Конституция сша основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее старыми являются Конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке. Волны массового принятия конституций имели место после крушения колониальной системы - это конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

55. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА, ПРИНЦИПЫ

 

       Избирательная система в широком смысле– совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле– способ подведения итогов голосования и подсчета голосов. 
      Существует два основных вида избирательных систем:мажоритарная и пропорциональная. Также выделяются их разновидности и смешанные формы: системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса, кумулятивный вотум и др. 
       Избирательное право в объективном смысле– совокупность норм, регулирующих выборы. 
       Избирательное право в субъективном смысле– право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.). 
       Мажоритарная избирательная система– избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов.Пропорциональная избирательная система– избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями и их объединениями пропорционально числу полученных голосов. 
       Система единственного передаваемого голоса– разновидность пропорциональной системы, при которой используются система преференций и квота. 
       Смешанные избирательные системы– системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы. 
       Принципы избирательного права:  
      1)  свободы выборов– принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах; 
      2)  всеобщности избирательного права– принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы: 
      а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права; 
      б) вменяемости; 
      в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории). Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы; 
      3)  равенства избирательного права– принцип, согласно которому: 
      а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов; 
      б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя; 
      4)  прямых выборов– означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР); 
      5)  тайного голосования– принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно).

 

57. РЕФЕРЕНДУМ

 

       Референдум– способ принятия государственных решений или решений в сфере местного самоуправления путем голосования лиц, обладающих правом участия в референдуме. 
      С точки зрения конституционного регулирования вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (предмет референдума), они могут быть разделены на 2 группы: 
      1) вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум; 
      2) вопросы, вынесение которых на референдум отнесено на усмотрение государственных органов или избирателей. 
       Вопросы, которые не подлежат вынесению на референдум:  
      1) налогообложения, бюджета и другие финансовые вопросы; 
      2) амнистии и помилования; 
      3) ратификации международных договоров. Исходя из особенностей политической ситуации, 
      исторических традиций, уровня политической культуры и других обстоятельств каждый законодатель создает свой перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. 
      Обычно право участия в референдуме предоставляетсявсем избирателям, обладающим активным избирательным правом по выборам в нижнюю или единственную палату парламента, а на региональных и местных референдумах – в соответствующий орган регионального представительства или местного самоуправления. 
      Порядок организации и проведения референдума следующий. 
       Инициатива проведения референдумаможет исходить от правительства, групп депутатов, регио- 
      Xнальных органов власти, групп избирателей, палат парламента и т. д. 
       Решение о назначении референдума принимает:  
      1) глава государства; 
      2) парламент. 
       Виды референдума:  
      1) общегосударственный и местный референдум; 
      2) обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей); 
      3) конституционный и обыкновенный. В первом случае на референдум выносится проект конституции (во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН); 
      4) допарламентский (до принятия закона парламентом), послепарламентский (после того как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума), внепарламентский (когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента); 
      5) утверждающий (или ратифицирующий) (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий; 
      6) решающий и консультативный. 
      Существуют и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т. д.). 
      Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственном референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги.

 

59. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА  И ЕГО СТРУКТУРА

 

       Парламент– орган народного представительства и высший законодательный орган страны. 
      В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен: 
      1) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса; 
      2) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом; 
      3) обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей); 
      4) реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам; 
      5) парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе. Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат. 
       При однопалатной системедепутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия). 
       Две палаты создаются для представительства:  
      1) интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная); 
      2) политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония). 
      В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты. 

Более двух палатформируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент). 
       Консультативные парламентысуществуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов. 
      Парламент имеет свои внутренние органы.Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР). Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената). 

20. КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА

 

      Полномочия парламента устанавливаются  конституцией страны. 
       Парламент обладает:  
      1) законодательными полномочиями (т. е. полномочиями по принятию законов, внесению в них изменений и отмене, поскольку он – единственный законодательный орган страны); 
      2) полномочиями в финансовой сфере (осуществляет утверждение бюджета, контроль за его исполнением, дает разрешение на непредвиденные расходы и т. д.), что позволяет ему контролировать деятельность исполнительной власти; 
      3) полномочиями по ратификации международных договоров; 
      4) полномочиями по назначению референдумов; 
      5) полномочиями по формированию других органов и назначению (выборов должностных лиц); 
      6) полномочиями в области обороны и безопасности (производит объявление войны, заключение мира, введение и отмену режима чрезвычайного положения и др.); 
      7) судебными полномочиями (по процедуре импичмента). 
       Главная задача парламента – принятие законов.  
      Парламент избирает, назначает, образует высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). В некоторых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.); парламент (Италия) или одна из его палат (Бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полно- 
      Хмочия парламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япония) или назначает премьер-министра (в двухпалатном парламенте это делает нижняя палата). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (иногда одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц. 
      Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция. 
      В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (в США – федеральных судей), выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц (во Франции, Польше). 
      В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на один год (во Франции) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (в Японии).

 

61. ФОРМИРОВАНИЕ, СОСТАВ  И СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА В  ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

       Правительство– верховный коллегиальный орган исполнительной власти. 
      В президентской республике – это совокупность советников при президенте. 
      В парламентарных и смешанных формах правления правительство – коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом. 
       Место правительства в системе органов властиопределяется взаимоотношениями: 
      1) с парламентом (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним, в президентских республиках правительство не несет ответственности перед парламентом); 
      2) с главой государства (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках глава государства реализует свои полномочия с помощью (через) правительство; в президентских республиках правительство подотчетно и подконтрольно президенту); 
      3) с органом конституционного контроля (т. е. в каком объеме акты правительства подлежат этому контролю); 
      4) с политическими партиями (правительство в парламентарных республиках и монархиях зависит от взаимоотношений с представленными в парламенте, т. е. общенациональными, партиями). Существует два способа формирования правительства: 
      1) парламентский (в парламентарных монархиях и республиках); 
      2) внепарламентский (в президентских и смешанных республиках, дуалистических монархиях). 
      При парламентском способе формирования правительства обычно назначается глава правительства – лидер партии большинства – и по его совету остальные члены правительства. Процедура формирования предполагает согласование позиций различных партий по кандидатурам. 
      В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях правительство формируется главой государства, без участия парламента, т. е. внепарламентским путем. 
      В смешанных республиках используется как парламентский, так и внепарламентский способ формирования правительства, кроме того, формирование правительства внепарламентским путем может предусматривать различные формы участия парламента; в этом случае правительство иногда занимает более сильные позиции по отношению к парламенту, чем при формировании парламентским путем. 
      В западной литературе выделяют две основные модели правительства: 
      1) континентальную (большинство стран), когда в конституции такой орган назван, определен его состав и он реально осуществляет исполнительную власть; 
      2) англосаксонскую (Австралия, Великобритания, Канада), при которой реально осуществляющий функции исполнительной власти орган – кабинет министров – не имеет статутного оформления, а признаваемый доктриной и нормативными актами в качестве исполнительного органа тайный совет не имеет реальной власти. 
       Различия по составу правительстваследующие: 
      1) в состав правительства входят все министры и некоторые главы общенациональных ведомств (Румыния, Хорватия); 
      2) в состав правительства входит только его глава, его заместители (если таковые устанавливаются конституцией) и министры (Словакия, Турция, Украина).

Информация о работе Конституция сша основные черты и особенности