Конституция сша основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее старыми являются Конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке. Волны массового принятия конституций имели место после крушения колониальной системы - это конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

58. МЕСТО И РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

 

       Глава государства– единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене. 
      Его место в системе органов власти определяется формой правления: 
      1) в президентской республике он взаимодействует с парламентом и судебной властью как представитель исполнительной власти; 
      2) в смешанной республике нередко стоит над всеми властями; 
      3) в парламентарной республике его роль вторична по сравнению с ролью главы правительства; 
      4) в абсолютной монархии монарх объединяет в своих руках все важнейшие полномочия; 
      5) в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но при этом обладает возможностью парализовать деятельность последнего; 
      6) в парламентарной монархии монарх исполняет в основном представительские функции; 
      7) в республике советского типа играет важную политическую роль, когда этот пост занимает руководитель коммунистической партии (например, в КНР). 
       Монарх– глава государства в странах с монархической формой правления, лицо, замещающее пост главы государства в порядке престолонаследия. 
      В конституции могут содержаться различного рода запреты в отношении монарха (запрет быть главой другого государства, покидать страну без разрешения парламента и др.). 
      Правовой статус монарха зависит от формы правления. 
       Президент– глава государства в странах с республиканской формой правления. Обычно пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства. 
      Объем полномочий президента зависит от формы правления в его стране. 
       Глава государства наделен полномочиями:  
      1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры; 
      2) в сфере внешней политики; 
      3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов); 
      4) в сфере государственного управления; 
      5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение); 
      6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности); 
      7) в сфере личного статуса граждан и иностранцев (осуществляет награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, помилование). В монархиях глава государства наделен еще некоторыми традиционно принадлежащими ему в данной стране полномочиями (королева Великобритании является главой англиканской церкви, король Норвегии решает вопрос о богослужениях, Великий Герцог Люксембурга «имеет право чеканить монету» и т. д.).

 

 66. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНА  ПАРЛАМЕНТА

 

      В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями  и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны, имеют  пенсионные льготы. Во многих странах  они бесплатно обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием, почтовой и телефонной связью, бесплатными  поездками, имеют оплачиваемых государством секретарей и помощников, льготы по налогам. 
      В странах тоталитарного социализма депутат обычно не является профессиональным парламентарием, не должен оставлять свою основную работу (парламентская деятельность не считается таковой), хотя некоторые депутаты могут быть освобожденными. В этих государствах депутат выполняет депутатские обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов. 
      В подавляющем большинстве стран депутаты и сенаторы имеют свободный мандат.Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа и не обязаны выполнять наказы избирателей округа не могут быть досрочно отозваны ими. В странах тоталитарного социализма депутат имеет императивный мандат,предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказов избирателей. Депутаты в некоторых странах могут быть лишены мандата по решению парламента, по решению суда либо прекращение мандата осуществляется путем добровольной отставки депутата. 
      Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом– депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Иммунитет может распространяться на все время избрания (Германия, Испания, Италия), а иногда только на период сессии (Япония) и на время в пути на сессию и обратно (США). 
      Депутат обладает также депутатским индемнитетом,под которым понимаются: 
      1) неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными; 
      2) депутатское вознаграждение. 
      Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, он обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства (во Вьетнаме – включая Президента) на заседании парламента или вне его (путем устного или письменного обращения); он вправе получить первоочередной ответ от должностных лиц государства и внеочередной прием у них. 
       Обязанности депутата:  
      1) присутствовать на сессиях парламента; 
      2) участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов). 
      В ряде стран запрещается депутатам заниматься профессиональной, торговой и промышленной деятельностью, всякой работой, которая может поставить депутата в зависимость от органов исполнительной власти. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании.

64. КОНСТИТУЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,  ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

 

       Судебная  власть– одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме. 
      На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти: 
      1) судебная власть – составная часть системы разделения властей; 
      2) основы организации судебной системы; 
      3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции; 
      4) основы правового статуса судей. 
       Характерными чертами судебной власти являются:  
      1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом); 
      2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти. 
       Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:  
      1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны; 
      2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения; 
      3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля; 
      4) политико-репрессивную функцию; 
      5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере. 
      В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться. 
       Судебная система– это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие. 
      Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.). 
       Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:  
      1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону); 
      2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом); 
      3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу); 
      4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц); 
      5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

5. КОНГРЕСС, ПРЕЗИДЕНТСКАЯ  ВЛАСТЬ, СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В США

