Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:26, реферат
В древнейший период истории России наряду с обычаями, которыми в основном было представлено право, появляются первые договоры, «выполняющие правотворческую функцию». В первую очередь это международные соглашения Руси с Византией. В связи с этим современной наукой признается бесспорным влияния Византии на Русь начиная с X в. вплоть до конца XVII в. «Именно договоры с Византией X в., сообразующие отечественные нормы с иноземными, заимствующие византийское право, являются юридической формой наиболее ярко представляющей начало законодательства на Руси». Так один из первых Договор руссов с греками (Олега 911 г.) содержал положения о наследовании, закрепив возможность руссов, находящихся на службе у византийского императора распорядиться своим имуществом на случай смерти.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ (г. САРАТОВ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Реферат по наследственному праву
на тему: «История возникновения и развития наследственного права в России»
Выполнил: студет 5 курса 69 группы
Сурков Александр
САРАТОВ 2013
План
Наследственные правоотношения традиционно являются отражением всего разнообразия отношений, складывающихся между членами общества. Однако само понятие «наследование» не является извечным и органически присущим человеческому обществу. Как отмечается в юридической литературе, наследование и регулирующее его наследственное право исторически возникло лишь в эксплуататорском обществе с появлением и развитием частной собственности. Хотя практически в любом даже самом древнем памятнике права есть разделы, главы, либо отдельные нормы, посвященные порядку наследования имущества.
Если на ранних этапах развития первобытнообщинного строя наследования как такового не существовало, ввиду незначительности предметов, составляющих имущество, подлежавшее передаче по наследству «рабочая сила человека на этой ступени не дает еще сколько-нибудь заметного избытка над расходами по ее содержанию», то по мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, когда увеличение производительности труда привело к появлению излишек «избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей орудий труда, запасов товаров, а позже, и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку». По мере того, как у человека появляется имущество, неизбежно возникает вопрос, а кому же оно достанется после его смерти. И чем большим имуществом обладает человек, тем острее встает этот вопрос.
Таким образом, говоря словами Ю.К. Толстого, «зарождение и развитие наследования идут рука об руку с имущественным и социальным расслоением общества, утверждением частной собственности на средства производства, появлением особых институтов, призванных оградить существующий порядок, который устраивает тех, в чьих руках находятся рычаги власти, от возможных посягательств. Система этих институтов образует государство, которое всегда выполняло и выполняет по отношению к частной собственности и ее необходимому атрибуту - наследованию роль сторожевого пса».
По этому поводу И.Б. Новицкий отмечал: «Подобно тому, как собственность (в экономическом смысле) существовала и до образования государства и права, а право собственности появилось только с образованием государства, так и наследственное право в качестве завершения права собственности появилось только с возникновением государства».
Определенные особенности
История возникновения и развития
наследственного права в
В древнейший период истории России наряду с обычаями, которыми в основном было представлено право, появляются первые договоры, «выполняющие правотворческую функцию». В первую очередь это международные соглашения Руси с Византией. В связи с этим современной наукой признается бесспорным влияния Византии на Русь начиная с X в. вплоть до конца XVII в. «Именно договоры с Византией X в., сообразующие отечественные нормы с иноземными, заимствующие византийское право, являются юридической формой наиболее ярко представляющей начало законодательства на Руси». Так один из первых Договор руссов с греками (Олега 911 г.) содержал положения о наследовании, закрепив возможность руссов, находящихся на службе у византийского императора распорядиться своим имуществом на случай смерти. Договор впервые в истории русского права провел различие между наследованием по закону и по завещанию. При наследовании по закону различали своих нисходящих родственников и боковых. О завещании говорилось как о письменном акте.
