Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 12:30, курс лекций
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1. Понятие и задами
международного частного права
Международное частное право — это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения, осложненные иностранным элементом.
Важнейшим признаком международного частного права является наличие иностранного элемента. В международном частном праве принято различать три вида иностранного элемента:
Иностранные граждане на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. При этом права и свободы им предоставляются независимо от того; имеют зци такие же права и свободы в их странах белорусские граждане. Лишь в отдельных случаях могут быть установлены ответные ограничения в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод белорусских граждан.
В белорусском законе содержатся отдельные изъятия в отношении предоставления иностранным гражданам равных прав с гражданами Республики Беларусь. Так, например, действующим белорусским законодательством для иностранных .граждан установлены ограничения в отношении права занимать некоторые должности и заниматься определенной деятельностью.
Предоставляя иностранным гражданам широкие права и свободы, белорусский закон в то же время обязывает их соблюдать законы и иные нормативные акты Республики Беларусь, с уважением относиться к традициям и обычаям белорусского народа.
Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам белорусского общества и государства, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.
Законодательством Республики Беларусь на иностранных граждан не возлагаются лишь некоторые обязанности белорусских граждан. В частности, на них не распространяется обязанность нести службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
53. Правовой статус граждан
Республики Беларусь за рубежом
Белорусские граждане выезжают за границу на работу, в служебные командировки, на учебу, лечение, отдых, в туристические поездки и т. д. Граждане Республики Беларусь за рубежом могут проживать постоянно или находиться там временно.
Правовой статус белорусских граждан за рубежом опре-деляется:
♦ во-первых, законодательством страны пребывания;
♦ во-вторых, белорусским законодательством.
Правовой статус граждан Республики Беларусь за рубежом определяется международными договорами, заключенными Республикой Беларусь с иностранными государствами.
Пребывая за границей, белорусские граждане находятся под защитой и покровительством Республики Беларусь.
Гражданская правоспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом по общему правилу определяется законом страны пребывания. Применение белорусского закона допускается лишь при наличии соответствующего международного договора, участницей которого является Республика Беларусь.
Гражданская дееспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом, как правило, определяется личным законом, т. е. законом Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, хотя эти права и не известны белорусскому законодательству. Следовательно, они вправе в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны местных органов страны пребывания.
Граждане Республики Беларусь за рубежом (как и другие иностранные граждане) не пользуются избирательным правом. Они также не могут быть избраны в выборные государственные органы, занимать определенные должности в стране пребывания.
Сфера, в которой больше всего действуют ограничения правоспособности иностранных граждан за рубежом, являются трудовые отношения, а также отношения, регулирующие право собственности. '
Граждане Республики Беларусь, находясь за рубежом, должны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относиться к местным традициям и обычаям. „Белорусское государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь на своей территории и за ее пределами. В случае, если в стране пребывания отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов белорусских граждан может по договоренности осуществляться соответствующими организациями других государств (в частности, консульскими учреждениями России).
Тема 6
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
6.1. Национальность
(государственная принадлежност
Большую роль в развитии международных экономических отношений играют юридические лица. Их правовой статус как субъектов международного частного права определяется национальным законодательством и международными договорами.
В международном частном праве под термином «национальность юридического лица» понимается принадлежность юридического лица к определенному государству. Таким образом,' данный термин используется для разграничения собственных (национальных) и чужих (иностранных) юридических лиц.
Теорией и практикой не выработано единого критерия для определения национальности юридического лица Поэтому во многих странах национальность юридического лица определяется по-разному.
По Законодательству Австрии, Германии, Испании, Франции, Швейцарии и некоторых других стран Западной Европы национальность юридического лица определяется местом нахождения юридического лица, которым по общему правилу признается место, где находится правление (совет директоров) данного юридического лица.
Основным критерием для определения национальности юридического лица по законодательству Великобритании, США и других государств англосаксонской системы права является место, где юридическое лицо создано и утвержден его устав (Положение).
В странах — членах СНГ законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено.
По законодательству некоторых стран Ближнего Востока национальность юридического лица определяется по месту осуществления производственной деятельности.
В ряде государств национальность юридического лица определяется на основе сочетания различных критериев.
6.2. Иностранные
юридические лица и их
Основным критерием для определения национальности юридического лица в Республике Беларусь является место, где юридическое лицо создано и утвержден его устав. 'Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учрежде-,но юридическое лицо.
Правовое положение иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь определяется, во-первых, национальным (белорусским) законодательством; во-вторых, международными договорами, участницей которых является Республика Беларусь.
