Меры по защите авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности гражданско-правовых способов защиты авторских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
* Дать общую характеристику защиты авторских прав.
* Определить основания их применения.
* Выявить особенности использования общих гражданско-правовых способов защиты в авторско-правовой сфере.
* Рассмотреть основные способы защиты иных интеллектуальных прав.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Общая характеристика защиты авторских прав 4
§ 1. Понятие защиты авторских прав 4
§ 2. Основания применения способов защиты авторских прав 5
Глава II. Гражданско-правовые способы защиты авторских прав 12
§ 1. Общие способы защиты авторских прав 12
§ 2. Способы защиты абсолютных и исключительных прав 20
Заключение 25
Библиография

Файлы: 1 файл

Меры по защите авторских прав.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Безусловно, нельзя отрицать связь права доступа  с правом на воспроизведение. Однако подчеркнутая Э.П. Гавриловым функция  удовлетворения личных неимущественных интересов автора является основной для права доступа. Данное право установлено в отношении оригиналов произведений изобразительного искусства, поскольку специфика таких объектов заключается в том, что только оригинал полноценно выражает произведение, воспроизведение которого может потребоваться автору для дальнейшего творчества. Нельзя отрицать и возможности осуществления права доступа с целью последующего использования полученных копий в имущественных интересах автора, в случае если он планирует использовать полученные им копии для извлечения дохода.

Ст. 1292 ГК РФ не закрепляет ограничений  каких-либо прав, входящих в содержание права собственности. В литературе высказывается мнение, что если осуществление  автором права доступа может повлечь для собственника расходы, последний вправе потребовать от автора их возмещения. В частности, такое мнение высказано Э.П. Гавриловым, О.А. Рузаковой и др. Они считают, что право доступа может принадлежать только самому автору. В связи с этим данное право следует рассматривать как непередаваемое. Таким образом, право доступа обоснованно возможно отнести к категории личных неимущественных прав.

Если  собственник произведения изобразительного искусства отказывает автору в предоставлении возможности осуществления права на воспроизведение, он нарушает свою обязанность предоставить автору доступ к произведению.

Если  собственнику и автору не удастся  договориться об условиях осуществления  права доступа, придется урегулировать  спор в судебном порядке. Собственник должен исполнить свою обязанность после предъявления автором собственнику соответствующего требования. При отказе собственника от предоставления автору возможности воспроизведения его произведения автор может обратиться в суд с требованием о принуждении собственника к предоставлению такой возможности. Данное требование фактически представляет собой требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре, собственник понуждается к исполнению своей обязанности. Выводы о применении способов защиты в отношении права доступа справедливы и для защиты права на фото- и видео- съемку оригинала произведения архитектуры.

Право следования, называемое иначе правом долевого участия, представляет собой  право автора на получение в случае публичной перепродажи оригинала произведения определенного законом процента от цены перепродажи. Данному праву автора соответствует обязанность продавца выплатить автору соответствующую сумму. В ст. 1293 ГК РФ право следования распространено не только на оригиналы произведений изобразительного искусства, как устанавливалось Законом об авторском праве, но также на авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений. В качестве публичной здесь указывается перепродажа, в которой как продавец, покупатель или посредник участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация.

В отношении  характера права следования в  литературе нередко отмечается наличие  в нем черт личного неимущественного права. В.О. Калягин пишет, что данное право носит строго личный характер, но направлено на защиту имущественных интересов автора. Некоторые авторы характеризуют это право как имущественное с элементами личного неимущественного права, проявляющимися в его неотчуждаемости. Действительно, право следования направлено на обеспечение имущественных интересов автора, то есть является имущественным правом. Оно действует в течение срока действия исключительного права. Вместе с тем закон устанавливает, что оно неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора.

Следует отметить, что хотя причитающийся  автору в силу данного права процент  назван в законе вознаграждением, право  следования не может быть полностью  отождествлено с правом на вознаграждение. В отличие от права на вознаграждение право следования реализуется вне связи с правом на использование произведения. Оно предоставляет автору возможность участия в прибыли от экономической эксплуатации материального объекта, в котором выражено произведение.

При неисполнении продавцом обязанности  по выплате автору причитающейся ему суммы в рамках права следования автор вправе требовать от продавца выплаты соответствующей доли цены продажи. В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом данной обязанности причинило автору убытки, автор может потребовать их возмещения. Кроме того, возможно применение предусмотренной ст. 395 ГК РФ ответственности за неисполнение денежного обязательства: взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых на сумму причитающейся автору доли цены продажи.

Право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для  строительства и право авторского надзора за строительством здания или  сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта принадлежит авторам  произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства в силу п. 2 ст. 1294 ГК РФ. В соответствии с п. 3 данной статьи автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своею проекта, если договором не предусмотрено иное. Многие юристы относят указанные права к личным неимущественным. Действительно, данные права предоставлены только авторам и имеют неимущественное содержание. В литературе также встречается характеристика этих прав как непередаваемых.

Данные  права также являются относительными, поскольку им корреспондируют обязанности  конкретных лиц, осуществляющих соответственно разработку документации или реализацию проекта. Осуществление этих относительных прав может позволить автору предотвратить нарушение его абсолютных прав, таких, как право па неприкосновенность произведения, право на переработку, своевременно принять меры по предотвращению или пресечению нарушения.

В случае если обязанные лица не предоставляют  автору возможности реализовать  его права, он может потребовать  в судебном порядке предоставления ему доступа соответственно к  документации для строительства  или на территорию, где ведется строительство или осуществляется иная реализация соответствующего проекта.

