Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:38, курсовая работа
Конституционное правосудие в той или иной форме проявилось на протяжении всей истории человечества. XX век отличился тем, что зародились специализированные институты судебного конституционного контроля, которые к концу столетия утвердились более чем в ста странах мира. Данные феномен уже сам по себе представляет особый интерес, стал объектом пристального внимания представителей различных областей науки.
Общепризнанным во всех странах является положение о том, что конституция имеет высшую юридическую силу. Поэтому любой закон, административный или иной правовой акт, противоречащий конституции, является недействительным и не должен применяться.
Введение
1. Понятия конституционного контроля
2. Объекты и субъекты конституционного контроля
3. Виды конституционного контроля
4. Органы конституционного контроля
Заключение
Библиография
План
Введение
1. Понятия конституционного
контроля
2. Объекты и субъекты конституционного контроля
3. Виды конституционного контроля
4. Органы конституционного контроля
Заключение
Библиография
Примечание
Введение
Конституционное правосудие
в той или иной форме
Общепризнанным во
всех странах является
Отсюда вытекает
и само понятие
В первом пункте настоящей работы «Понятие коноституционного контроля» описываются три основных теории (органическая, институциональная, естественно-правовая), а также рассматривается вопрос о том, что же собой представляет конституционный контроль как схема.
Далее предоставляется круг
субъектов конституционного
С разных точек
зрения конституционный
Единственным органом
конституционной юрисдикции в
Республике Молдова является
Конституционный Суд. В
I. Понятие
Конституционного контроля
Под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.
Термин «конституционный
контроль» подразумевает любую
форму проверки на
Считается, что
сама идея конституционного
После первой мировой
войны в Европе была
Для обоснования
конституционного контроля
1. Органическая теория исходила из того, что поскольку конституция – акт учредительной власти, то акты органов, предусмотренных конституцией и обладающих властью, нижестоящей по отношению к учредительной, не должен противоречить акту учредительной власти.
2. Институциональная теория исходит из того, что конституция устанавливает «правила игры» для органов власти, ни один из которых не должен посягать на полномочия другого, а для федеративных государств особенно важно соблюдение сфер компетенции центра и субъектов федерации.
3. Естественно-правовая теория или теория общественного договора, считает, что конституция устанавливает правила для управляющих и управляемых, прежде всего гарантии прав человека и гражданина и конституционный контроль призван следить за их соблюдением.
Все эти теории
верны и дополняют друг друга.
Конечно же, необходимость
Естественно, что
конституционный контроль
Особенность конституционного
контроля в некоторых
Что же собой представляет конституционный контроль как система?
Во-первых, конституционный контроль не ограничивается только рамками судебного контроля. Ибо следует иметь в виду также и функциональную роль законодательной и исполнительной властей, порядок и традиции сохранения нравственных, национальных и духовных ценностей. Во-вторых, конституционный контроль как система, как совокупность сложных и требующих гармоничного функционирования органов, имеющих разные правомочия. может существовать и результативно действовать, только при наличии определенных предпосылок. Из них необходимо выделить конституционное упорядочение общественных отношений, закрепление демократических принципов развития общества (во время революции или при диктатуре данной системы нет места), независимость контроля, его всеобъемлющий характер, доступность членам общества, гласность конституционного контроля и т.д. (сказанное можно представить в виде схемы 1).
II. Объекты и субъекты конституционного контроля
Субъектами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, а также государственные органы, обладающие правом запроса о конституционности того либо иного акта. Круг субъектов конституционного контроля устанавливается законодательством и надзорной практикой соотвествующей страны.
