Лекции по "Частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2015 в 12:30, курс лекций

Описание работы

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1. Понятие и задами
международного частного права
Международное частное право — это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения, осложненные иностранным элементом.
Важнейшим признаком международного частного права является наличие иностранного элемента. В международном частном праве принято различать три вида иностранного элемента:

Файлы: 1 файл

Тихиня В. Международное частное право- лекции.doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь имеет двусторонние соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с некоторыми пограничными государствами. В частности, такие соглашения Республикой Беларусь заключены с Украиной, Россией, Польшей.

 

10.3. Международные автомобипъные перевозки

К числу важнейших актов, регулирующих международные автомобильные перевозки, можно отнести следующие транспортные конвенции:

Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. (действует редакция 1968 г.); Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1948 г. (действует редакция 1968 г.); Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом от 19 мая 1956 г. (далее - Конвенция КДПГ); Европейское соглашение о международной автомобильной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ);Таможенная конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП от 15 января 1959 г. (в 1978 г. вступила в силу новая редакция данной Конвенции; далее — Конвенция МДП);Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа от 1 марта 1973 г. (далее — Конвенция КАПП); Европейское соглашение о дорожных автомагистралях от 15 ноября 1975 г.; Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 г. и др.

Двусторонние соглашения, заключенные Республикой Беларусь с Болгарией, Литвой, Молдовой, Польшей, Украиной и другими государствами, устанавливают ряд общих требований для международных автомобильных перевозок:

во-первых, перевозки могут выполняться перевозчиками, которые согласно внутреннему (национальному) законодательству допущены к осуществлению такого рода перевозок;

во-вторых, перевозки должны осуществляться на основании специальных разрешений, выдаваемых компетентными органами соответствующих государств;

в-третьих, перевозки должны производиться по шоссейным дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения;

в-четвертых, используемые в международном сообщении автотранспортные средства подлежат обязательному страхованию на случай причинения ущерба третьим лицам.

Конвенцией КДПГ определяются основные условия договора международной'автомобильной перевозки грузов. В частности, Конвенция устанавливает реквизиты автомобильной накладной, предусматривает порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, а также права и обязанности сторон при автомобильной перевозке грузов международного сообщения.

Конвенцией КДПГ не предусмотрено обязательное предъявление претензии к перевозчику. Общий срок исковой давности определен в 1 год. Споры, возникающие при международных автомобильных перевозках, должны решаться В'суде. По соглашению сторон допускается передача спора на разрешение арбитража.

Конвенция МДП предусматривает при автомобильных перевозках грузов составление особого таможенного документа — книжки МДП (международной дорожной перевозки).

Международные автобусные перевозки пассажиров регулируются Конвенцией КАПП. Согласно данной Конвенции международные автобусные перевозки могут быть регулярные, нерегулярные, а также маятниковые.

Свидетельством заключения договора автобусной перевозки пассажиров является билет, который может быть именным и на предъявителя.

'Пассажир пользуется правом: проезда  в.автобусе согласно билету; бесплатного (или со скидкой) провоза с собой детей, ручной клади, домашних животных; провоза багажа за отдельную плату, предусмотренную тарифом; пользования другими услугами (ночлег, питание в пути и т. д.).

При повреждении здоровья пассажира общая сумма возмещения не может превышать 250 тысяч франков на одного пострадавшего. Вместе с тем внутренним (национальным) законодательством может быть установлен более высокий предел имущественной ответственности перевозчика.

При несохранности багажа возмещение не может превышать 500 франков на единицу багажа и 2 тысяч франков на пассажира.

Общий срок исковой давности при причинении вреда здоровью пассажира составляет 3 года, по другим требованиям — 1 год.

Иск может быть предъявлен в один из следующих судов: по месту нахождения ответчика или кощоры, при посредстве которой был заключен договор перевозки; по месту причинения вреда; по месту отправления либо назначения груза.

 

10.4. Международные  воздушные перевозки

Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г., к которой Республика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 г.

Чикагской конвенцией регламентированы следующие основные вопросы:

♦  порядок выполнения полетов и процедура регистрации воздушных судов;

♦  задачи и основные принципы деятельности ИКАО (Международная организация гражданской авиации);

♦  функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб;

♦ порядок урегулирования споров.

Вместе с Чикагской конвенцией Республикой Беларусь подписаны два соглашения:

1)  Соглашение о международном транзитном воздушном сообщении;

2)  Соглашение о международном  воздушном транспорте. Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия воздушных перевозок пассажиров и грузов, является Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (далее — Варшавская конвенция). Участниками Варшавской конвенции являются свыше 100 государств, в том числе и Республика Беларусь.

Вопросы регулирования воздушных перевозок нашли отражение и в других международных конвенциях: Конвенция о воздушной навигации 1919 г.; Конвенция о международном признании прав на воздушные суда 1948 г.; Конвенция о вреде, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г.; Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов'1970 г.

Международные воздушные перевозки (кроме многосторонних соглашений) осуществляются также на основе двусторонних соглашений.

Согласно Варшавской конвенции, договор международной воздушной перевозки оформляется составлением проездного билета (для пассажира), багажной квитанции (для багажа пассажира) й авиагрузовой накладной (для груза). По общему правилу проездной билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов.

Варшавской конвенцией регламентированы права и обязанности участников договора международной воздушной перевозки, определен порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, установлены основные требования к перевозочным документам.

В соответствии с Варшавской конвенцией отправителю предоставлено право распоряжаться грузом в пути: он может задержать груз, потребовать его выдачи новому получателю и т. п. При этом отправитель груза обязан возместить авиаперевозчику все понесенные в связи с этим расходы.