Право на вознаграждение в общем виде не выделено в качестве самостоятельного имущественного права, входящего в  установленную законодателем схему  авторских и смежных прав. Хотя п. 3 ст. 1255 ГК РФ среди «других прав» автора закон называет право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на вознаграждение в общем виде не выделено в качестве самостоятельного правомочия в составе авторских или смежных прав. Как пишет А.Л. Маковский, такая ситуация объясняется тем, что исключительное право использования результата интеллектуальной деятельности предполагает получение правообладателем выгоды от такого использования, следовательно, всякое предоставление этого права использования на основании договора или в силу закона (в виде установленного законом ограничения исключительного права) предполагает, что такое использование осуществляется за вознаграждение.

В отличие  от других прав, предоставленных законом автору, право на вознаграждение связано не с объектами авторского права, а с правом их использования. Право на вознаграждение возникает в отношении суммы, подлежащей уплате обязанным лицом в связи с предоставлением ему права использования правообладателем либо в связи с осуществляемым этим лицом использованием, допускаемым законом.

Право на вознаграждение тесно связано  с исключительным правом использования  произведений. А.П. Сергеев отмечает, что в абстрактном виде, вне  связи с каким-либо конкретным способом использования произведения, право на вознаграждение не существует.

Можно выделить несколько случаев, когда  правообладатель имеет право  на вознаграждение.

Во-первых, право на вознаграждение может вытекать из договора, если правообладатель  заключил возмездный договор об отчуждении исключительного права или возмездный лицензионный договор.

Во-вторых, право на вознаграждение установлено  законом для авторов служебных  произведений, исполнений, исключительные права на которые принадлежат  работодателю. Автор имеет право на вознаграждение, если работодатель использует соответствующий объект, передает исключительное право на него другому лицу или принимает решение о сохранении этого объекта в тайне в установленный законом срок (по истечении которого при несовершении указанных действий в этот срок исключительное право принадлежит автору) (ст. 1295 ГК РФ).

В-третьих, закон предусматривает случаи использования  произведения или объекта смежных  прав без согласия правообладателя, но с предоставлением ему права  на получение вознаграждения. Так, ст. 1245 ГК РФ закрепляет право авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм или аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, выплачиваемое за счет средств, подлежащих уплате изготовителями и импортерами используемых для воспроизведения оборудования и материальных носителей. Ст. 1326 ГК РФ предоставляет обладателю исключительного права на фонограмму и обладателю исключительного права на зафиксированное на ней исполнение право на вознаграждение за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю опубликованной в коммерческих целях фонограммы, допускаемые без их согласия. Данные случаи предоставления права на вознаграждение объединяет то, что вознаграждение выплачивается лицами, имеющими возможность получать коммерческую выгоду от разрешенного законом использования без согласия правообладателя.

В-четвертых, в силу п. 3 ст. 1263 ГК РФ композитору - автору музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, принадлежит право на особое вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения. П. 3 ст. 1263 ГК РФ устанавливает, что при использовании аудиовизуального произведения указанными способами композитор сохраняет право на вознаграждение за эти виды использования его музыкального произведения. Данный случай предоставления права на вознаграждение отличается от названных выше. Это вознаграждение фактически может быть охарактеризовано как дополнительное.

Таким образом, право на вознаграждение может  принадлежать правообладателю в  связи с распоряжением исключительным правом самим правообладателем или  в связи с правомерным использованием, осуществляемым лицами иными, чем правообладатель.

Нарушение положений о технических средствах  защиты или информации об авторском  праве. В соответствии со ст. 1299 и  ст. 1309 ГК РФ нарушение положений  закона о технических средствах  зашиты авторских или смежных прав является основанием предъявления правообладателем по его выбору требований о возмещении убытков или о выплате компенсации, предусмотренной за нарушение исключительного права. В этом смысле совершение действий, запрещенных в отношении технических средств защиты, приравнивается к нарушению исключительных авторских или смежных прав. Возможность требовать выплаты убытков или компенсации ограничена. Нельзя воспользоваться данными способами зашиты в случае, когда ГК РФ разрешает использование произведения без согласия правообладателя.

Технические средства защиты могут использоваться для защиты от совершения не разрешенных  правообладателем действий в отношении  произведения или с целью контроля доступа к соответствующему объекту. В отношении технических средств защиты не допускается совершение двух категорий действий. Во-первых, осуществление без разрешения правообладателя действий, направленных на устранение ограничений использования, установленных путем применения технических средств. Во-вторых, изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любых технологий, технических устройств или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту авторских или смежных прав. Осуществление названных действий является нарушением положении о технических средствах защиты. Вторая категория охватывает действия, создающие условия или предпосылки для осуществления нейтрализации или ослабления технических средств защиты. Причем в нее входят такие действия, которые могут быть вообще не связаны с посягательством на авторские права конкретного субъекта (в частности, изготовление, импорт, реклама соответствующих технических устройств).

Названные нарушения представляют собой самостоятельное  основание применения мер ответственности  в виде возмещения убытков или выплаты компенсации, отличное от нарушения авторских или смежных прав. В данном случае не имеет значения, сопровождается ли нарушение положений о технических средствах защиты нарушением авторских прав.

Совершение  действий, запрещенных в отношении информации об авторском или смежном праве, может совпадать с нарушением личных неимущественных авторских или смежных прав.

Информация о работе Меры по защите авторских прав