:

общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов;

президиум коллегии адвокатов;

ревизионную комиссию

В декабре 1970 года ЦК КПСС и  Совет Министров СССР издали совместное постановление «Об улучшении  правовой работы в народном хозяйстве»1. Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, совхозов и колхозов, в  которых отсутствовала юридическая  служба.

Конституция СССР, принятая в 1977 году, включала статью, в которой  говорилось об адвокатуре (ст. 161), а 30 ноября 1979 года принимается Закон СССР «Об  адвокатуре». 20 ноября 1980 года на основе данного Закона принимается Положение  об адвокатуре РСФСР, которое действовало  до принятия нового Закона «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года.

Информация о работе История становления и развития адвокатуры в России