Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Цель дисциплины – изучение истории российской государственности в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе уяснение общих закономерностей и национальных особенностей рационализации государственного управления.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Институт
«Государственного и
Кафедра «Государственного управления и политики»
для студентов заочной формы обучения
специальности
«Государственное и муниципальное
управление» - 080504
С О С Т А В И Т Е Л Ь :
доктор исторических наук, профессор
Н.А.Омельченко
О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р
заведующий кафедрой государственного управления и политики,
доктор
исторических наук, профессор Н.И.Глазунова
О Б С У Ж Д Е Н Ы
на заседании кафедры государственного управления и политики
Протокол
№ 10 от «17» апреля 2007г.
О Б С У Ж Д Е Н Ы И О Д О Б Р Е Н Ы
На заседании методического совета института
Государственного и муниципального управления
Протокол
№ от «03» мая 2007г.
ãГосударственный университет управления, 2007
Учебная дисциплина «История государственного управления в России» является одной из обязательных цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО по специальности 080504 - «Государственное и муниципальное управление».
Цель дисциплины – изучение истории российской государственности в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе уяснение общих закономерностей и национальных особенностей рационализации государственного управления.
Задачи дисциплины:
-
ввести студентов в сложный
мир науки и искусства
-
вооружить будущих
-
в исторической ретроспективе
рассмотреть основные этапы
-
развить у студентов
-
сформировать у студентов
Изучив данную учебную дисциплину, студент должен знать:
-
особенности и основные этапы
становления и эволюции
- динамику социальной модернизации общества и рационализации государственного управления в истории России;
-
традиционные основы
-
национальные особенности
- основные тенденции и проблемы формирования новой российской государственности и становления системы государственного управления в современной России.
Студент должен уметь:
-
сравнивать модели
-
выявлять общее и особенное
в формировании
-
осмысливать возможности
-
творчески использовать знания
ретроспективы
Структура учебной программы, содержание отдельных тем и последовательность изложения учебного материала направлены на получение конечного результата – усвоение студентами основных особенностей, закономерностей и традиций государственного управления в России, их влияния на процесс формирования новой российской государственности и современной модели управления.
В
основу учебного курса положена концепция
исторической преемственности национальных
исторических типов государственного
управления: древнерусского (IX – XIII вв.),
сословного (XIV – XVII вв.), военно-бюрократического
(XVIII в.), административно-
Дисциплина «История государственного управления в России» ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. Она непосредственно связана и базируется на совокупности таких дисциплин, как «История Отечества», «Правоведение», «Социология», «Культурология», «Введение в специальность», «Геополитика» и др.
Изучение настоящей дисциплины обеспечивает получение знаний, способствующих в дальнейшем изучении таких дисциплин, как «Система государственного управления», «Муниципальный менеджмент», «Стратегическое управление», «Этика и культура управления».
Учебным планом и учебной программой дисциплины предусмотрены следующие виды занятий: установочные лекции, групповые и индивидуальные консультации, а также внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебным материалом (учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями, контрольными заданиями, специальной литературой).
Лекции, групповые и индивидуальные консультации проводятся с использованием технических средств обучения (компьютеров, плакатов, слайдов), раздаточного материала, учебных и методических пособий.
Дисциплина «История государственного управления в России» читается в 5-м семестре очной и 7-м семестре очно-заочной форм обучения Института государственного и муниципального управления ГУУ, в котором осуществляется подготовка кадров указанной специальности, и является одним из профилирующих среди учебных дисциплин. Минимальный объем дисциплины «История государственного управления в России» для студентов заочной формы обучения составляет - 114 часов.
Изучение
курса ориентировано
Для
обеспечения самостоятельной
В процессе изучения курса каждый студент, обучающийся по специальности 080504, должен выполнить по одному контрольному заданию. Темы контрольных заданий предлагаются. По итогам изучения курса сдается устный экзамен.
Данная
учебная программа составлена в
соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального
образования РФ по специальности «Государственное
и муниципальное управление» и учитывает
его требования в части обязательного
минимума содержания образовательной
программы по дисциплине «История государственного
управления в России» и к уровню подготовки.
2.
Распределение часов
по срокам обучения,
темам и видам
учебных работ
Наименование раздела, темы |
Объем работы студентов (час.) | ||||||
Всего
часов |
Срок обучения | ||||||
3,5 и 4 года | 6 лет | ||||||
Аудиторные | Самост |
Аудиторные | Самост | ||||
Лекц | Конс | Лекц | Конс | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение. Научные основы, методология, цели и задачи изучения истории государственного управления | 6/6 | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
Раздел I. Теоретические и концептуальные проблемы истории государственного управления в России | |||||||
Тема 1. Политическая культура общества и ее роль в процессе становления и развития российской государственности. | 10/7 | 2 | 8 | 1 | 6 | ||
Тема 2. Понятие политической модернизации и особенности реформаторских процессов в исторической эволюции российского общества | 6/7 | 6 | 1 | 6 | |||
Раздел II. Становление российской государственности и особенности управления традиционным обществом (IX-XVII вв.) | |||||||
Тема 3. Государственность Древней Руси: исторические особенности формирования и эволюции институтов власти и управления в IX – XIV вв. | 10/9 | 2 | 8 | 1 | 8 | ||
Тема 4. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом. Эволюция центрального и местного управления в Московском государстве в XV-XVII вв. | 8/9 | 8 | 1 | 8 | |||
Раздел III. Российская империя на путях национальной модернизации. Переход от традиционной организации управления к рациональной в XVIII веке | |||||||
Тема 5. Петровская рационализация государственного управления и формирование патерналистского, военно-бюрократического государства в России | 10/9 | 10 | 1 | 8 | |||
Тема 6. Новый этап рационализации государственного управления в условиях “просвещенного абсолютизма”. Административные реформы Екатерины II | 8/9 | 8 | 1 | 8 | |||
Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX века. Прерванная капиталистическая модернизация России | |||||||
Тема 7. Проблема реформ в правительственной политике России и поиски путей совершенствования национальной модели бюрократического управления в конце XVIII - первой половине XIX века | 10/9 | 2 | 8 | 1 | 8 | ||
Тема 8. Власть, бюрократия и общество в условиях реформ и контрреформ второй половины XIX века | 8/9 | 8 | 1 | 8 | |||
Тема 9. Кризис политической системы и эволюция государственной власти и управления в начале XX века | 10/11 | 2 | 8 | 1 | 2 | 8 | |
Раздел V. Особенности советской государственности и командно-административной системы управления обществом (октябрь 1917 - 1991 гг.) | |||||||
Тема 10. Становление советской государственности и системы государственного управления (1917-1929 гг.) | 10/9 | 10 | 1 | 8 | |||
Тема 11. Эволюция командно-административной системы государственного управления в СССР в 30-80-е годы | 10/11 | 10 | 1 | 10 | |||
Раздел VI. Российская Федерация на пути к демократическому государству: проблемы становления современной системы государственного управления (1991 – 2005 гг.) | |||||||
Тема 12. Российская федерация после событий 1991 г.: особенности формирования системы политических и административных органов в контексте новой российской государственности | 8/9 | 8 | 1 | 8 | |||
Всего часов на освоение учебного материала | 114 | 6 | 4 | 104 | 12 | 4 | 98 |
Формы
контроля: промежуточный – контрольное
задание
|
3. Список литературы по курсу
3.1. Основная литература
3.2. Дополнительная литература
Информация о работе История государственного управления в России