Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы с коррупцией приобрела серьезную остроту. Возрастающие масштабы коррупционной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общественная опасность коррупции………………………….5
1.1 Понятие коррупции…………………………………………………..5
1.2 Общественная опасность коррупции и ее связь с организованной преступностью………………………………………………………….9
1.3 Состояние коррупции в России………………………………………10
Глава 2. Законодательные основы борьбы с коррупцией в России……………………………………………………………………….13
2.1 Международно-правовые акты в борьбе с коррупцией: общая характеристика…………………………………………………....…..13
2.2 Российское законодательство в сфере противодействия коррупции……………………………………………………………………16
Глава 3. Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России………………………………25
Заключение………………………………………………………………37
Используемая литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

право, корупция.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

Это определение мы будем использовать в рамках данного учебного пособия.

1.2. Общественная опасность  коррупции и ее связь с организованной  преступностью

Преимущественной средой распространения коррупции являются властные структуры разных уровней. Причем одним из мест, где концентрируется коррупция, исследователи называют правоохранительные органы, прямая обязанность которых – борьба с этим негативным явлением.

Коррупция и организованная преступность являются наибольшим социальным злом в обществе, эти явления дестабилизируют общественное устройство. Часто эти понятия отождествляются, так как деятельность организованной преступности и коррупционные действия являются схожими по мотивам совершения этих деяний.

Организованная преступность формирует коррупционные связи в целях обеспечения покровительства своей преступной деятельности со стороны государственных органов. Однако имеется внутреннее расхождение в целях и задачах, которые ставят перед собой коррупционеры со стороны государственных органов, и коррупционеры со стороны организованной преступности. У первых мотивом совершения преступления является прямое личное обогащение или получение некоторых благ, у вторых – обеспечение покровительства своей преступной деятельности, которая приносит личное обогащение. В связи с этим, затраты на подкуп чиновников уменьшают общий преступный результат, так называемый «общак», который создается преступной группировкой, в том числе и для подкупа должностных лиц.

Общественная опасность коррупции заключается в следующем:

- коррупция подрывает  авторитет государственной власти;

- повышается уровень криминализации общества;

- наблюдается рост тяжких  преступлений, а также преступлений в экономической сфере;

- разрушается система  государственного управления под  воздействием коррупционных отношений;

- обостряется обстановка в социальной сфере;

- ослабляется система контроля бюджетных средств;

- возникает угроза экономической безопасности;

- расширяются возможности  для легализации денег, полученных преступным путем;

- создается механизмы вывода финансовых средств за границу;

- наблюдается отток высококвалифицированных кадров за пределы страны;

- возникает благоприятная  среда для развития организованной  преступности.

Итак, мы можем сделать вывод, что коррупция является самым серьезным препятствием для экономического, социального и политического развития любой страны мира.

      1.3.Состояние коррупции в России.

В 2009 году в России зарегистрировано 428792 преступления экономической направленности, значительная часть которых в той или иной степени связана с наличием в стране коррупции. В сфере экономической деятельности выявлено 82911 преступлений (в том числе легализация денежных средств, полученных преступным путем - 8791); против интересов службы в коммерческих и иных организациях - 4300 (в том числе коммерческий подкуп - 1697); против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления - 43086 (в том числе взяточничество - 13141).

Все вышеприведенные данные не дают реальную картину коррупционной преступности в России, так как преступления коррупционной направленности обладаю самой высокой латентностью среди всех преступлений.

Проблемы, порождаемые коррупцией. Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Описываемые ниже негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются сейчас в России.

Экономические последствия

1. Расширяется теневая  экономика. Это приводит к уменьшению  налоговых поступлений и ослаблению  бюджета. Как следствие - государство  теряет финансовые рычаги управления  экономикой, обостряются социальные  проблемы из-за невыполнения бюджетных  обязательств.

. Нарушаются конкурентные  механизмы рынка, поскольку часто  в выигрыше оказываются не  тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества  за взятки. Это влечет за собой  снижение эффективности рынка  и дискредитацию идей рыночной  конкуренции.

. Замедляется появление  эффективных частных собственников, в первую очередь - из-за нарушений  в ходе приватизации.

. Неэффективно используются  бюджетные средства, в частности - при распределении государственных  заказов и кредитов. Это еще  больше усугубляет бюджетные  проблемы страны.

. Повышаются цены за  счет коррупционных «накладных  расходов». В итоге страдает потребитель.

. Теряется доверие агентов  рынка к способности власти  устанавливать и соблюдать честные  правила рыночной игры. Ухудшается  инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления  спада производства, обновления  основных фондов.

. Расширяются масштабы  коррупции в неправительственных  организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это  ведет к уменьшению эффективности  их работы, а значит, снижается  эффективность экономики страны  в целом.

Социальные последствия

1. Отвлекаются колоссальные  средства от целей общественного  развития. Тем самым обостряется  бюджетный кризис, снижается способность  власти решать социальные проблемы.

