Конституционный суд в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Файлы: 1 файл

Конституционный суд в РФ.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

3. Основы деятельности  конституционного суда.  

3.1. Состав и порядок  образования Конституционного Суда.  

Личность судьи  в органах конституционного контроля играет весьма заметную роль, так как  ее оценивают зачастую не только по правовым критериям, но и по нравственным. 

Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут  вноситься Президенту Российской Федерации  членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и  федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.[11] [11] Следовательно, главная роль в  формировании персонального состава  Конституционного суда принадлежит  Президенту и Совету Федерации. 

Членами Конституционного суда могут быть только граждане России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование  и стаж работы юристом не менее 15 лет, обладающий признанной высокой  квалификацией в области права.  

В соответствии с  прежним законодательством нижний возрастной предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимость работы по юридической специальности - 10. Новый  подход, как можно заметить, направлен  на то, чтобы в Конституционном  суде работали люди, обладающие большим  жизненным опытом и высокой юридической  квалификацией.[12] [12] 

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается  на должность в индивидуальном порядке  тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. 

В случае выбытия  судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление  о назначении другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  Российской Федерации в Совет  Федерации не позднее месяца со дня  открытия вакансии. 

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или  до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.[13] [13] 

Численный состав Конституционного суда теперь равен 19, в отличие от предусмотренных по закону 1991 г. 15 (напомним , что реально тогда было избрано 13 человек). Изменен порядок формирования Суда, что связано с новой системой органов государственной власти, установленной Конституцией 1993 г.. 

Конституционный суд  вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как  полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница  членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается. Ранее же действовавший Закон 1991 г. фактически придерживался принципа несменяемости членов Суда. 

Судья Конституционного суда считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги, а истекают его полномочия в последний  день месяца, в котором заканчивается  его избирательный срок или в  котором ему исполняется 70 лет. 

Независимость судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным  конституционным законом порядком приостановления и прекращения  полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной  процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства  в судебную деятельность, предоставлением  судье материального и социального  обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих  его высокому статусу.[14] [14] 

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной  или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также  подвергнут личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  федеральным законом для обеспечения  безопасности других людей.[15] [15] 

3.2. Структура и  организация деятельности Конституционного  Суда.  

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного суда.  

Конституционный суд  РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и  заместитель Председателя Конституционного суда.[16] [16] 

В пленарном заседании  Конституционный суд может рассмотреть  любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые  Суд может рассматривать исключительно  на пленарных заседаниях. К делам  подобного рода относятся: 

-Дела о соответствии  Конституции Российской Федерации  конституций республик и устав  субъектов РФ; 

-Толкование Конституции  Российской Федерации; 

- Вынесение заключений  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления; 

-Утверждение посланий  Конституционного суда; 

-Решение вопросов  о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения. 

В ходе пленарных  заседаний Конституционный суд  также избирает Председателя, заместителя  Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы  палат Конституционного Суда; принимает  Регламент Конституционного суда и  вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а  также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении  или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также  в случае необходимости - о досрочном  освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря  Конституционного суда и т.д.[17] [17] 

В заседаниях палат  Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число  входят дела о соответствии Конституции  Российской Федерации следующих  нормативных актов: 

- федеральных законов,  нормативных актов Президента  России, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской  Федерации; 

- законов и иных  нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и совместному ведению  органов государственной власти  России и органов государственной  власти ее субъектов; 

- договоров между  органами государственной власти  России и органами государственной  власти субъектов РФ, а также  договоров между органами государственной  власти самих субъектов Российской  Федерации; 

- не вступивших  в силу международных договоров  Российской Федерации; 

В заседаниях палат  Конституционный суд России решает также споры о компетенции: 

- между федеральными  органами государственной власти; 

- между органами  государственных властей Российской  Федерации и ее субъектов; 

- между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации. 

Конституционный суд  в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле.[18] [18] 

В пленарном заседании  Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа  судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда. 

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции: 

- руководит подготовкой  пленарных заседаний Конституционного  суда, созывает их и заседательствует  на них; 

- вносит на обсуждение  Конституционного суда вопросы,  подлежащие рассмотрению в пленарных  заседаниях; 

- представляет Конституционный  суд в сношениях с государственными  органами и организациями; выступает  от имени Конституционного суда; 

- осуществляет общее  руководство аппаратом Конституционного  суда. 

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.[19] [19] 

В обязанности заместителя  Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция  Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных  на него Судом. 

Судья-секретарь  Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и  информирует Суд об их исполнении и т.д.[20] [20] 

После возобновления  деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно  выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат  судей. При каждом судье состоят  три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему  подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря  по численности выше.) 

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных  программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. 

Общая численность  секретариата - около 150 штатных единиц. 

При Суде действует  также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает  Регламент Конституционного суда. В  нем устанавливаются: порядок определения  персонального состава палат  Конституционного суда, порядок распределения  дел между ними, порядок определения  очередности рассмотрения дел в  пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.. 

Говоря об организации  деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии  в современном конституционном  законодательстве такого института  как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее  с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному  конституционному закону о Конституционном  суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании  принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо  на Суд возлагается обязанность  немедленно публикации только решения  Конституционного суда. Российские юристы, однако, считают, что публикация особого  мнения судьи была бы желательна, так  как эта мера дает возможность  познакомиться не только со взглядами  на проблему конкретного представителя  судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.[21] [21]  

Информация о работе Конституционный суд в РФ