Лекции по "Частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 12:30, курс лекций

Описание работы

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1. Понятие и задами
международного частного права
Международное частное право — это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения, осложненные иностранным элементом.
Важнейшим признаком международного частного права является наличие иностранного элемента. В международном частном праве принято различать три вида иностранного элемента:

Файлы: 1 файл

Тихиня В. Международное частное право- лекции.doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

♦  Гаагская конвенция о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров;

♦  Гаагская конвенция о единорбразном законе о международной купле-продаже товаров,

Указанные конвенции не носят универсального характера, поэтому широкого применения в мире они не получили;

♦  Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее — Конвенция 1980 г).

Под договорами международной купли-продажи товаров Конвенция 1980 г. понимает договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

Правила о договоре купли-продажи, установленные Конвенцией 1980 г,, носят диспозитивный характер и мо-« гут быть изменены сторонами при заключении контракта. Но если в контракте не будет оговорено, что стороны согласились на применение к их контракту каких-либо иных положений, в этом случае к соответствующим договорным отношениям будут применяться положения Конвенции 1980г.

Конвенция 1980 г. применяется к договорам купли-продажи между коммерческими предприятиями участвующих в ней стран, а также когда к договору продажи применимо право государства — участника Конвенции 1980 г. Вм-сте с тем некоторые виды продаж пдд ее действие не подпадают {например, продажи с аукциона, ценных бумаг, судов водного и воздушного транспорта, электроэнергии).

Конвенция 1980 г. регулирует средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом или покупателем.

Конвенция 1980 г. не определяет порядок разрешения споров в судебном (арбитражном) порядке и сроки исковой давности;

♦  Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. (далее -- Конвенция 1974 г.). Ею установлен срок исковой давности — 4 года, Конвенцией 1974 г. установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления. Кроме того, введено общее ограничение срока исковой давности — 10 лет;

♦  Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. (далее — Конвенция 1986 г.). Ее действие может распространяться на любую куплю-продажу движимых вещей, имеющих международный характер. Под сделкой^обладающей таким статусом, понимается прежде всего договор, стороны которого находятся в разных государствах.

Договор купли-продажи согласно Конвенции 1986 г. регулируется правом, выбранным сторонами. Если они не выбрали применимое право, договор купли-продажи в этом случае регулируется правом государства, в котором продавец имеет свое коммерческое предприятие в момент заключения договора.

 

9.5. Коллизионные нормы

 внешнеэкономических сделок

Коллизионные нормы внешнеэкономических сделок указывают на право, подлежащее применению при совершении таких сделок.

Законодательство большинства стран исходит из того, что при заключении внешнеэкономического договора стороны могут по своему усмотрению установить, каким правом их договор будет регулироваться. Такой подход характерен и для законодательства Республики Беларусь.

В некоторых странах, наряду с учетом воли сторон сделки, принимаются во внимание и иные обстоятельства, а именно: место исполнения договора; место его заключения; место жительства сторон; их гражданство и т. д.

Во многих странах действует правило, согласно которому при отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся:

♦  продавцом — в договоре купли-продажи;

♦  наймодателем — в договоре имущественного найма;

♦  хранителем - в договоре хранения;

♦  комиссионером — в договоре комиссии;

♦  перевозчиком — в договоре перевозки;

♦  страховщиком — в договоре страхования;

♦  кредитором — в кредитном договоре;

♦ дарителем - в договоре дарения;

♦  поручителем — в договоре поручительства;

♦  залогодателем— в договоре залога и т. д. Аналогичное правило содержится в Гражданском кодексе Реелублики Беларусь (ст. 1125).

Путем определения права, подлежащего применению к внешнеэкономической сделке, устанавливается обязательственный статут сделки. На основе этого статута определяются права и обязанности сторон по сделке, последствия ее неисполнения и некоторые другие вопросы.

 

Тема 10

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

 

10.1. Правовые  основы

международных перевозок

Международной перевозкой признается осуществляемое на том или ином виде транспорта перемещение грузов или пассажиров, при котором место отправления и место назначения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Отношения по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются правовыми Нормами, содержащимися в национальном законодательстве, а также в международных договорах, регулирующих обязательственные отношения.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются международные тарифы, порядок и условия ответственности перевозчика и т. д. Нормы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствующую конвенцию.

По объектам правового регулирования транспортные конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения:

1)>об общих принципах и организации  международных перевозок;

2)  об условиях перевозок грузов  и пассажиров;

3)  о тарифах на международные  перевозки;

4)  направленные на облегчение  транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур, налогового режима и т. п.);

5) регламентирующие специфические  стороны деятельности отдельных видов международного транспорта;

6)  предусматривающие защиту  имущественных интересов сторон договора в сфере международных перевозок.

В рамках ООН разработкой проектов транспортных конвенций занимаются такие международные организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) и др.