. Закрепляются и увеличиваются  резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое  и неправедное перераспределение  средств в пользу узких олигархических  групп за счет наиболее уязвимых  слоев населения.

. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

. Коррумпированность правоохранительных  органов способствует укреплению  организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными  группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью  доступа к политической власти  и возможностям для отмывания  денег.

. Увеличивается социальная  напряженность, бьющая по экономике  и угрожающая политической стабильности  в стране.

Политические последствия

1. Происходит смещение  целей политики от общенационального  развития к обеспечению властвования  олигархических группировок.

. Уменьшается доверие  к власти, растет ее отчуждение  от общества. Тем самым ставятся  под угрозу любые благие начинания  власти.

. Падает престиж страны  на международной арене, растет  угроза ее экономической и  политической изоляции.

. Профанируется и снижается  политическая конкуренция. Граждане  разочаровываются в ценностях  демократии. Возникает угроза разложения  демократических институтов.

. Увеличивается риск крушения  нарождающейся демократии по  распространенному сценарию прихода  диктатуры на волне борьбы  с коррупцией.

Добавим к этому слабо изученную и практически не контролируемую у нас коррупцию внутри предприятий и негосударственных организаций (пример - предоставление коммерческими банками кредитов за взятки), которая также снижает эффективность экономики.

Таким образом, при самых оптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. Кроме того важно другое обстоятельство - насколько рентабельными могут оказаться вложения в серьезную осмысленную деятельность по систематическому ограничению коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Законодательные основы борьбы с коррупцией в России.

2.1 Международно-правовые  акты в борьбе с коррупцией: общая характеристика.

Кроме общероссийского уровня, предусмотрены международные меры борьбы с коррупцией.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в ноябре 2003 г. образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, основной задачей которого является определение приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

-установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных  преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других  лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

- выявления имущества, полученного  в результате совершения коррупционных  правонарушений или служащего средством их совершения;

- предоставления в надлежащих  случаях предметов или образцов  веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

- обмена информацией по  вопросам противодействия коррупции;

- координации деятельности  по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие  постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие  гражданской правоспособностью, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, а также их филиалы  и представительства (иностранные  организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений  за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными  договорами Российской Федерации  и федеральными законами».

Коррупционные схемы в России формируются на самых различных уровнях: и в высших эшелонах власти, и там, где выделяют квоты, где реализуется и регистрируется недвижимость, лицензируется та или иная деятельность и т.д.

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются во многих случаях завуалированными формами коррупции.

В системе ООН приняты конвенции и резолюции, содержащие отдельные аспекты, касающиеся коррупции или же поведения должностных лиц. В частности, Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 34/169 от 17 декабря 1979г., содержащую Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Усилия ООН в области борьбы с коррупцией завершились принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о борьбе с коррупцией и подкупом при международных коммерческих сделках от 16 декабря 1996 г. Несмотря на необязательный характер, Декларация является всеобъемлющей по рассматриваемой проблеме.

Согласно Декларации государства по отдельности и через международные организации предпринимают действия в соответствии с конституциями каждого государства и принятыми национальными законами и возлагают на себя следующие обязательства:

- осуществлять конкретные  действия для борьбы со всеми  формами коррупции, подкупа и  связанными с ними незаконными  деяниями при международных коммерческих  сделках. 31 октября 2003г. в соответствии  с резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН № A/REES/58/4 была принята Конвенция  Организации Объединенных Наций против коррупции (U№CAC).

Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. В силу Конвенция вступила 14 декабря 2005г. - на 90-й день после ее ратификации тридцатью участниками.

С целью координации усилий государств-участников Конвенция учредила специальную постоянно действующую Конференцию. Секретарское обслуживание Конференции обеспечивает Генеральный секретарь ООН через Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

Россия, в числе первых подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003г., ратифицировала ее в 2006г. (третьей среди стран «Большой восьмерки»). Тем не менее Россия не ратифицировала ст.20 Конвенции («Незаконное обогащение»). Статья предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих. Эта статья гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

20 мая 2011г. Правительство  России не одобрило законопроект, который позволил бы ратифицировать  ст. 20 якобы по той причине, что  эта статья противоречит ст. 49 Конституции РФ и способна  лишить миллионы граждан России презумпции невиновности.

Заинтересованность в международной борьбе против коррупции проявил также и Совет Европы. Для координации действий во исполнение решений по борьбе с коррупцией Комитет министров Совета Европы создал в сентябре 1994 г. Междисциплинарную группу по проблемам коррупции (MAC). Перед ней были поставлены задачи: рассмотреть меры, которые могли бы быть приняты на международном уровне, разработать типовые законы или кодексы поведения, включая международные конвенции о сотрудничестве в борьбе с этой интернациональной проблемой.

Информация о работе Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России