Конституция сша основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время насчитывается более двухсот действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше двухсот лет назад. Наиболее старыми являются Конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Бельгии 1831 г., Великого герцогства Люксембург 1868 г. Особенно бурным процесс создания конституций стал в XX веке. Волны массового принятия конституций имели место после крушения колониальной системы - это конституции стран Азии и Африки. В послевоенный период были приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Европы (Италия, Франция, ФРГ, Дания, Греция, Испания, Португалия), Азии (Япония, Турция, Республика Корея, Филиппины).

Файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 102.37 Кб (Скачать файл)

 

60. КОНСТИТУЦИЯ КНР

 

      Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства. 
       Характерные черты Конституции:  
      1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству; 
      2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина); 
      3) восстановлен целый ряд институтов, упраздненных в период «культурной революции»: они отражают трансформацию подхода КПК к регулированию ряда общественных отношений. В результате на конституционном уровне появились такие новаторские понятия, как «социалистическое правовое государство», «социалистическая рыночная экономика» и др.; 
      4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК; 
      5) в Конституцию вносятся «апробированные» изменения, т. е. такие, которые отражают «сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве». 
       Структура Конституции КНР 1982 г.Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г. 
      Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. 
      Первая глава («Общие положения») содержит положения о государственном строе КНР. 
      Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. 
      Третья глава («Государственная структура») делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. 
      Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») содержит положения о соответствующих символах государства и столице. 
      Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа. 
      Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая. 
      Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

 

19. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН

 

       В западной науке популярны следующие доктринальные  классификации прав и свобод:  
      1) с точки зрения количества и характеристик участников – права отдельного гражданина, индивида в связи с другими индивидами, индивида в отношении государства; 
      2) в зависимости от назначения прав и свобод – права и свободы, обеспечивающие автономию личности, и права и свободы, дающие возможность участия в общественных и государственных делах; 
      3) в зависимости от природы защищаемых ценностей – права гражданские, экономические, публичные, политические и социальные; 
      4) в зависимости от сферы права – права публичные и частные. 
       В российской учебной литературе права и свободы классифицируются:  
      1) по объекту прав и свобод: личные; политические; экономические, социальные и культурные; 
      2) по форме осуществления: коллективные; индивидуальные. 
       Политические обязанности(для всех граждан): 
      1) выполнять обязательные публичные функции; 
      2) соблюдать конституцию и законы страны; 
      3) голосовать на выборах. 
       Обязанности, связанные с гражданством:  
      1) быть верным стране; 
      2) защищать Родину; 
      3) участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий и др. 
       Публичные субъективные обязанности:  
      1) платить налоги, установленные законом; 
      2) переносить экспроприацию, установленную законом; 
      3) трудиться; 
      4) быть свидетелем в соответствии с нормами процессуального кодекса. 
       Личные (гражданские) права и свободы– права и свободы, необходимые для обеспечения автономии личности, ее жизни, свободы и достоинства (право на жизнь, физическую свободу и неприкосновенность, свободу совести, тайну частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и поселения, уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод). 
       Политические права, свободы и обязанности– права, свободы и обязанности, которые обеспечивают возможность участия в политической жизни, потенциальную возможность воздействия на принимаемые в государстве политические решения (право принимать участие в управлении государственными делами, право на объединение, свободу мнений, свободу ассоциаций, комплекс избирательных прав, свободу собраний, шествий и митингов, свободу слова, печати, право на сопротивление угнетению). 
       Социально-экономические права, свободы и обязанности– права, свободы и обязанности человека и гражданина, тесно связанные с экономической сферой и обеспечивающие удовлетворение важнейших жизненных потребностей человека (право собственности; право наследования; свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы); право на труд, а также свобода труда или обязанность трудиться; право на выбор профессии, рода занятий; на социальное обеспечение, на охрану здоровья; право на участие в управлении предприятиями; обязанность платить налоги). 
       Культурные права и свободыв зарубежных странах – права и свободы, обеспечивающие возможность участия в разнообразных формах культурной жизни (право на образование, право на участие в культурной жизни, свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества).

