Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы с коррупцией приобрела серьезную остроту. Возрастающие масштабы коррупционной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики. Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Общественная опасность коррупции………………………….5
1.1 Понятие коррупции…………………………………………………..5
1.2 Общественная опасность коррупции и ее связь с организованной преступностью………………………………………………………….9
1.3 Состояние коррупции в России………………………………………10
Глава 2. Законодательные основы борьбы с коррупцией в России……………………………………………………………………….13
2.1 Международно-правовые акты в борьбе с коррупцией: общая характеристика…………………………………………………....…..13
2.2 Российское законодательство в сфере противодействия коррупции……………………………………………………………………16
Глава 3. Международные правовые стандарты противодействия коррупции: и возможности его применения в России………………………………25
Заключение………………………………………………………………37
Используемая литература………………………………………………
- гласность в вопросах
обнаружения коррупции и
- система мониторинга
возможных очагов
- основная форма наказания
за коррупционное действие - не
уголовное преследование и
- особое внимание службам
внутренней безопасности
- стремление к
- доступность общественности всех материалов, связанных с коррупционными действиями, если они не затрагивают проблемы национальной безопасности. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации;
- специальная система обучения граждан, разъясняющая политический, экономический и моральный вред коррупции, возможные последствия лично для них из-за участия в коррупционных связях.
Соединенные Штаты Америки. Вся практика противодействия коррупции в этой стране основана на признании прав и свобод человека и гражданина как базовой нормы устройства демократической государственной власти; на сочетании мер по предотвращению коррупции с мерами по ее пресечению и привлечению к уголовно-правовой ответственности каждого, совершившего коррупционное преступление; на строгом определении ограничений, запретов и гарантий, связанных с поступлением и прохождением государственной и муниципальной службы.
В США нормативно определены и уже на протяжении многих лет действуют обязательные для всех чиновников принципы служебной деятельности и этического поведения. Принципы представляют собой конкретные юридические и морально-этические требования, исключающие из служебных отношений какие бы то ни было частные материально-финансовые интересы (даже скромные подарки), препятствующие качественному исполнению служебных обязанностей. Нормативно закреплены такие понятия, как «коррупционное правонарушение», «конфликт интересов», «индекс восприятия коррупции», «антикоррупционный мониторинг».
Антикоррупционный контроль осуществляют соответствующие комитеты и комиссии Сената и Палаты представителей Конгресса США. Комитеты поддерживают связь с федеральными министерствами и ведомствами, проводят слушания и даже парламентские расследования деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц высшего социального ранга, замеченных в коррупционных связях. Иногда слушания проводятся на совместных заседаниях комитетов обеих палат.
Кроме того, каждое ведомство содержит специального сотрудника, который контролирует соблюдение должностными лицами внутриведомственных норм этики, осуществляет связь с Главным контрольно-финансовым управлением и с Управлением по этике при Правительстве США. Главная задача последнего – толкование нормативных документов с точки зрения закона о служебной этике; обеспечение декларирования доходов, расходов, имущества и ценных бумаг чиновников; организация антикоррупционного всеобуча, расследование наиболее «деликатных» коррупционных ситуаций.
Особое место отводится Федеральному бюро расследований (ФБР). В мероприятиях по предотвращению коррупции и наказанию коррупционеров участвуют судебные органы, прокуратура, министерство юстиции, специальные подразделения полиции, институт независимых прокуроров (расследование уголовных дел высших должностных лиц). Названные органы активно используют так называемый закон о «свистунах»: любой гражданин США может сообщить в министерство юстиции об известных ему фактах коррупции и получить за такую информацию часть суммы, предусмотренной в виде наказания для нарушителя. Далеко не последнюю роль играют «телефоны доверия» и «горячие линии».