Республикой Беларусь заключено немало торговых соглашений, в которых предусматривается взаимное предоставление определенного правового режима юридическим лицам договаривающихся государств. По торговым соглашениям Республика Беларусь предоставляет иностранным юридическим лицам, как правило, режим наибольшего благоприятствования.
Иностранное юридическое лицо осуществляет в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Беларусь.
Иностранные юридические лица, имеющие постоянные деловые связи с белорусскими предприятиями и организациями,' могут учредить в Республике Беларусь свои представительства. Законодательством Республики Беларусь предусмотрен разрешительный порядок открытия таких представительств.
Разрешение на открытие представительства в первую очередь выдается иностранным фирмам, которые хорошо
себя зарекомендовали в качестве деловых партнеров белорусских предприятий и организаций, заключили с ними крупномасштабные сделки, важные коммерческие соглашения и т. д.
Иностранная фирма за выдачу ей разрешения на открытие представительства должна уплатить регистрационный сбор в сумме две тысячи долларов США.
В связи с тем, что представительство иностранной фирмы не является юридическим лицом, оно выступает от имени и по поручению соответствующего иностранного юридического лица, имея от него доверенность. Гражданская правоспособность представительства определяется гражданской правоспособностью представляемой иностранной фирмы.
В своей хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь представительство иностранной фирмы должно подчиняться законам и иным нормативным актам Республики Беларусь.
6.3. Белорусские юридические лица за рубежом
Существуют два вида юридических лиц, создаваемых белорусскими предприятиями и организациями за рубежом: у одних юридических лиц полностью белорусский капитал, у других — смешанный капитал (смешанные общества и предприятия).
Порядок осуществления деятельности белорусского юридического лица на территории иностранного государства определяется национальным законодательством той страны, где действует это лицо, а также положениями торгового договора, заключенного Республикой Беларусь с данным государством.
Республикой Беларусь заключено немало торговых соглашений с другими государствами. В них, как правило, предусматривается предоставление определенного правового режима юридическим лицам договаривающихся государств.
Белорусское предприятие вправе непосредственно вести переговоры со своими иностранными партнерами, заключать с ними коммерческие контракты, создавать внешнеторговую фирму и т. п.
Все белорусские предприятия и организации, имеющие право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, условно можно разделить на следующие группы:
1) специализированные
2) внешнеэкономические
3) государственные промышленные и иные предприятия, получившие право выхода на зарубежный рынок;
4) кооперативные и общественные организации, осуществляющие экспортно-импортные операции;
5) Торгово-промышленная палата Республики Беларусь;
6) торговые дома и фирменные
магазины по торговле на
Среди указанных субъектов внешнеэкономической деятельности важная роль принадлежит специализированным внешнеторговым объединениям. В Республике Беларусь такими объединениями являются, в частности, Белорусин-торг, Белагройнторг, Белвнешпромсервис и др.
Внешнеторговые объединения имеют специальную правоспособность. Их деятельность определяется той конкретной целью, для решения которой они были образованы. Следовательно, внешнеторговое объединение вправе заключать за границей лишь такие сделки, предмет которых соответствует уставу данного объединения.
Белорусские предприятия как субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право создавать свои хозрасчетные внешнеторговые фирмы. В Республике Беларусь такие фирмы, например, созданы на Минском производственном объединении «Атлант» (фирма «Верас»), производственном объединении «Минский автомобильный завод» (фирма «БелавтоМАЗ»), производственном объединении «Минский тракторный завод» (фирма «Беларусь») и др.
В отличие от внешнеторговых объединений внешнеторговые фирмы предприятий, как правило, не наделяются правами юридического лица. Поэтому по обязательствам такой фирмы имущественную ответственность несет соответствующее предприятие.
Белорусские юридические лица при осуществлении внешнеэкономической деятельности за рубежом несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Белорусское государство и его органы не отвечают по их обязательствам. В свою очередь, юридические лица не отвечают по обязательствам белорусского государства и его органов.
Тема 7
ГОСУДАРСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
7.1. Иммунитет государства и его виды
В ряде случаев государство может вступать в немежгосударственные имущественные правоотношения с юридическими и физическими лицами других государств. Например, государство может заключать сделки имущественного характера с иностранными юридическими лицами. Оно может быть участником гражданско-правовых отношений с иностранным элементом при аренде земельного участка, найме жилого дома и т. д. Кроме того, государство может за границей выступать в качестве наследника выморочного имущества, оставшегося после смерти гражданина.
Согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь, государство участвует в гражданског-правовых отношениях на равных началах с другими субъектами этих
отношении.
Вместе с тем государство, являясь субъектом международного частного права, остается суверенным образованием. Имущество, принадлежащее суверенному государству, пользуется иммунитетом. В отношении его це могут быть применены какие-либо административные или иные меры со стороны другого государства.