 

 

 

 41. Монархия(единовластие) – форма правления, при которой пост главы государства замещается в порядке престолонаследия, как правило, членами правящей династии. 
      Монархия подразделяется на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (констит). Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. 
       Абсолютная монархия(от лат. «полный», «неограниченный», «самостоятельный», «достигший совершенства») – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках монарха, который является единственным персонально ответственным представителем государства. 
      В настоящее время сохранилась на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Океании. 
       Дуалистическая монархия– форма правления, для которой характерны наличие двух главных центров власти (отсюда и название): монарха и парламента (но парламент еще слабый) и, соответственно, в определенной степени разделение властей (была распространена в Европе в XIX в., в настоящее время в классическом виде не существует). 
       Парламентарная монархия– это форма правления с полным разделением властей при верховенстве парламента (Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды и др.). 
      

 

 

17. Гражданство– личная правовая связь лица с государством, характеризующаяся наличием взаимных прав и обязанностей. 
       Признаки гражданства:  
      1) личный характер, в отличие от территориальной связи постоянно проживающего иностранца с государством проживания (нередко правовой статус таких иностранцев близок к статусу граждан); 
      2) правовая связь лица с государством, т. е. основанная на соответствующих нормах права, а не на этнической принадлежности, чувстве «исторической родины» и т. п.; 
      3) в результате возникают взаимные права и обязанности гражданина и государства. 
      В законодательстве и юридической литературе наряду с термином «гражданство» встречается термин «подданство» (термин «подданный» означает дословно «находящийся под данью»). Он применяется в незначительном числе государств с монархической формой правления как синоним гражданства, хотя в большинстве монархий используется термин «гражданство» (в Великобритании применяются и тот и другой, но для разных категорий лиц). 
       Способы приобретения гражданства:  
      1) филиация – приобретение гражданства по рождению. Различают 2 вида филиации: «принцип крови» и «принцип почвы»; 
      2) натурализация – прием в гражданство. Различают натурализацию по закону (юридическое следствие усыновления, опеки, признания отцовства) и натурализацию, основанную на личном выборе лица. Законодательство о гражданстве устанавливает упрощенный порядок натурализации для отдельных категорий лиц (для супругов – граждан данного государства), иногда положения об этом попадают и на конституционный уровень; 
      3) оптация – выбор гражданства. Оптация возникает в случае перехода части территории одного государства к другому по международному договору; 
      4) восстановление в гражданстве. Применяется в случаях его утраты по причинам, не зависящим от воли данного лица (в случае лишения гражданства при одном режиме при другом может произойти его восстановление). 
       Способы утраты гражданства:  
      1) экспатриация – выход из гражданства по собственному желанию гражданина; 
      2) денационализация – принудительное лишение государством гражданства лиц, которые приобрели его по рождению; 
      3) денатурализация – принудительное лишение гражданства государством в отношении натурализованного гражданина; 
      4) оптация; 
      5) восстановление. 
       Двугражданство(или двойное гражданство) – наличие у гражданина гражданства двух государств. 
       Многогражданство:  
      1) обобщающее понятие для правового положения с наличием более одного гражданства; 
      2) понятие, указывающее на наличие гражданства более чем двух государств. 
       Безгражданство– отсутствие у лица доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства. 
      Лица без гражданства (апатриды), как правило, приравнены в правах к иностранным гражданам, однако, в отличие от последних, в случае конфликтной ситуации они не могут рассчитывать на защиту «своего» государства. Для дополнительной защиты апатридов в текущем законодательстве обычно устанавливается, что: 
      1) денатурализация не может быть произведена, если это приведет к безгражданству; 
      2) дети апатридов, родившиеся на территории данной страны, приобретают гражданство этой страны.

