Конституционный суд в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Файлы: 1 файл

Конституционный суд в РФ.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

3.3. Принципы деятельности  Конституционного Суда.  

В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства , непрерывность судебного  заседания, состязательность и равноправие  сторон.[22] [22] 

1. Независимость. 

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении  своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим  Федеральным конституционным законом. 

В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких  бы то ни было государственных или  общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных  и территориальных образований, наций, социальных групп. 

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую  Конституции Российской Федерации  правовую позицию судей, свободную  от политических пристрастий. 

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают  решения в условиях, исключающих  постороннее воздействие на свободу  их волеизъявления. Они не вправе запрашивать  или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным  Судом Российской Федерации. 

Конституционный суд  сегодня, в отличие от ранее действовавшего законодательства, независим в организационном, финансовом и материально-техническом  отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного суда производится за счет федерального бюджета, что обеспечивает возможность осуществления  независимого конституционного судопроизводства в полном объеме. Для обеспечения  деятельности Конституционного суда федеральный  бюджет выделяет отдельной статьей  средства, которыми Суд распоряжается  самостоятельно, причем смета его  расходов не может быть уменьшена  по сравнению с предыдущим годом. 

Заметим, что в  соответствии с ранее действующим  законодательством Конституционный  суд России материально во многом зависел от других ветвей власти и, прежде всего, от президентских структур. Это, естественно, очень подрывало  столь важную основу деятельности суда как финансовая независимость. 

Конституционный суд  независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей  работы. Имущество, которым он пользуется в процессе осуществления своих  функций, является федеральной собственностью. 

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных  законом, не допускается. 

2. Коллегиальность. 

Рассмотрение дел  и вопросов и принятие решений  по ним производятся Конституционным  Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в  рассмотрении дела в судебном заседании. 

Конституционный Суд  Российской Федерации правомочен принимать  решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании  палаты - при наличии не менее  трех четвертей ее состава. При определении  кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в  рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. 

3. Гласность. 

Рассмотрение дел  в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается  лишь в случаях, предусмотренных  настоящим Федеральным конституционным  законом. Решения, принятые как в  открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. 

4. Устность разбирательства. 

Разбирательство в  заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд Российской Федерации заслушивает  объяснения сторон, показания экспертов  и свидетелей, оглашает имеющиеся  документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут  оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых  излагалось в заседании по данному  делу. 

Производство в  Конституционном Суде Российской Федерации  ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. 

5. Непрерывность  судебного заседания. 

Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому  делу происходит непрерывно, за исключением  времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему  разбирательству, а также для  устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный  Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может  рассматривать в пленарном заседании  другие дела. Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или  до отложения его слушания не может  рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным  законом к компетенции палаты. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании. 

6. Состязательность  и равноправие сторон . 

Стороны пользуются равными правами и возможностями  по отстаиванию своей позиции  на основе состязательности в заседании  Конституционного Суда Российской Федерации. 

3.4. Полномочия Конституционного  Суда .  

“Конституционный  суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона о Конституционном суде РФ. В нем  четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в  системе органов государственной  власти. Следовательно, Конституционный  суд - прежде всего - составная часть  судебной власти России, предназначенная  для того, чтобы удерживать все  ветви власти в рамках права.  

Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным  конституционным законом о Конституционном  суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.. 

Изменения, внесенные  Конституцией 1993 г. по сравнению с  ранее действовавшей конституцией России и Законом о Конституционном  суде 1991 г. в правовой статус Конституционного суда, касаются, прежде всего, численного состава Суда, порядка его образования, основных полномочий, юридической силы и последствий его решений. 

В целях защиты основ  конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд  РФ обладает следующими полномочиями: 

1. Решать дела  о соответствии Конституции Российской  Федерации: 

- федеральных законов,  нормативных актов Президента  России, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ; 

- конституций республик,  уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации; 

- договоров между  органами государственной власти  России и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также взаимных  договоров между последними; 

- еще не вступивших  в силу международных договоров  Российской Федерации; 

2. Разрешать споры  о компетенции: 

- между федеральными  органами государственной власти; 

- между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти  субъектов РФ; 

- между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации; 

3. Проверять конституционность  закона, применяемого или подлежащего  применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных  прав граждан и по запросам  судов; 

4. Давать толкование  Конституции РФ; 

5. Давать заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинений  в адрес Президента России  в государственной измене или  совершении другого тяжкого преступления; 

6. Выступать с  законодательной инициативой по  вопросам своего ведения; 

7. Осуществлять иные  полномочия, предоставленные ему  Конституцией РФ, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами. 

