Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы с коррупцией приобрела серьезную остроту. Возрастающие масштабы коррупционной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общественная опасность коррупции………………………….5
1.1 Понятие коррупции…………………………………………………..5
1.2 Общественная опасность коррупции и ее связь с организованной преступностью………………………………………………………….9
1.3 Состояние коррупции в России………………………………………10
Глава 2. Законодательные основы борьбы с коррупцией в России……………………………………………………………………….13
2.1 Международно-правовые акты в борьбе с коррупцией: общая характеристика…………………………………………………....…..13
2.2 Российское законодательство в сфере противодействия коррупции……………………………………………………………………16
Глава 3. Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России………………………………25
Заключение………………………………………………………………37
Используемая литература………………………………………………
Недавно в Великобритании прошла широкая общественная дискуссия по поводу принятия нового закона «О борьбе со взяточничеством» (вступил в силу 1 июля 2011 г.), в котором коррупция трактуется в узком смысле и означает «предложение, передачу, вымогательство или принятие стимулов или вознаграждений, которые могут повлиять на действия органов власти, их членов или представителей». Ответственность за исполнение закона возложена на Serious Fraud Office - Британское бюро по расследованию мошенничества. Активизирована деятельность специальный Фонда в поддержку усилий по обузданию крупномасштабной коррупции и других формирований.
Закон интегрировал в себе все необходимые нормы ныне действующих законодательных актов в данной сфере, добавил ряд немало новых положений, закрепил шесть принципов антикоррупционной политики: экстерриториальность; своевременность оценки коррупционных рисков; обязательность требований антикоррупционного законодательства для служащих всех без исключения уровней; систематической проверки кадров на предмет их благонадежности; доступность информации, касающейся коррупционной проблематики; систематический контроль и надзор. Новеллой стало введение нормы об уголовной ответственности юридических лиц, в том числе за непредотвращение взяточничества.
Особый акцент сделан на противодействии таким коррупционным проявлениям, как мошенничество в сфере управления персоналом, хищения активов и нецелевого использования информации, злоупотребления в сфере закуп для государственных и муниципальных нужд. Теперь все компании и представительства, ведущие хозяйственную деятельность на территории Великобритании, несут юридическую ответственность за коррупционные действия своих сотрудников и представителей, если они не могут представить доказательства того, что ими были приняты все необходимые меры для предотвращения дачи или получения взятки. При этом компания может быть освобождена от такой ответственности в том случае, если она применяет эффективные внутренние регламенты по предотвращению взяточничества с участием любых связанных с ней лиц.
В стране широко реализуются предложения Всемирного экономического форума «Партнерство против коррупции» (PACI) и «Инициативы по повышению прозрачности деятельности добывающих отраслей» (EITI), направленные на укрепление честности и добропорядочности в частных компаниях и национальных органах власти соответственно. Для определения наиболее опасных коррупциогенных зон и объективной оценки возможных коррупционных рисков используются «индикаторы коррупционности».
По мнению исследователей, модель коррупции, существующая во Франции, во многом сходна с той, которая сегодня сложилась в Российской Федерации. Основные сферы коррупционного поражения: расходование средств государственного бюджета, деятельность политических партий, прибегающих к незаконным способам привлечения капиталов для финансирования избирательных кампаний; государственная и муниципальная служба; взаимоотношения между органами власти различных уровней и предпринимателями в процессе заключения подрядных контрактов на проведение общественных работ.
В результате определенных просчетов в государственном управлении, сложилась ситуация, которая позволила отдельным группам чиновников в силу их должностного или общественного положения получать неконтролируемые дополнительные, причем достаточно солидные доходы. Причем несмотря на то, что в стране с 1993 года действует жесткий закон «О предотвращении коррупции и о прозрачности экономической деятельности и публичных процедурах», вроде бы качественно исполняют свои обязанности правительственная комиссия по этике, не снижает своей активности президентская комиссия по предотвращению конфликта интересов – только в 2011 году ими рассмотрено 3386 коррупционных дел. За взятку закон предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет или штрафа в двукратном размере полученного «поощрения»
В Министерстве юстиции создана Центральная служба предотвращения коррупции. Ее задачи: сбор и анализ информации, касающейся коррупции; ангтикоррупционный консалтинг; содействие в международной борьбе с коррупцией. В центре внимания такие преступления, как «торговля влиянием», «фаворитизм», «подкуп свидетелей или оказание давления на них», «влияние на сотрудников международных организаций», злоупотребления в сфере финансирования избирательных кампаний. Усилена антикорорупционная роль счетных палат.
Понятие коррупции охватывает примерно двадцать видов уголовных преступлений. В том числе взяточничество, мошенничество, предоставление необоснованных благ, неправомерное использование собственности, злоупотребление доверием компании.
В целях предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате введено в действие несколько нормативных актов, обязывающих всех государственных служащих и работников общественной службы сообщать о своем имуществе и доходах в независимые инстанции. Обеспечивается также широкая гласность деклараций, введено функциональное разделение между должностными лицами-распорядителями кредитов, экономистами и бухгалтерами, службы контроля получили право отсрочки актов, содержание которых может создать условия для возникновения коррупции. Эффективно действует механизм защиты сотрудников, которые способствуют раскрытию коррупционных преступлений. Эффективной мерой противодействия коррупции считается политика «раскачивания маятника», при которой попеременно реализуются два подхода — централизации и децентрализации управления антикоррупционным процессом, и это, как свидетельствует опыт Франции, приводит к быстрому разрушению устоявшихся цепочек коррупционного взаимообмена и дает нужный результат.
Коррупция - это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.
Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся нравственное разложение общества, правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, слабая гражданская позиция граждан, слабая реализация конституционных прав и свобод граждан и многое другое.
Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.
Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов исполнительной власти и депутатов) о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами. В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, пресекающие деятельность коррупционеров внутри министерств, ведомств и их территориальных подразделений во всех регионах России.
Таким образом, коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
Используемая литература.
1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с изм. от 25 марта 2004г.) //»Российская газета». 25.12.1993.
2. Конвенция Организации
Объединенных Наций против
3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в 1998 г. и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в 1999 г.// Собрание законодательства РФ. 1999. № 5. Ст. 668.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изм. от 07.03.2011-№26-ФЗ //Российская газета. 11.03.2011. № 51.
5. Гражданский кодекс РФ часть 1. от 30.11.1994г. № 51-ФЗ с изм. от 07.12.2001г. - № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7.
6. Гражданский кодекс РФ часть 2. от 26.01.1996г. № 14-ФЗ с изм. от 07.12.2001г. - № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7.
7. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.12.2008.№ 52 (ч. 1).-ст.6228.
8. Федеральный закон РФ
от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе
9. Политическая коррупция в России (материалы «круглого стола»)// Государство и право, 2003, №3
10. Цепелев В. Ратификация конвенции об уголовной ответственности за коррупцию потребует существенных корректив норм УК РФ// Российская юстиция, 2003, №1.
11. Яни П.С. Посредничество во взяточничестве// Законность, 2011, №9.
12. http://ego.uapa.ru/ru-ru/