Одним из крупных памятников Древнерусского права является Русская Правда. Русской Правдой различается завещание - «ряд» и наследование без завещания. По сути, первоначальное завещание, которое выражалось в словесной форме - «ежели без языка умрет», есть лишь распределение имущества между законными наследниками. Подобная формулировка статьи позволяет сделать вывод о том, что обычной формой завещания было словесное его совершение. Право делать завещание принадлежало лишь отцу и матери в отношении детей и мужу на выделе жене. Из детей сыновья исключали дочерей, которые вступали в наследство только за отсутствием первых. Наследство разделялось между детьми поровну, а, не исходя из старшинства, напротив, младший пользовался привилегией - в его долю всегда входил дом с двором. Объясняется это, очевидно, тем, что ко времени открытия наследства, старшие братья успевали уже обзавестись собственным хозяйством.
Сыновья могли наследовать двумя способами: братья после смерти отца или оставались в общем совладении, или делили имущество поровну. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их мать была рабой, то они вместе с ней получали свободу. «Русская Правда не дает ни малейшего основания предполагать, что завещатель мог назначить наследником стороннее лицо ни тогда, когда у него есть дети, ни даже тогда, когда у него их нет».
Наследниками по закону согласно Русской Правде могли быть члены семьи в самом тесном смысле, союз супружеский или союз родителей и детей. Если же у умершего не оставалось ни сыновей, ни дочерей, имущество переходило к князю. В законе нет указаний на наследование восходящих и боковых родственников. Из смысла норм Русской Правды следует, что матери принадлежит большая свобода в распоряжении своим имуществом, чем отцу: «А матерняя часть детям ненадобна (т.е. на эту часть не могут заявлять притязаний); но кому мать захочет, тому и отдаст». После матери наследовали дети, у которых она проживала, видимо в силу того, что они, взяв на себя содержание матери, должны были получить оставшееся после нее имущество в виде вознаграждения.
Из сказанного видно, что наследование в период действия Русской Правды ограничивалось тесным кругом семьи - боковые родственники не имели никаких прав на наследство. Однако постепенно происходит изменение этого принципа, и в расширении круга родственников, призываемых к наследству, Шершеневич Г.Ф. видит сущность исторического развития наследственного права. «Этот процесс происходит параллельно с ростом индивидуализма и постепенным ослаблением связи между членами родственного союза».
Показателем следующего этапа
развития института наследования являются
соответствующие положения
В отличие от Русской Правды в Псковской Судной грамоте значительно расширены возможности по реализации завещателем своей воли. Завещание могло быть составлено любым членом семьи («у кого умрет жена без рукописания, а после нее останется недвижимое имущество, то ее мужу пожизненно пользоваться этим имуществом». Из чего следует, что жена посредством завещания могла передать недвижимое имущество какому-либо постороннему лицу). Несмотря на формальную свободу субъективной воли при распоряжении имуществом на случай смерти, в действительности наследование по завещанию стоит еще в тесной близости к наследованию по закону. По-прежнему воля завещателя склоняется следовать указаниям порядка законного наследования, или правильнее, указаниям природы. Наряду с рукописаниями допускалось словесное совершение завещаний, в виде предсмертного дара. В этом случае завещатель должен был лично передать наследнику в присутствии священника или сторонних лиц отказываемую вещь или акты на вотчину.
Псковская Судная грамота дает полный перечень наследников по закону. Наследниками являлись: отец, мать, сын, брат, сестра или кто «ближнего племени», под которыми вероятно надо понимать племянников.
Что касается сыновей, закон оговаривает - наследуют лишь те из них, которые остались в доме, не вышли в особое хозяйство при жизни отца и матери. Способ наследования сыновей остается тот же, что и в Русской Правде, то есть равное участие в правах для братьев. Псковская судная грамота постановляет, что управление принадлежит старшему брату, который платит долги отца из общего имущества, а не из своей доли. Младшие не должны «корыстоваться» (присваивать себе в частное обладание) общим имуществом во вред старшему брату.