Система субъектов
конституционного контроля
1. Органы публичной власти:
а) органы государственной власти или наделенные самостоятельными правами их структурные подразделения или части их состава:
· президент (глава) государства надзиратель за соблюдение Конституции посредством права вето, обращение в Конституционный Суд \, отстранение должностных лиц, виновных в нарушении Конституции и т.д.;
· парламент или установленная законом часть его членов;
· сами конституционные суды в случае, если они наделены правом рассмотрения дел по собственной инициативе;
· правительство;
· суды общей юрисдикции как субъекты обращения в Конституционный Суд;
· субъекты федераций;
· защитник народа (прав человека) или прокурор;
б) органы местного самоуправления;
2. Союзы физических лиц как субъекты права на обращение в Конституционный Суд:
а) политические партии;
б) общественные объединения;
3. Физические лица
как субъекты права на
а) граждане;
б) иностранные граждане;
в)лица без гражданства.
Объектами конституционного контроля могут быть конституционные, органические и ординарные законы, поправки к конституции, парламентские регламенты, нормативные акты исполнительных органов государственной власти.
Конституционные или
органические законы могут
Законы принимаемые
Парламентом Республики
1. Конституционными законами являются лишь те, которые формируют нормы конституционного права, выполняют функцию источников данного права, а именно ее отрасли. В соответствии со ст. 72, п.2 Конституции Республики Молдова»Конституционные законы – это законы по пересмотру Конституции». Их принятие регулируется ст. 141-143 Конституции Республики Молдова, глее указывается, что инициатива по принятию таких законов может исходить от:
а) не менее чем 200 000 граждан Республики Молдова, имеющих право избирать. При этом, гарждане, от которых исходит инициатива пересмотра конституции, должна представить не менее половины районов и муниципиев, в каждом из которых должны быть собрано 5 000 подписей в поддержку этой инициативы;
б) не менее чем 1?3 депутатов Парламента;
в) президента Республики Молдова;
г) правительства;
Проекты конституционных законов представляются парламенту только вместе с заключением Конституционного Суда, принятый не менее, чем четырьмя судьями.
Парламент вправе принять закон о внесении изменений в конституцию не ранее шести месяцев после представления соответствующего предложения.
Закон принимается двумя третями (2?3)голосов депутатов. Если в течении года после изменения в Конституцию Парламент не принял соответствующий конституционный закон, предложение считается утратившим силу.
2. Органические законы – регулирующие, как правило какой-либо конституционно-правовой институт в целом или все его существенные стороны, а их здание производится на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституции.
В ст. 72, п.3 Конституции Республики Молдова, что органическим законом регламентируется:
- избирательная система;
- организация и проведение референдума;
- организация и деятельность Парламента;
- организация и деятельность Правительства;
- организация и деятельность Конституционного Суда, Высшего совета магистратуры, судебные инстанции, административного суда;
- организация местного управления, территории, а также общий режим местной автономии;
- организация и деятельность политических партий;
- порядок создания особой экономической зоны;
- общий правовой режим собственности и наследования;
- общий режим трудовых
отношений, профессиональные
ная защита;
- общая организация образовании;
- общий режим религиозных культов;
- режим чрезвычайного, осадного и военного положения;
- правонарушения, наказания и режим отбывания наказания;
- объявление амнистий и помилования;
- другие области по
которому конституцией
нических законов.
Органические законы принимаются в соответствии со ст. 74, п.1 Конституции Республики Молдова, большинством голосов избранных депутатов, после рассмотрения не менее чем в двух чтениях.
3. Ординарные законы – все другие законы принимаемые Парламентом Республики Молдова в порядке текущего законодательства, регулирующие менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права.
Среди законов выделяются кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы.
Во многих странах конституциями устанавливается примат международного права над национальным. Отсюда следует, что проверка соответствия национальных законов международным договором также охватывается конституционным контролем. Нередко проверяются подготовленные проекты международных договоров или пописанные международные договора до их вступления в силу. Однако сложнее обстоит дело в случае, когда имеются расхождения между действующим международным договором и конституцией. Некоторые конституции содержат нормы, направленные на недопущение таких расхождений.
Информация о работе Конституционные средства защиты избирательных прав граждан