Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы с коррупцией приобрела серьезную остроту. Возрастающие масштабы коррупционной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общественная опасность коррупции………………………….5
1.1 Понятие коррупции…………………………………………………..5
1.2 Общественная опасность коррупции и ее связь с организованной преступностью………………………………………………………….9
1.3 Состояние коррупции в России………………………………………10
Глава 2. Законодательные основы борьбы с коррупцией в России……………………………………………………………………….13
2.1 Международно-правовые акты в борьбе с коррупцией: общая характеристика…………………………………………………....…..13
2.2 Российское законодательство в сфере противодействия коррупции……………………………………………………………………16
Глава 3. Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России………………………………25
Заключение………………………………………………………………37
Используемая литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

право, корупция.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

Недавно в Великобритании прошла широкая общественная дискуссия по поводу принятия нового закона «О борьбе со взяточничеством» (вступил в силу 1 июля 2011 г.), в котором коррупция трактуется в узком смысле и означает «предложение, передачу, вымогательство или принятие стимулов или вознаграждений, кото­рые могут повлиять на действия органов власти, их членов или представителей». Ответственность за исполнение закона возложена на Serious Fraud Office - Британское бюро по расследованию мошенничества. Активизирована деятельность специальный Фонда в поддержку усилий по обузданию крупномасштабной коррупции и других формирований.

Закон интегрировал в себе все необходимые нормы ныне действующих законодательных актов в данной сфере, добавил ряд немало новых положений, закрепил шесть принципов антикоррупционной политики: экстерриториальность; своевременность оценки коррупционных рисков; обязательность требований антикоррупционного законодательства для служащих всех без исключения уровней; систематической проверки кадров на предмет их благонадежности; доступность информации, касающейся коррупционной проблематики; систематический контроль и надзор. Новеллой стало введение нормы об уголовной ответственности юридических лиц, в том числе за непредотвращение взяточничества.

Особый акцент сделан на противодействии таким коррупционным проявлениям, как мошенничество в сфере управления персоналом, хищения активов и нецелевого использования информации, злоупотребления в сфере закуп для государственных и муниципальных нужд. Теперь все компании и представительства, ведущие хозяйственную деятельность на территории Великобритании, несут юридическую ответственность за коррупционные действия своих сотрудников и представителей, если они не могут представить доказательства того, что ими были приняты все необходимые меры для предотвращения дачи или получения взятки. При этом компания может быть освобождена от такой ответственности в том случае, если она применяет эффективные внутренние регламенты по предотвращению взяточничества с участием любых связанных с ней лиц.

В стране широко реализуются предложения Всемирного экономического форума «Партнерство против коррупции» (PACI) и «Инициативы по повышению прозрачности деятельности добывающих отраслей» (EITI), направленные на укрепление честности и добропорядочности в частных компаниях и национальных органах власти соответственно. Для определения наиболее опасных коррупциогенных зон и объективной оценки возможных коррупционных рисков используются «индикаторы коррупционности».

По мнению иссле­дователей, модель коррупции, сущест­вующая во Франции, во многом сходна с той, которая сегодня сложилась в Россий­ской Федерации. Основные сферы коррупционного поражения: расходование средств государственного бюджета, деятельность политических партий, прибегающих к незаконным способам при­влечения капиталов для финансирования избирательных кампаний; государственная и муниципальная служба; взаимоотношения между органами власти различных уровней и предпринимателями в процессе заключения подрядных контрактов на проведение общественных работ.

В результате опреде­ленных просчетов в государственном управлении, сложилась ситуация, которая поз­волила отдельным группам чиновников в силу их должностного или общественного положения получать неконтролируемые дополнительные, причем достаточно солидные доходы. Причем несмотря на то, что в стране с 1993 года действует жесткий закон «О предотвращении коррупции и о прозрачности экономической деятельности и публичных процедурах», вроде бы качественно исполняют свои обязанности правительственная комиссия по этике, не снижает своей активности президентская комиссия по предотвращению конфликта интересов – только в 2011 году ими рассмотрено 3386 коррупционных дел. За взятку закон предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет или штрафа в двукратном размере полученного «поощрения»

В Министерстве юстиции создана Центральная служба предотвращения коррупции. Ее задачи: сбор и анализ информации, касающейся коррупции; ангтикоррупционный консалтинг; содействие в международной борьбе с коррупцией. В центре внимания такие преступления, как «торговля влиянием», «фаворитизм», «подкуп свидетелей или оказание давления на них», «влияние на сотрудников международных организаций», злоупотребления в сфере финансирования избирательных кампаний. Усилена антикорорупционная роль счетных палат.

Понятие коррупции охватывает примерно двадцать видов уголовных преступлений. В том числе взяточничество, мошенничество, предоставление необоснованных благ, неправомерное использование собственности, злоупотребление доверием компании.

В целях предупреждения и пресече­ния коррупции в государственном аппарате введе­но в действие несколько нормативных актов, обязывающих всех государст­венных служащих и работников обществен­ной службы сообщать о своем имуще­стве и доходах в независимые инстан­ции. Обеспечивается также широкая гласность деклара­ций, введено функциональное разделение между должностными лицами-распорядителями кредитов, экономистами и бухгалтерами, службы контроля получили право отсрочки актов, содержание которых может создать условия для возникновения коррупции. Эффективно действует механизм защиты сотрудников, которые способствуют раскрытию коррупционных преступлений. Эффективной мерой противодей­ствия коррупции считается политика «раскачивания маятни­ка», при которой попеременно реализуются два подхо­да — централизации и децентрализации управления антикоррупционным процессом, и это, как свидетельству­ет опыт Франции, приводит к быстрому разрушению усто­явшихся цепочек коррупционного взаимообмена и дает нужный результат.

 

 

 

 

 

                                         Заключение

Коррупция - это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.

Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся нравственное разложение общества, правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, слабая гражданская позиция граждан, слабая реализация конституционных прав и свобод граждан и многое другое.

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов исполнительной власти и депутатов) о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами. В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, пресекающие деятельность коррупционеров внутри министерств, ведомств и их территориальных подразделений во всех регионах России.

Таким образом, коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Используемая литература.

1. Конституция Российской  Федерации, принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993г. (с изм. от 25 марта 2004г.) //»Российская газета». 25.12.1993.

2. Конвенция Организации  Объединенных Наций против коррупции (U№CAC)// Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

3. Конвенция об уголовной  ответственности за коррупцию  в 1998 г. и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в 1999 г.// Собрание законодательства РФ. 1999. № 5. Ст. 668.

4. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изм. от 07.03.2011-№26-ФЗ //Российская газета. 11.03.2011. № 51.

5. Гражданский кодекс  РФ часть 1. от 30.11.1994г. № 51-ФЗ с  изм. от 07.12.2001г. - № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7.

6. Гражданский кодекс  РФ часть 2. от 26.01.1996г. № 14-ФЗ с  изм. от 07.12.2001г. - № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7.

7. Федеральный закон РФ  «О противодействии коррупции»  от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ//Собрание  законодательства РФ. 29.12.2008.№ 52 (ч. 1).-ст.6228.

8. Федеральный закон РФ  от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003г.)//Собрание законодательства РФ.02.06.2003. №22.

9. Политическая коррупция в России (материалы «круглого стола»)// Государство и право, 2003, №3

10. Цепелев В. Ратификация конвенции об уголовной ответственности за коррупцию потребует существенных корректив норм УК РФ// Российская юстиция, 2003, №1.

11. Яни П.С. Посредничество во взяточничестве// Законность, 2011, №9.

12. http://ego.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/04/15/

 

 


Информация о работе Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России