В регулировании международных перевозок важная роль отводится внутреннему праву; Внутреннее право соответствующего государства в полной мере распространяется также на международные перевозки, осуществляемые в пределах его территории, если иное не установлено транспортной конвенцией.

В Республике Беларусь приняты законы «Об основах транспортной деятельности», «О железнодорожном транспорте», Воздушный кодекс и др.

Участники международной перевозки заключают между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы. Этот договор имеет гражданско-правовой характер.

Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения обязательств по перевозке между транспортной организацией, с одной стороны, и грузовладельцем или пассажиром — с другой. Данный договор конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями и актами внутреннего права; является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими своих обязательств по международной перевозке.

Договор международной перевозки имеет свои особенности:

во-первых, данный договор регламентируется прежде всего транспортными конвенциями и только при их отсутствии — актами внутреннего права;

во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое лицо;

в-третьих, в ходе исполнения договора Могут применяться коллизионные нормы транспортных конвенций или внутреннего права (например, при отправке груза надлежит руководствоваться законом страны отправления, при выдаче груза — законом страны назначения).

При осуществлении международных перевозок применяется принцип автономии воли сторон.

В зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать договоры железнодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозок. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки пассажиров и багажа.

 

10.2. Международные  железнодорожные перевозни.

К числу наиболее важных международных соглашений в области железнодорожного транспорта относятся Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов (МГК) 1890 г. и пассажиров (МПК) 1923 г. Их участниками являются большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки.

Принято Соглашение о железнодорожных перевозках (далее — Соглашение КОТИФ), которым были пересмотрены тексты Бернских конвенций и Дополнительного соглашения к МПК 1966 г. об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров.

Соглашение КОТИФ 1980 г. имеет два приложения:

1) Приложение А — определяет  условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК);

2) Приложение В — определяет  условия перевозок грузов (Единые правила МГК).

Странами Ближнего Востока заключено Соглашение о железнодорожных перевозках грузов (ТСЛИ). Этими странами разработан и принят также общий тариф для международных пассажирских перевозок.

Страны — бывшие члены СЭВ при осуществлении железнодорожных перевозок руководствуются принятыми ими в 1950 г. Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашением о международном пассажирском сообщении (СМПС).

Между государствами, не являющимися участниками многосторонних транспортных конвенций, как правило, заключаются двусторонние соглашения.

Соглашением КОТИФ определены условия перевозок грузов международного сообщения.

Железные дороги обязаны производить перевозку грузов, если отправитель соблюдает правила КОТИФ: грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде; перевозимый груз должен иметь соответствующую маркировку, а транспортная документация — необходимые реквизиты и т. д. Особые правила установлены для перевозок опасных грузов.

Общие сроки доставки грузов составляют: для грузов большой скорости — 400 км, для грузов малой скорости — 300 км в сутки. Железным дорогам предоставлено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки.

Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременная доставка груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.

В случае несохранности груза предел возмещения ущерба установлен в размере 50 франков за килограмм веса.

Если имела место просрочка в доставке груза, железная дорога выплачивает штраф в пределах провозной платы, но не более 50 франков за отправку. При наличии убытков возмещение их допускается в пределах двойной провозной платы.

В случае несохранности багажа ответственность железной дороги ограничена при недоказанности убытков в размере 20 франков, а в случае доказанности убытков — в размере 40 франков за килограмм веса.

Имущественная ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира определяется шг законодательству той страны, где имел место несчастный случай. Предельный размер такой ответственности перевозчика установлен в размере 200 тысяч франков на одного потерпевшего.

Соглашением КОТИФ установлены порядок и условия предъявления претензий и исков к железной дороге.

Срок исковой давности установлен в 1 год. При этом течение этого срока приостанавливается на время, рассмотрения претензии перевозчиком.

По правилам СМГС (в отличие от Соглашения КОТИФ) предел имущественной ответственности железной дороги не установлен: при несохранности груза вред возмещается в пределах его действительной стоимости. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При просрочке в доставке груза железная дорога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы.

Правилами СМГС предусмотрен 9-месячный срок для предъявления претензий и исков, а по требованиям о просрочке в доставке грузов - 2-месячный срок. Железная дорога обязана рассмотреть претензию перевозчика в 180-дневный срок. На это время течение срока исковой давности приостанавливается. Право на предъявление иска в суд у владельца груза возникает только тогда, когда железная дорога отклонила претензию либо не дала ответ в установленный срок;

Если груз следует через страны, осуществляющие Железнодорожные перевозки по правилам СМГС, в страны, осуществляющие перевозки по Соглашению КОТИФ, в этом случае перевозка грузов международного сообщения переоформляется на входных пограничных станциях стран-участниц соответствующих соглашений.

Информация о работе Лекции по "Частному праву"