По условиям Варшавской конвенции багаж и грузы, за исключением вещей при пассажире, должны находиться под охраной авиаперевозчика.

Варшавской конвенцией предусмотрена имущественная ответственность авиаперевозчика в следующих случаях:

во-первых, за причинение вреда здоровью пассажира;

во-вторых, за несохранность багажа и груза;

в-третьих, за просрочку в доставке груза.

Имущественная ответственность авиаперевозчика за причинение вреда здоровью пассажира наступает независимо от его вины. Авйаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что причинение вреда имело место вопреки всем мерам, принятым с его стороны, либо докажет, что такие меры принять было невозможно. Потерпевшему не требуется доказывать вину авиаперевозчика. Суд может освободить авиаперевозчика от ответственности или ограничить ее, если будет установлено, что вина потерпевшего явилась причиной вреда или содействовала его наступлению.

Предел имущественной ответственности авиаперевозчика за несохранность багажа и груза установлен в размере 250 франков за килограмм багажа (груза). В отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, ответственность авиаперевозчика предусмотрена в размере 5 тысяч франков.

Варшавская конвенция разрешает национальным авиакомпаниям повышать установленный предел имущественной ответственности. Например, ряд авиакомпаний США установили предел такой ответственности перед каждым пассажиром в размере 75—100 тысяч долларов.

Варшавская конвенция предусматривает претензионный порядок урегулирования .имущественных споров. В случае установления ущерба заинтересованное лицо должно обратиться с претензией в письменном виде к авиаперевозчику в следующие сроки: по багажу — 7 дней, по грузу — 14 дней, в связи с просрочкой в доставке груза — 21 день. Несоблюдение этих сроков лишает права на предъявление иска к авиаперевозчику.

По выбору истца иск может быть предъявлен в суд государства, в котором находится место нахождения авиаперевозчика или его контора, оформившая договор воздушной перевозки, либо в суд государства, в котором находится место назначения перевозки.

 

10.5. Международные морские перевозки

Транспортными конвенциями регламентированы в основном три сферы морских перевозок:

во-первых, развитие торгового судоходства;

во-вторых, безопасность мореплавания;

в-третьих, имущественная ответственность морского перевозчика (судовладельца) за причиненный ущерб.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. является одним из важнейших достижений мирового сообщества и образно названа «ХАРТИЕЙ МОРЕЙ».

В области морских перевозок грузов наиболее крупными транспортными конвенциями являются:

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г. (далее — Брюссельская конвенция 1924 г.);

Брюссельский протокол от 23 февраля 1968 г., внесший изменения в Брюссельскую конвенцию 1924 г. (далее — Брюссельский протокол 1968 г.);

Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций от 6 апреля 1974 г. (далее — Конвенция о Кодексе 1974Т.);

Конвенция ООН о морской перевозке грузов от 30 марта 1978 г. (далее — Гамбургские правила).

Основные условия морских пассажирских перевозок регулируются следующими транспортными конвенциями:

Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, от 29 апреля 1981 г. (далее — Конвенция 1981 г.);

Международная конвенция об унификации некоторых правил о перевозке морем багажа и пассажиров от 27 мая 1967 г. (далее — Конвенция 1967 г.);

Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. (далее — Афинская конвенция 1974 г.).

Основы правового режима торгового судоходства закрепляются в двусторонних соглашениях о торговле и мореплавании. Этими соглашениями предусматривается взаимное предоставление национального режима судам другой страны, оказание помощи при авариях на море и т. д.

Многие условия международных морских перевозок регулируются нормами внутреннего (национального) законодательства, в частности морскими, торговыми кодексами соответствующих государств.

При международных морских перевозках широко используются морские обычаи (например, обычаи морских портов). Некоторыми международными организациями специально издаются своды обычаев в области морского транспорта.

На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации:

а)  нерегулярное (трамповое) судоходство, при котором морское судно выполняет одиночные рейсы на переменных направлениях;

б)  регулярное (линейное) судоходство, при котором движение морских судов осуществляется между определенными портами по заранее объявленному расписанию.

Международные морские перевозки грузов могут осуществляться по чартеру или по коносаменту.

С помощью чартера осуществляется морская перевозка крупных партий грузов. Поэтому при такого рода перевозках предоставляется все судно или его часть. Международно-правовой практике известны различные виды чарте-ров: рейсовый чартер, тайм-чартер и др.

Морские перевозки грузов по коносаменту регулируются рядом транспортных конвенций. Среди них основной конвенцией по коносаменту является Брюссельская конвенция 1924 г. Данной Конвенцией установлен перечень реквизитов, который должен включаться в коносамент как транспортный документ (основные сведения о перевозимом грузе, число мест либо количество или вес, внешнее состояние груза и т. д.). В коносамент могут включаться оговорки участников договора перевозки.

Согласно Брюссельской конвенции 1924 г., коносамент выдается морским перевозчиком после принятия груза. Поэтому коносамент является документом наличия договора перевозки и удостоверяет факт принятия груза.  -

В зависимости от того, осуществляется морская перевозка на основании чартера или без такового, различают коносаменты чартерные и линейные.

По способу обозначения грузовладельца коносаменты делятся на именные, ордерные и предъявительские. Особым видом коносамента являются так называемые прямые (сквозные) коносаменты. Они предусматривают выполнение перевозок грузов несколькими перевозчиками.

Международное законодательство о морских пассажирских перевозках (в отличие от законодательства о морских перевозках грузов) менее разработано. Международные конвенции о перевозках пассажиров морем регламентируют лишь некоторые условия пассажирских перевозок: ответственность судовладельца перед пассажиром, сроки исковой давности, порядок разрешения возникающих споров.

Информация о работе Лекции по "Частному праву"