 

46. Территориальная автономия– предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах. 
       Национально-территориальная автономия– предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

Выделяют политическую (при наличии права автономного  образования издавать законы) и административную (при наличии у него права издавать только подзаконные акты) формы национально-территориальной  автономии. 
       Унитарное государство– это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства. 
       Федерация– форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Федерация возникает: 
      1) в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.); 
      2) в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Различают симметричные, т. е. состоящие из субъектов с относительно одинаковым статусом (Австрия, ФРГ), и асимметричные, т. е. состоящие из субъектов и иных единиц (Австралия, Индия, Венесуэла), федерации. 
       Зависимые территории– формы организации управления бывшими колониями и иными территориями, находящимися, как правило, на значительном расстоянии от основной территории государства. 
       Уния(от лат. «один», «единственный») – форма объединения государств. 
      Реальная уния характеризовалась наличием общего монарха, взаимодействием государств и созданием в них параллельных государственных структур (Швеция, Австро-Венгрия) 
      Личная уния – особая форма конфедеративного объединения государств, при которой каждое государство сохраняет свой суверенитет, но имеет общего с другим государством (другими государствами) главу государства, причем он является не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в личную унию (Англия и Ганновер (1714–1837 гг.)). 
       Переходные формы территориального устройства государства:  
      1) «регионалистское государство» – формально унитарное государство, составные части которого обладают автономией, в значительной степени приближенной к автономии субъектов федерации (Испания); 
      2) «полуфедеративное государство» – унитарное государство, в котором официально развиваются процессы федерализации, но они еще не получили полного оформления, в частности в силу сложности и предполагаемой длительности процесса (Великобритания); 
      3) «квазиунитарное государство» – фактически федеративное государство с официальной перспективой интеграции частей в унитарное государство (КНР).

50. ОРГАНИЗАЦИЯ И  ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ

 

       Выборы– процедура формирования государственных органов и назначения должностных лиц путем голосования избирательного корпуса. 
       Виды выборов:  
      1) по срокам проведения: очередные; внеочередные; 
      2) по охвату избирателей: всеобщие; частичные; 
      3) по уровню избираемых органов: общенациональные; региональные; местные; 
      4) по характеру участия избирателей: прямые (непосредственно населением); непрямые (осуществляемые выборщиками); 
      5) по результатам участия избирателей: состоявшиеся и несостоявшиеся; 
      6) по результатам проверки голосования: действительные и недействительные. Стадии избирательного процесса– это этапы, которые проходит избирательный процесс (от назначения выборов до объявления итогов голосования): 
      1)  назначение выборов.Начало избирательной кампании определяется датой выборов, которая может: 
      а) прямо устанавливаться в конституции; 
      б) при отсутствии таких конституционных норм официально объявляться соответствующим органом (например, главой государства); 
      2)  создание избирательных округов и избирательных участков.Выбор вида создаваемых избирательных округов определяется особенностями принятой в стране избирательной системы. Одномандатные округа – избирательные округа, в которых избирается только один депутат (Канада и др.). Многомандатные округа – избирательные округа, в которых избираются несколько депутатов; 
      3)  формирование избирательных органов. 
      Избирательные органы – органы, специализирующиеся на проведении выборов: избирательные комиссии, избирательные советы и избирательные трибуналы; 
      4)  составление списков избирателей.Список избирателей – основной документ, на основании которого избиратели допускаются к участию в выборах; 
      5)  выдвижение кандидатов в депутаты– определяется законодательством страны; 
      6)  избирательная кампания– это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами; 
      7)  голосование.В ходе голосования избиратели выражают свою волю. Ограниченный вотум – избиратель может голосовать за неполное число кандидатов, избираемых по многомандатному округу. Кумулятивный вотум – избиратель в многомандатном округе обладает количеством голосов, равным количеству подлежащих избранию кандидатов(или превышающим его), и может распределять эти голоса между кандидатами по своему усмотрению. Плюральный вотум – цензовая система, при которой устанавливается комплекс обязательных и дополнительных требований к избирателям, соответствие дополнительным требованиям дает избирателю дополнительные голоса; 
      8)  подведение итогов голосования; 
      9)  объявление результатов голосования.После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ; 
      10)  обжалование результатов выборов.Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения.

Информация о работе Конституция сша основные черты и особенности