Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:22, реферат
Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
3.3. Принципы деятельности
Конституционного Суда.
В своей деятельности
Конституционный суд Российской
Федерации руководствуется
1. Независимость.
Судьи Конституционного
Суда Российской Федерации независимы
и руководствуются при
В своей деятельности
судьи Конституционного Суда Российской
Федерации выступают в личном
качестве и не представляют каких
бы то ни было государственных или
общественных органов, политических партий
и движений, государственных, общественных,
иных предприятий, учреждений и организаций,
должностных лиц, государственных
и территориальных образований,
наций, социальных групп.
Решения и другие
акты Конституционного Суда Российской
Федерации выражают соответствующую
Конституции Российской Федерации
правовую позицию судей, свободную
от политических пристрастий.
Судьи Конституционного
Суда Российской Федерации принимают
решения в условиях, исключающих
постороннее воздействие на свободу
их волеизъявления. Они не вправе запрашивать
или получать от кого бы то ни было указания
по вопросам, принятым к предварительному
изучению либо рассматриваемым
Конституционный суд
сегодня, в отличие от ранее действовавшего
законодательства, независим в организационном,
финансовом и материально-техническом
отношениях от любых других органов.
Финансирование Конституционного суда
производится за счет федерального бюджета,
что обеспечивает возможность осуществления
независимого конституционного судопроизводства
в полном объеме. Для обеспечения
деятельности Конституционного суда федеральный
бюджет выделяет отдельной статьей
средства, которыми Суд распоряжается
самостоятельно, причем смета его
расходов не может быть уменьшена
по сравнению с предыдущим годом.
Заметим, что в
соответствии с ранее действующим
законодательством
Конституционный суд
независимо осуществляет информационное
и кадровое обеспечение своей
работы. Имущество, которым он пользуется
в процессе осуществления своих
функций, является федеральной собственностью.
Какое бы то ни было
ограничение правовых, организационных,
финансовых и других условий деятельности
Конституционного суда, оговоренных
законом, не допускается.
2. Коллегиальность.
Рассмотрение дел
и вопросов и принятие решений
по ним производятся Конституционным
Судом Российской Федерации коллегиально.
Решение принимается только теми
судьями, которые участвовали в
рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд
Российской Федерации правомочен принимать
решения в пленарных заседаниях
при наличии не менее двух третей
от общего числа судей, а в заседании
палаты - при наличии не менее
трех четвертей ее состава. При определении
кворума не принимаются в расчет
судьи, отстраненные от участия в
рассмотрении дела, и судьи, полномочия
которых приостановлены.
3. Гласность.
Рассмотрение дел
в заседаниях Конституционного Суда
Российской Федерации проводится открыто.
Проведение закрытых заседаний допускается
лишь в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным
4. Устность разбирательства.
Разбирательство в
заседаниях Конституционного Суда Российской
Федерации происходит устно. В ходе
рассмотрения дел Конституционный
Суд Российской Федерации заслушивает
объяснения сторон, показания экспертов
и свидетелей, оглашает имеющиеся
документы. В заседании Конституционного
Суда Российской Федерации могут
оглашаться документы, которые были
представлены для ознакомления судьям
и сторонам либо содержание которых
излагалось в заседании по данному
делу.
Производство в
Конституционном Суде Российской Федерации
ведется на русском языке. Участникам
процесса, не владеющим русским языком,
обеспечивается право давать объяснения
на другом языке и пользоваться услугами
переводчика.
5. Непрерывность
судебного заседания.
Заседание Конституционного
Суда Российской Федерации по каждому
делу происходит непрерывно, за исключением
времени, отведенного для отдыха
или необходимого для подготовки
участников процесса к дальнейшему
разбирательству, а также для
устранения обстоятельств, препятствующих
нормальному ходу заседания. Конституционный
Суд Российской Федерации до принятия
решения по делу, рассматриваемому
в пленарном заседании, или до
отложения его слушания не может
рассматривать в пленарном
6. Состязательность
и равноправие сторон .
Стороны пользуются
равными правами и
3.4. Полномочия Конституционного
Суда .
“Конституционный
суд Российской Федерации - судебный
орган конституционного контроля, самостоятельно
и независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона
о Конституционном суде РФ. В нем
четко определены характер, сущность
и место Конституционного суда в
системе органов
Полномочия Конституционного
суда определяются Конституцией Российской
Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным
конституционным законом о
Изменения, внесенные
Конституцией 1993 г. по сравнению с
ранее действовавшей
В целях защиты основ
конституционного строя в Российской
Федерации Конституционный суд
РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела
о соответствии Конституции
- федеральных законов,
нормативных актов Президента
России, Совета Федерации,
- конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов
- договоров между
органами государственной
- еще не вступивших
в силу международных
2. Разрешать споры
о компетенции:
- между федеральными
органами государственной
- между органами
государственной власти РФ и
органами государственной
- между высшими
государственными органами
3. Проверять конституционность
закона, применяемого или подлежащего
применению в конкретном деле,
по жалобам на нарушения
4. Давать толкование
Конституции РФ;
5. Давать заключение
о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинений
в адрес Президента России
в государственной измене или
совершении другого тяжкого
6. Выступать с
законодательной инициативой
7. Осуществлять иные
полномочия, предоставленные ему
Конституцией РФ, Федеративным договором
и федеральными
Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, Конституционный суд России
решает вопросы исключительно
Федеральный закон
о Конституционном суде по этому
поводу высказывается весьма однозначно.
Тем не менее, как показывает практика,
Конституционный суд РФ в своей
работе опирается не только на Конституцию,
но и на обычные законы, а также
на международные пакты о правах
человека, исходя при этом, однако, из
посылок самой Конституции. Верх
в данном вопросе на сегодняшний
день одерживают сторонники той позиции,
которые утверждают, что, действуя на
основе разделения властей, Конституционный
суд не должен подменять собой
другие государственные органы, превращаясь
в “суперинстанцию”, но своими решениями
он должен как бы очерчивать границы
“конституционного поля”.[23] [23]
Несмотря на разногласия
в лоне отечественных правоведов,
Федеральный закон о
С запросом о толковании
Конституции, согласно тексту Закона,
в Суд могут обращаться исключительно:
Президент РФ, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство РФ, органы законодательной
власти субъектов федерации. Конституционный
Суд РФ решает исключительно вопросы
права. Конституционный Суд РФ при
осуществлении конституционного судопроизводства
воздерживается от установления и исследования
фактических обстоятельств во всех случаях,
когда это входит в компетенцию других
судов или иных органов.[24] [24]
Полномочия Конституционного
Суда РФ не ограничены определенным сроком.[25]
[25]
Если провести сравнительный
анализ полномочий Конституционного Суда
РФ по законодательству 1991 г. и его
полномочий по Федеральному закону 1994
г. можно сделать вывод, что сузилась
сфера контроля Конституционного Суда
за актами исполнительной власти. Изъята,
содержавшаяся в ст.165 Конституции
РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении
Конституционным Судом РФ дел
о конституционности не только актов
Президента, правительства и т.д.,
но наряду с ними и актов «федеральных
органов исполнительной власти», что
давало основания говорить об ориентации
судебного конституционного контроля
и на акты министерств, ведомств, и
т.д. В то же время это ограничение
сферы юрисдикции Конституционного
Суда может быть оценено как «работающее»
не только на его деполитизацию, но,
прежде всего - его разгрузку с
целью эффективной работы по иным
основным направлениям. Во-вторых, конституционный
контроль актов федеральных органов
ограничен актами высших звеньев
законодательной и