Рассмотрим их подробнее. Во-первых, Конституционный суд России решает вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных  правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по собственной  инициативе. Одни (например, Варламова  Н., Нерсесянц В.) считают, что Конституционный  суд, прежде всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только ее текста, другие ( Поленина С., Лазарев В.) убеждены, что Конституционный  суд должен иметь полномочия активного  правотворца, выражающиеся в использовании  при необходимости защиты прав и  свобод граждан как законодательных  нормативных актов различного вида, так и прогрессивных норм международного права.  

Федеральный закон  о Конституционном суде по этому  поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей  работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также  на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний  день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный  суд не должен подменять собой  другие государственные органы, превращаясь  в “суперинстанцию”, но своими решениями  он должен как бы очерчивать границы  “конституционного поля”.[23] [23] 

Несмотря на разногласия  в лоне отечественных правоведов, Федеральный закон о Конституционном  суде Российской Федерации 1994 г. и Конституция  РФ имеют достаточно прогрессивный  характер и открывают дорогу для  дальнейшего совершенствования  российской конституционной системы  на демократических принципах. Так, впервые в истории конституционного законодательства России по Конституции 1993 г. в компетенцию Конституционного суда РФ введено право рассмотрения конституционности законов по запросам судов (п.4 ст.125 Конституции РФ), а  также право толкования текста Конституции - функция, без которой фактически невозможен эффективный конституционный  контроль.  

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, органы законодательной  власти субъектов федерации. Конституционный  Суд РФ решает исключительно вопросы  права. Конституционный Суд РФ при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.[24] [24] 

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.[25] [25] 

Если провести сравнительный  анализ полномочий Конституционного Суда РФ по законодательству 1991 г. и его  полномочий по Федеральному закону 1994 г. можно сделать вывод, что сузилась сфера контроля Конституционного Суда за актами исполнительной власти. Изъята, содержавшаяся в ст.165 Конституции  РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении Конституционным Судом РФ дел  о конституционности не только актов  Президента, правительства и т.д., но наряду с ними и актов «федеральных органов исполнительной власти», что  давало основания говорить об ориентации судебного конституционного контроля и на акты министерств, ведомств, и  т.д. В то же время это ограничение  сферы юрисдикции Конституционного Суда может быть оценено как «работающее» не только на его деполитизацию, но, прежде всего - его разгрузку с  целью эффективной работы по иным основным направлениям. Во-вторых, конституционный  контроль актов федеральных органов  ограничен актами высших звеньев  законодательной и исполнительной ветвей власти и актов главы государства. В отличие от унитарных европейских  стран сфера юрисдикции Конституционного Суда РФ не распространяется на акты местного самоуправления. В том числе и  в проекте Закона РФ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ « соответствующие  вопросы отнесены к общему судебному  порядку (ст.46.2 проекта). Акты субъектов  федерации требуют особого анализа. Говоря о перечне актов, хотелось бы обратить внимание на нерешенность вопроса о федеральных конституционных  законах - новой разновидности законов  в РФ, впервые предусмотренной  Конституцией 1993 г. Являются ли они  объектами охраны Конституционным  Судом либо объектами проверки в  Конституционном Суде, т.е. конституционно-контрольной  экспертизы? Как известно, по своей  юридической силе (процедуре принятия) они весьма близки, но полностью  не совпадают с законами об изменении  и дополнении Конституции. Затрагивая тему о перечне актов, хотелось бы остановиться и на проблеме предварительного конституционного контроля. Специфика  России не просто в сдержанном, но и  в отрицательном отношении к  проектам нормативных актов. В новом  Законе о Конституционном Суде проекты  актов не упоминаются в перечне  подлежащих проверке в Конституционном  Суде. А в прежнем законе 1991 г. содержался прямой запрет на такое  полномочие. В ст.32.6 говорилось, что  Конституционный суд не вправе осуществлять предварительный контроль и рецензирование проектов договоров и нормативных  актов, высказывать суждения о конституционности  неподписанных договоров, не принятых нормативных актов и т.д. Это  одно из немногих своеобразий, которые  должны быть учтены как корректирующие к общему выводу о предельно широком  круге актов, могущих стать объектами  проверок в Конституционном Суде РФ.[26] [26] 

Информация о работе Конституционный суд в РФ