Сегодня в США борьба с коррупцией стала одним из приоритетов государственной политики. Ее основа – «Акт об этике поведения государственных служащих США» (1978 г.), «Принципы этического поведения правительственных чиновников и служащих (1990 г.) и «Закон о зарубежной коррупционной практике» (1997 г.). Основным постулатом государственной службы являются моральные устои и принцип материального стимулирования, которые позволяют чиновникам чувствовать себя уверенно, рассчитывая на достойный уровень жизни. Не говоря уже о стабильности государственного аппарата и его укомплектованности высококвалифицированные кадрами. Предусматривается также ограничение «деловой активности» бывших высокопоставленных государственных должностных лиц и чиновников после их ухода из органов власти.
Служащим предписывается в обязательном порядке направлять своим руководителям информацию о своих «длящихся» коммерческих интересах; о наличии движимой и недвижимой собственности; о всех компаниях, бизнес-фирмах, кредиторах, общеобразовательных учреждениях и т.д., с которыми служащий непосредственно или через жену, несовершеннолетних детей или других членов семьи поддерживает финансово-деловые связи. И все это помимо специальных деклараций.
И вообще госслужащие США «не должны участвовать в финансовых операциях, при введении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовать такого рода информацию в личных целях» . Служащим категорически запрещается поощрять подношения, подарки и благодарности в любых материально осязаемых формах от лица, добивающегося совершения каких-либо выгодных для них (или невыгодных для других) служебных действий. Наказание следует мгновенно и очень серьезное. Служащему грозит частичная или полная дисквалификация, понижение в должности, запрет «конфликтных связей», потенциально провоцирующих коррупцию.
С 1946 года в стране действует Закон «О федеральном регулировании лоббистской деятельности». В соответствии с его нормами любая организация, оказывающая влияние на конгресс, обязана регистрировать лоббистов и сообщать о своих интересах в законодательной сфере. Каждый лоббист обязан ежеквартально публиковать в «Ведомостях конгресса» отчет о своей деятельности. Государство исходит из того, что неурегулированный лоббизм неизбежно ведет к принятию решений, выгодных для ограниченного круга лиц, и, как следствие, — к коррупции. Усиливает такие позиции и принятый в 2007 году закон «О частном руководстве и открытом правительстве». Его задача: расширение прозрачности конгресса, установление срока, по истечению которого бывшие сенаторы могут заняться лоббистской деятельностью, запрет лоббистами руководствоваться исключительно партийной солидарностью, запрет служащим и конгрессменам получать от лоббистов каких-либо подарков и коррупционных услуг.
С 2006 года в США реализуется новая стратегия борьбы с коррупцией. Ведущим стало декларирование активов политиков и чиновников до их назначения на должность; отказ в убежище коррумпированным чиновникам из других стран; восстановление нарушенных прав, конфискация коррупционных доходов и надлежащее их перераспределение; предотвращение коррупционной практики за рубежом; применение механизма добровольного раскрытия коррупционной информации; активизация антикоррупционного надзора со стороны институтов гражданского общества.
Канада. В Канаде коррупционные правонарушения квалифицируются как самые тяжелые преступления против общества, государственной и муниципальной службы, нередко приравниваются к государственной измене. К уголовной ответственности на равных основаниях привлекаются и взяткодатель, и взяткополучатель. Да и наказания весьма серьезные: парламентарию, например, за коррупционное преступление приравнивается к государственной измене, грозит лишением лишением депутатской неприкорсновенности и тюремным заключением сроком до 14 лет.
Координирующую роль в деле борьбы с коррупцией играет специальный государственный антикоррупционный комитет, а состав которого входит восемь членов правительства и девять представителей системной оппозиции. Возглавляет комитет наиболее авторитетный представитель оппозиции. По инициативе комитета в 1985 г. был принят Кодекс этики государственного служащего - правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения противоречий между их служебными обязанностями и личными интересами. Правила подкреплены соответствующими мерами дисциплинарного, административного и общественного воздействия.