Дальнейшее свое развитие институт наследственного права получил в период сословно-представительной монархии и был закреплен в Судебниках 1497, 1550, 1649 годов. Содержащиеся в Судебниках положения о наследовании указывают на то, что не всякая духовная грамота, являлась завещанием. Например, одни духовные содержали только советы и приказы морального характера и никаких частноправовых распоряжений; другие заключали в себе лишь запись о какой-либо сделке. Интересным является и тот факт, что право того времени допускало составление завещания от имени нескольких лиц, что совершенно неприемлемо для римского тестамента, но было близко к древнему «ряду».
В статье 60 Судебника 1497 г. определен порядок наследования при отсутствии завещания, сохранен характерный для феодальной собственности принцип, согласно которому сыновья при наследовании исключают дочерей. «А который человек умрет без духовныя грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочерей, ино взяти ближнему от его рода». Таким образом, в отличие от положений Русской Правды, Судебник подтвердил «существующий на практике порядок передачи наследования по женской линии и расширил круг наследников привлечением ближнего от его рода, т. е. боковых родственников». Ст. 92 Судебника 1550 г., по сути, воспроизводит положения статьи 60 Судебника 1497 г. о порядке наследования. Аналогичное правило с некоторыми дополнениями содержат и статьи Судебника 1649 г. Так статьей 4 Судебника 1649 г., регулирующей право наследования родовых и выслуженных вотчин несколько расширен список возможных наследников. Статьей определено, что наследниками вотчин после дочерей становятся их дети и внуки. Бездетные вдовы исключались из числа наследников, они получали часть имущества мужа и им возвращалось их приданое. Таким образом, отдавая преимущественное право наследования вотчин мужчинам, очевидно законодатель стремился укрепить связь вотчин со службой.
Говоря о наследовании по завещанию, необходимо отметить, что в Московский период, дабы сделать невозможной передачу имущества умершего в обход детей и родных, закон делает возможным ограничение воли наследодателя. Выморочным имущество могло стать, в случае если у наследодателя не оставалось ни семьи, пи родни (до известной степени). И если согласно Русской Правде выморочное имущество переходило к князю, то в Московскую эпоху было утверждено правило определяющее переход такого рода имущества церкви. «Однако государство, противившееся умножению церковных владений, вступило в конкуренцию с церковью; таким образом, установился следующий порядок: выморочное имущество получает государство, которое, однако, выплачивает церковным установлениям полную стоимость вотчины».
С царствованием Петра Великого наступил новый этап Римского влияния на российское право, но уже со стороны Западной Европы. Результатом знакомства Петра I с западноевропейским законодательством явилось издание ряда уставов и регламентов. Как отмечает Н.А. Попов, до того времени российское наследственное право полностью основывалось на римском праве. Прельщенный примером Запада, особенно Англии, Петр I издал указ «О наследии имений» 1714 г. Объединив единым термином «недвижимость» вотчины и поместья, указом был установлен переход всего имущества к одному сыну в порядке единонаследия. Идея о разделе имущества, по мнению императора, была чрезвычайно вредна, поскольку влекла за собой раздробление имений, что уменьшало их экономическую ценность, оказывало влияние на правильное поступление податей, неизбежно приводило к обеднению знатных фамилий и утрате ими своего значения, а со стороны наследников приводило к уклонению от государственной службы. Таким образом, этим указам была вновь ограничена свобода завещания, поскольку завещатель мог определить лишь одного наследника движимого имущества (сына, или при отсутствии такового - дочери). Завещание в пользу посторонних лиц не допускалось.
Указ о единонаследии был отменен Анной Иоановной в 1731 г. поскольку, по ее мнению, затрагивал и стремился изменить самые близкие интересы общества, так как «родители, по равной любви ко всем своим детям употребляя все средства для того, чтобы разделить между ними свое имение по равным частям, прибегая для того к подложным продажам и закладам, обязывали детей великими клятвами, чтобы получивший после них свое имение передал часть его своим братьям; из-за наследства рождались между детьми и родственниками ссоры, ненависть, смертоубийства». Но с отменой этого указа «были сохранены запрещения при отсутствии наследников распорядиться своим родовым имуществом, завещая его посторонним лицам».
Информация о работе История возникновения наследственного права в России