Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

С самого возникновения науки права, проблема источников его образования - является традиционно актуальной темой. И это не просто дань традиции. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права. Новые же формы требуют пристального юридического исследования, поиска места новых форм и соотношения с действующими формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Характеристика основ конституционного права
1.2 Особенности конституционного права ПМР
1.3 Особенности конституционного права РФ
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПМР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Общая характеристика источников конституционного права
2.2 Конституция ПМР и конституция РФ как основной источник конституционного права
2.3 Конституционные законы как источники конституционного права
2.4 Постановления конституционного суда как источники конституционного права
2.5 Указы и распоряжения президента как источники конституционного права. Сравнительный анализ ПМР и РФ
2.6 Договоры, соглашения и декларации
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ КАК ОСНОВНОГО ИСТОЧНИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
3.1 Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики
3.2 Анализ путей внесения изменений в Конституции РФ как основного источника Конституционного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г., Конституционное право России. - М.: Новый Юрист, 2000. - С.288..

По своей форме и сущности Конституция РФ и ПМР это писаная Конституция демократического, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

2.3 Конституционные  законы как источники конституционного  права

Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы, впервые названные в Конституции РФ 1993 года. В Приднестровской Молдавской Республики - это Конституционные Законы ПМР Они регулируют важнейшие отношения в сфере организации и осуществления государственной власти и взаимоотношений государства и гражданина. Все конституционные законы перечислены в самой Конституции. Их тринадцать. К сожалению, в связи с нечеткостью конституционных формулировок имеются разночтения даже в количестве таких законов: от 12 до 16. Идея конституционных законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции .

По своей юридической силе конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией и обычными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции, конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. В России основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции.

На сегодняшний день у нас действуют лишь 6 федеральных конституционных законов. Таким образом, законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституцией федеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральные конституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебной системе Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве Российской Федерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. В Приднестровской Молдавской Республике также действуют 6 конституционных законов: Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О конституционном референдуме Приднестровской Молдавской Республики»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О гражданстве»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об особых правовых режимах».

Остальные - среди них конституционные законы о флаге, гербе, гимне, чрезвычайном положении, военном положении, Верховном Суде РФ, Конституционном Собрании, принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта - до сих пор еще не приняты. Таким образом, остаются не урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения, касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органов государственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственно затрагивающие положение человека в государстве.

Источниками конституционного права являются обычные законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О конституционном референдуме Приднестровской Молдавской Республике» устанавливает:

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В настоящем Конституционном законе конституционный референдум понимается как способ принятия гражданами Приднестровской Молдавской Республики референдумом конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики о принятии новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики, о внесении изменений и дополнений в разделы I, II и IV Конституции Приднестровской Молдавской Республики (далее - конституционный референдум).

Решения, принятые конституционным референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

Законодательство о конституционном референдуме состоит из Конституции Приднестровской Молдавской Республики, настоящего Конституционного закона, Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики и иных законодательных актов Приднестровской Молдавской Республики.

К отношениям по подготовке, реализации инициативы и проведению конституционного референдума в части, не урегулированной настоящим Конституционным законом, применяются нормы Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Конституционный референдум Приднестровской Молдавской Республики проводится на основе следующих принципов:

а) участие в конституционном референдуме является свободным;

б) голосование осуществляется тайно на основе всеобщего, равного и прямого права на участие в референдуме;

в) граждане Приднестровской Молдавской Республики участвуют в голосовании непосредственно и лично по месту своего проживания;

г) каждый участник конституционного референдума обладает одним голосом. При проведении конституционного референдума обеспечивается гласность (в том числе при подсчете голосов), участие общественности. Конституционный референдум Приднестровской Молдавской Республики проводится на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики» определяет права, обязанности и ответственность депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, а также предусматривает основные правовые, политические и социально-экономические гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

Депутатом Верховного Совета может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, состоящий в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики не менее 5 (пяти) лет ко дню выборов и постоянно проживающий на территории Приднестровской Молдавской Республики последние 5 (пять) лет ко дню выборов, обладающий активным избирательным правом, достигший ко дню выборов возраста 25 (двадцати пяти) лет. Не допускается установление иных требований, помимо указанных в настоящей статье, иначе, чем в Конституции Приднестровской Молдавской Республики и настоящем Конституционном законе.

Депутатом Верховного Совета является гражданин Приднестровской Молдавской Республики, избранный на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Приднестровской Молдавской Республики, уполномоченный осуществлять законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Конституционным законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.

Депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики не может быть одновременно Президентом Приднестровской Молдавской Республики, Вице-президентом Приднестровской Молдавской Республики, судьей, прокурором, состоять на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, быть депутатом иных представительных и выборных органов государственной власти и местного самоуправления.

Депутат Верховного Совета, работающий в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики и его рабочих органах на постоянной профессиональной основе, не вправе занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутатом Верховного Совета не может быть гражданин, признанный в законном порядке судом виновным в совершении умышленного преступления, а также лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным.

Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О гражданстве» определяет:

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Приднестровской Молдавской Республики - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность прав и обязанностей и их защиту со стороны Приднестровской Молдавской Республики. Настоящий Конституционный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Гражданами Приднестровской Молдавской Республики являются:

а) граждане бывшего СССР, которые на день образования Приднестровской Молдавской Республики (2 сентября 1990 года) имели постоянное место жительства на ее территории;

б) дети, родившиеся на территории Приднестровской Молдавской Республики, независимо от гражданства родителей;

в) лица, состоявшие в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики на дату вступления в силу настоящей редакции Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» или приобретшие гражданство в соответствии с ним.

Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике» устанавливает правовые, организационные основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, реализующего контрольные функции Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Государственный контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории Приднестровской Молдавской Республики на постоянной основе осуществляет Уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике (далее - Уполномоченный), который в своей деятельности руководствуется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Конституционным законом, иными законами Приднестровской Молдавской Республики, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.

2.4 Постановления  конституционного суда как источники  конституционного права

Возникает вопрос о том, являются ли постановления Конституционного Суда источником конституционного права. Это очень непростой вопрос. При этом ответ на него не должен подменяться проблемой значимости и обязательности решений Конституционного Суда. Такие значимость и обязательность - бесспорные качества рассматриваемых актов, что не устраняет сомнений в нормативности постановлений органа конституционного контроля. Ведь романо-германская правовая система, к которой относится Россия и ПМР, не допускает правотворческих функций судебных органов. Конституционный же Суд и по названию, и по месту в системе государственной власти относится к судебной ветви власти. Не вдаваясь в детали этого сугубо теоретического спора, следует заметить, что хотя творить право Суд не может, он оказывает существенное влияние на это право, выводя из правовой системы нормы, которые признаны неконституционными, а также толкуя нормы, прежде всего конституционные.

Конституционный Суд судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции, конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента. Конституционный Суд состоит из судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком на 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается. Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства Конституционный Суд:

1. Решает дела  о соответствии Конституции:

а) законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Верховного Совета;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов, субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти местного самоуправления;

г) не вступивших в силу международных договоров Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9т. Т.1 Основы конституционного права. / Авдеенко М.П., Дмитриев Ю.А. - М.: Весь мир. - 2005. - С.110..

Информация о работе Экспертная оценка предлагаемых изменения Конституции ПМР как основного источника конституционного права республики