Китай. Эта страна пока не особенно преуспела в сфере подавления коррупции, в мировой классификации по индексу коррумпированности занимает не самые престижные места. Тем не менее, если учесть тысячелетние традиции господства в стране привилегированной бюрократии, подвижки существенные. Достоинством антикоррупционной политики является опора на многовековые культурные традиции народа и приведение национального законодательства в соответствие с международным стандартам. 63% принятых в стране антикоррупционных нормативно-правовых актов, по мнению экспертов, созданы на основе заимствованного зарубежного опыта.
Координирующую и направляющую роль возложена на партийные организации КПК и Государственно управление по предупреждению коррупции. Созданы также специальные народные суды, которые заняты исключительно коррупционными делами.
В настоящее время в КНР существует два вида обозначения коррупции: уголовно-правовое как коррупция-взяточничество и политико-нравственное, как коррупция-разложение. Эти понятия касаются практически всех антиобщественных корыстных проявлений чиновников, которые, используя служебное положение, грубо нарушают партийную дисциплину с целью овладения дополнительными привилегиями, противоправного присвоения товарно-материальных ценностей или выгод неимущественного характера. Принципы антикоррупционной стратегии: развитие демократии и институциональная инновация; воспитание на лучших китайских традициях; контроль, как форма предотвращения и устранения причин разложения кадров; постоянное совершенствование системы управления. Действует также специальный моральный кодекс поведения чиновника из восьми принципов.
Китайское антикоррупционное законодательство весьма жесткое, за взяточничество, коммерческий подкуп и разложение предусматрены довольно жесткие меры уголовной ответственности, в том числе два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой исполнения до двух лет. За последних десять к уголовной ответственности за взяточничество привлечено более миллиона работников партийно-государственного аппарата, расстреляно почти 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили от 10 до 20 лет тюремного заключения. В Китае на сегодняшний день практически не осталось «неприкосновенных» должностей.
Но главное организаторам антикоррупционных компаний видится не только в жестком подавлении коррупции, а прежде всего в воспитании по партийной линии в духе трех анти: анти-коррупция, анти-бюрократизм, анти-расточительство. Этот фактор играет ведущую роль в укреплении законности, формировании более-менее прочных нравственных основ государственной службы, воспитании чувства ответственности. В стране работает «горячая телефонная линия», по которой любой гражданин может анонимно сообщить о любом ставшем ему известным злоупотреблении служебным положением. Важнейшей формой борьбы с коррупцией стала периодическая аттестация, квалификационные экзамены и ротация кадров, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать сложившиеся служебные, дружеские и другие связи, порождающие незаконным действиям.
Тем не менее, нельзя не замечать, что, не смотря на серьезную решимость руководства страны в вопросах борьбы с коррупцией и быстрое получение вполне осязаемого результата, коррупция в Китае остается одной из самых серьезных проблем. Из-за нечестности чиновников, по оценкам экспертов, китайская экономика ежегодно теряет 13-17% ВВП и лишается до 20% государственных финансовых ресурсов. На подкуп судей и судейский работников ежегодно уходит до 200 млн. долларов. Не случайно Китай сейчас, согласно рейтингу коррумпированности Центра «Transparency International», находится где-то на 79-82 месте из 180 обследованных стран мира.
Не смотря на решительные, а порой и жестокие меры, разрушить то, что господствовало стране многие сотни лет весьма непросто. Стратегия «войны», приоритет карательных мер, ориентация на подавление коррупционера, а не на разрушение социальных основ коррупционности не всегда гарантируют однозначный успех.
Западная Европа. Активные мероприятия в плане сдерживания коррупционных проявлений проводит правительство Великобритании. В этом смысле страна представляется явным лидером позитивных перемен. Считается, что английское законодательство о борьбе с коррупцией достаточно перспективно и полностью соответствует современным требованиям. Оно предусматривает эффективные процедуры контроля за всеми участниками служебных и корпоративных правоотношений, способно оперативно перейти к новой более действенной системе наказаний за коррупционные правонарушения.