Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

С самого возникновения науки права, проблема источников его образования - является традиционно актуальной темой. И это не просто дань традиции. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права. Новые же формы требуют пристального юридического исследования, поиска места новых форм и соотношения с действующими формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Характеристика основ конституционного права
1.2 Особенности конституционного права ПМР
1.3 Особенности конституционного права РФ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПМР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Общая характеристика источников конституционного права
2.2 Конституция ПМР и конституция РФ как основной источник конституционного права
2.3 Конституционные законы как источники конституционного права
2.4 Постановления конституционного суда как источники конституционного права
2.5 Указы и распоряжения президента как источники конституционного права. Сравнительный анализ ПМР и РФ
2.6 Договоры, соглашения и декларации
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3.1 Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики
3.2 Анализ путей внесения изменений в Конституции РФ как основного источника Конституционного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

Такая модель внутреннего деления конституционного (государственного) права на общую и особенную части распространена в зарубежных странах. Материал общей части, излагаемый, начиная с вопросов науки и отрасли, которую она изучает, по сути, представляет собой общую теорию, формируемую в значительной степени с помощью сравнительного метода исследования. Особенная часть включает знание, полученное путем анализа и объяснения норм позитивного конституционного (государственного) права конкретных стран, ставших объектом изучения. При этом преимущественно используются формально-юридический и политологический подходы Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. - М.: Новый юрист. - 2000. - С.172..

Общее конституционное право аккумулирует знание о соответствующей отрасли права современного государства, поднимаясь над национальными правовыми системами и создавая общую теорию конституционного права. Последнее же дает теоретическое объяснение институтам соответствующей отрасли национального права и практике их реализации в конкретном государстве или группе государств, выделенных по определенному признаку. Общее конституционное право строит свои выводы на основе достижений особенного конституционного права. Особенное конституционное право ориентируется на «теоретические построения общего конституционного права.

Предлагая три возможных варианта системы науки конституционного права, Н.А. Богданова не исключает и иных вариантов формализации системы наук.

Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правового регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли конституционного права, ее институтов.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9т. Т.1 Основы конституционного права. / Авдеенко М.П., Дмитриев Ю.А. - М.: Весь мир. - 2005. - С.96..

Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.

Конституционно-правовым нормам свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1. своим, содержанием, зависящим от той  сферы общественных отношений, на  регулирование которых эти нормы  направлены;

2. источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся  в особом акте, обладающем высшей  юридической силой во всей  системе права, - в Конституции;

3. своеобразием  видов: среди рассматриваемых норм  значительно больше, чем в других  отраслях, общерегулятивных норм. Это  нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих  субъектов, независимо от вида  правоотношений, участниками которых  эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых  и др.);

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты (в том числе и ранее действовавшие), содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция РФ. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи. Марченко М.Н. Источники права. - М.: Проспект. - 2005. - С.150.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

Методология науки конституционного права представляет собой особое направление этой науки. И хотя это направление носит вспомогательный характер, подчиненный главной цели - познанию предмета науки конституционного права, однако нельзя недооценивать его значение.

Некоторые ученые отмечают, что, к сожалению, приходится констатировать то, что в современной науке конституционного права учению о методах исследования конституционного права России уделяется внимания явно недостаточно. Об этом свидетельствует отсутствие научных работ по методологии конституционного права.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и в политической, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - С.54..

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выявлению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республики, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор - важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер, регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократичных по форме правовых установлениях.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некоторое применение на практике.

1.2 Особенности конституционного права  ПМР

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти в условиях политического неопределенности международно-правового статуса Приднестровской Молдавской Республики? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права ПМР.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, они неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречить им.

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии «конституционного строя» включает нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции ПМР «Основы конституционного строя». Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

Суверенитет народа. Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбу народов против феодального абсолютизма (XVII - XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а, следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Демократическое правовое государство, каким и является ПМР, исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политическая формы для этого - независимая демократическая республика. И только безответственные националисты, и специалисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.

Информация о работе Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики