Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, реферат
Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
В этой связи, как
представляется, избирательность в
опубликовании определений
Например, В. Максимов
приводит такие данные. В 1995 году принято
17 постановлений и 137 определений; в
1996 году — соответственно 21 и 109; в 1997
году — 21 и 139; в 1998 году — 27 и свыше 170.
Из всего этого массива судебных
решений, например, в 1997 году и «Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации»
было опубликовано лишь 6 определений,
а в «Собрании законодательства
Российской Федерации» — 10.[36] [36]
О значимости определений
можно судить на примере даже нескольких
таких актов. По этим проблемам неоднократно
направлялись запросы в Конституционный
Суд.
Вот, например, определение
Конституционного Суда Российской Федерации
от 11 апреля 1997 г. № 41-0 «Об отказе в
принятии к рассмотрению запроса
Карабудахкентского районного суда
Республики Дагестан». В Конституционный
Суд обратился председатель Карабудахкентского
районного суда Республики Дагестан
А.Х. Арсланалиев с запросом о
проверке конституционности ст. 27, ч.
5 ст. 109, ч. 3 ст. 237, ч. 2 ст. 253 и ст. 274 УПК
РСФСР. По мнению заявителя, положения
этих статей, определяющие полномочия
судьи, связанные с возбуждением
уголовных дел по заявлениям и
сообщениям о преступлениях, противоречат
ч. 1 ст. 118, ст. 120 и ч. 3 ст. 123 Конституции
Российской Федерации.
Заявитель полагал,
что судья, будучи обязанным в
силу ст. 109 УПК РСФСР рассматривать
заявления о преступлениях, перечисленных
в ч. 1 ст. 27 УПК РСФСР, и возбуждать
но ним уголовные дела, принимает
на себя несвойственные ему обвинительные
функции, что приводит к нарушению
конституционных принципов
Конституционный Суд
не согласился с этими аргументами
и пояснил следующее.
Предусмотренное в
ст. 109 УПК РСФСР полномочие суда
возбуждать уголовные дела названной
категории, по существу, означает лишь
его право и обязанность
Таким образом, ст. 27,
237, 253, 274 УПК РСФСР, определяющие процессуальное
значение жалобы потерпевшего по делам
частного обвинения, последствия неявки
потерпевшего в судебное заседание
по этой категории дел, а также
права в судебном заседании потерпевшего
как стороны, представляющей обвинение,
регламентирующие особенности производства
по делам частного обвинения, не содержат
в себе каких бы то ни было предписаний,
обязывающих суд принимать
С аналогичными запросами
о конституционности ст. ст. 27, 109
УПК РСФСР, наделяющих судью полномочиями
возбуждать уголовные дела по заявлениям
и сообщениям о преступлениях (уголовные
дела частного обвинения), обращались
в Конституционный Суд
В Федеральном конституционном
законе «О Конституционном Суде Российской
Федерации» содержится норма, в соответствии
с которой в случае, если большинство
участвующих в заседании палаты
судей склоняются к необходимости
принять решение, не соответствующее
правовой позиции, выраженной в ранее
принятых решениях Конституционного Суда
РФ, дело передается на рассмотрение в
пленарное заседание.[39] [39]
Что же такое «правовая
позиция Конституционного Суда»? Совпадает
ли что понятие по объему с понятием
«решение (постановление) Конституционного
Суда»? Содержится ли правовая позиция
Конституционного Суда в мотивировочной
( установительной ) или же в резолютивной
части решения? Могут ли правовые
позиции Конституционного Суда содержаться
в так называемых «отказных» определениях
суда? Ответ на эти и ряд других
вопросов представляет значительный теоретический
и практический интерес.
На наш взгляд,
наиболее правильным является определение
правовых позиций Конституционного
Суда как обобщенных представлений
Суда по конкретным конституционно-правовым
проблемам, которое дает Н.В. Витрук.
Правовые позиции Конституционного
Суда РФ есть правовые выводы и представления
Суда как результат интерпретации
(толкования) Судом духа и буквы
Конституции РФ и истолкования им
конституционного смысла (аспектов) положений
отраслевых (действующих) законов и
других нормативных актов в пределах,
его компетенции, которые снимают
неопределенность в конкретных конституционно-
правовых ситуациях и служат, правовым
основанием итоговых решений (постановлений)
Конституционного Суда.[40] [40]
Как известно, специфика
конституционного правосудия состоит
в том, что Конституционный Суд
РФ решает исключительно вопросы
права ( статья 3 Закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» ) с позиций
Конституции РФ, обеспечивая ее верховенство
и прямое действие на всей территории
Российской Федерации. Однако это не
означает, что Конституционный Суд
не учитывает права человека, принципы
права, непосредственно не закрепленные
в Конституции, либо общепризнанные
принципы и нормы международного
права. Такой учет происходит в силу
того, что он допускается самой
Конституцией РФ. Так, Конституция провозглашает
неотчуждаемость и
Формирование правовых
позиций Конституционного Суда осуществляется
на основе рассмотрения конкретных дел
в процессе конституционного судопроизводства
при официальном толковании Конституции,
при абстрактном и конкретном
нормоконтроле, при разрешении споров
о компетенции и т.д. Правовые
позиции Конституционного Суда представляют
известный итог конституционного судопроизводства,
результат логико-
Решения Конституционного
Суда (постановления и определения)
в своей мотивировочной и резолютивной
частях представляют единство. В них
излагаются правовые позиции Суда,
исходя из которых, Конституционный
Суд делает окончательные выводы
относительно официального толкования
Конституции, абстрактного и конкретного
нормоконтроля и т.д. Правовые позиции
формируются не ради самих правовых
позиций. Они лежат в основе аргументации,
обоснования итогового
Правовые позиции
Конституционного Суда имеют два
существенных свойства. Первое из них
состоит в том, что правовая позиция
Конституционного Суда носит общий
характер, т.е. она распространяется
не только на конкретный, ставший предметом
рассмотрения в Конституционном
Суде случай, но и на все аналогичные
случаи, имеющие место в правовой
практике. Второе характерное свойство
правовой позиции заключается в
ее официальном, обязательном характере.
Правовые позиции Конституционного
Суда имеют такую же юридическую
силу, как и сами решения Суда,
и обязательны на всей территории
Российской Федерации для всех представительных,
исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, предприятий,
учреждении, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений [43]
[43] . Поэтому нельзя согласиться
с мнением, что правовые позиции
Конституционного Суда являются лишь
рекомендациями. По юридической силе
правовые позиции Конституционного
Суда приравниваются к юридической
силе самой Конституции РФ.
Правовые позиции
Конституционного Суда приобретают
характер конституционно-правовых норм
(принципов, понятий в зависимости
от объекта рассмотрения), но ими
не становятся. В судебной и иной
правоприменительной практике правовые
позиции Конституционного Суда приобретают
характер прецедента по своей юридической
силе, но таковыми по своей природе
не являются.
В ряду правовых явлений
(правовых норм, принципов, правоположений,
прецедентов и др.) правовые позиции
Конституционного Суда занимают самостоятельное
место и могут рассматриваться
в качестве источника конституционного
и иных отраслей права (законодательства).
Правовые позиции
Конституционного Суда РФ можно разделить
на два основных вида:
1) правовые позиции
Суда, представляющие результат
непосредственного
2) правовые позиции,
являющиеся результатом
Несмотря на различие
по характеру формирования, содержанию
и т.д., правовые позиции Конституционного
Суда по юридической силе одинаковы.
Они могут быть классифицированы
на виды по различным основаниям: по
объекту разрешения конституционно-правовой
проблемы (касаются ли они понятий,
норм, принципов, институтов); по характеру
предмета регулирования (материально-правовые
и процессуально-правовые позиции);
по сферам общественных отношений (правовые
позиции в области прав и свобод
человека и гражданина, государственного
строительства, федерализма, местного
самоуправления и т.д.). Возможны и
другие более частные критерии классификации
правовых позиций КС. Однако вряд ли
можно согласиться с их делением
на юридически обязательные (те, которые
сформулированы в решениях о толковании
Конституции, а также содержатся
в резолютивной части иных решений)
и на правовые позиции, имеющие рекомендательный
характер («юридически ориентирующий
и координирующий смысл»). Действительно,
правовые позиции могут выступать
в качестве ориентира (критерия), но
он строго обязателен для законодателя
и правоприменителей.[44] [44]
При рассмотрении механизма
применения правовых позиций Конституционного
Суда возникает вопрос: может ли
правовая позиция действовать лишь
в рамках конкретной правовой ситуации,
которая была предметом рассмотрения
Суда, либо она имеет более широкое
действие и может быть распространена
на аналогичные правовые ситуации,
которые не были предметом его
рассмотрения. К сожалению, этот вопрос
не получил своего четкого и развернутого
ответа в действующем Законе «О Конституционном
Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд
РФ формирует практику, согласно которой
его правовые позиции, сформулированные
в итоговых решениях по конкретным
делам, имеют общий характер и
обязательны для всех государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц во всех аналогичных
правовых ситуациях. В этом заключается
одно из требований конституционной
законности. Законодатели и правоприменители
самостоятельно, по своей инициативе
должны изменять содержание нормативных
актов, договоров, предпринимать необходимые
правовые действия в соответствии с
требованиями прямого действия положений
Конституции РФ и правовых позиций
Конституционного Суда РФ. В силу такого
подхода Конституционный Суд
отказывает в принятии к рассмотрению
обращений, если правовой спор уже разрешен
им в аналогичном деле и сформулирована
соответствующая правовая позиция.
По данному вопросу
нет единства мнений в отечественной
юридической науке. Так, согласно части
первой статьи 77 Конституции РФ, субъекты
Федерации самостоятельно устанавливают
систему своих органов государственной
власти в соответствии с основами конституционного
строя России и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленными
федеральным законом. Упомянутый закон
до настоящего времени не принят. В постановлениях
от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности
ряда положений Устава (Основного Закона)
Алтайского края и от 1 февраля 1996 г. по
делу о проверке конституционности ряда
положений Устава - Основного Закона Читинской
области, исходя из конституционного принципа
единства государственной власти, Конституционный
Суд пришел к выводу, что субъекты Федерации
должны в основном воспроизводить федеральную
схему взаимоотношений законодательной
и исполнительной властей.[45] [45] В этой
связи Н. Варламова ставит вопрос, предопределяет
ли данная правовая позиция Конституционного
Суда содержание будущего федерального
закона и содержание соответствующих
законов в субъектах Федерации. Законодатель,
по мнению Варламовой, не связан решением
Конституционного Суда, которое обязательно
лишь в своей постановляющей части, признающей
отдельные положения Уставов не соответствующими
Конституции. Судебное восполнение пробела
в Конституции является временным (действующим
до принятия соответствующего закона)
и казуальным (имеющим значение только
для определения конституционности рассмотренных
им актов), возможно, даже не создающим
прецедента.[46] [46]