 

      Органом законодательной власти США  является Конгресс,состоящий из Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются 2 кандидата: от демократической и республиканской партий), в состав палаты входят также 3 представителя от тех территорий США, которые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по 2 от каждого штата, но действует принцип ротации: 1/3 сенаторов обновляется каждые 2 года. 
      Члены Палаты представителей и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в Сенате председательствует Вице-президент. 
      В обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. 
      Главной формой деятельности Конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. 
      Исполнительную власть в федерации осуществляет Президент.Совета или кабинета министров в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников Президента и не образуют правительства, это кабинет Президента, его совещательный орган. 
       Вице-президент(его кандидатура предлагается кандидатом в президенты и за нее голосуется одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии) существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента. 
      Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению (а не натурализованное гражданство), проживать в США постоянно не менее 14 лет. 
      Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации, обращается к Конгрессу с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето, которое преодолевается обеими палатами (2/3 голосов присутствующих парламентариев в каждой), и др. 
      Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции(по уголовным и гражданским делам). 
       Апелляционные суды(один на 3–8 штатов) рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд. 
       Верховный судслужит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации (как таковой отдельный институт кассации судебной системе США не известен). 
      Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам.

 

 
      

 

26. Правительство– (предельная численность по закону – 95 человек), обычно это 75–80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и др.), младших министров, секретарей. Правительство не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава вы 
      деляется более узкий кабинет ведущих министров (18–23 человека, в 1999 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения. Деятельность кабинета закрыта. Закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет. Главную роль в управлении страной играет премьер-министр. 
      При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. 
      Судебная система включает: 
      1) помощников судей в графствах (рассматривает дела с незначительной ценой иска); 
      2) суд Короны (1971 г.). Может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи; 
      3) Высокий суд (рассматривает более сложные дела). Состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом – главным судьей, канцлерского суда (суда справедливости), возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей-председателем; 
      4) Апелляционный суд – вышестоящая судебная инстанция. В его составе 18 судей, которые образуют несколько коллегий, каждая состоит из 3 судей. 
      В Великобритании есть военные суды, церковные суды (для лиц духовного звания), промышленные трибуналы, административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции.

54. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

      Парламентом в Великобритании является Палата общин,состоящая из 659 членов. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Руководит Палатой общин спикер, имеющий 3 заместителей. В Палате общин Великобритании образуются постоянные и временные комитеты.Существуют 3 вида комитетов: неспециализированные, обозначаемые буквами латинского алфавита (А, В, С и т. д.), им спикер передает законопроекты по своему усмотрению; специализированные, созданные лишь в 1 970-х г., и сессионные, создаваемые на период сессии (по привилегиям, по петициям и др.). 
      В парламенте создаются партийные фракции. 
       Палата лордовформируется по наследственному признаку: около 2/3 палаты – пэры (мужчины и женщины в титуле не ниже барона), около 1/3 – пожизненные пэры (титул по рекомендации премьер-министра), духовные лорды (архиепископы и епископы) англиканской церкви. Председательствует лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром (формально – монархом). 
       Монарх– глава государства (на деле он не участвует в законодательстве (права вето не применяет), исполнительной властью не обладает). 
       Правительство– (предельная численность по закону – 95 человек), обычно это 75–80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и др.), младших министров, секретарей. Правительство не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава вы 
      деляется более узкий кабинет ведущих министров (18–23 человека, в 1999 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения. Деятельность кабинета закрыта. Закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет. Главную роль в управлении страной играет премьер-министр. 
      При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. 
      Судебная система включает: 
      1) помощников судей в графствах (рассматривает дела с незначительной ценой иска); 
      2) суд Короны (1971 г.). Может действовать в различных формах: дело может рассматривать окружной судья (судья специального судебного округа), судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда), адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристер или солиситор), исполняющий обязанности судьи; 
      3) Высокий суд (рассматривает более сложные дела). Состоит из трех отделений: королевской скамьи, возглавляемой лордом – главным судьей, канцлерского суда (суда справедливости), возглавляемого вице-канцлером, и отделения по семейным делам, возглавляемого судьей-председателем; 
      4) Апелляционный суд – вышестоящая судебная инстанция. В его составе 18 судей, которые образуют несколько коллегий, каждая состоит из 3 судей. 
      В Великобритании есть военные суды, церковные суды (для лиц духовного звания), промышленные трибуналы, административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции.

Информация о работе Конституция сша основные черты и особенности