Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:38, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
- дать правовую характеристику правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
- охарактеризовать такие процедуры банкротства, как: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение;
- и рассмотреть, банкротство отдельных категорий должников.
Введение 3
1. Общие положения несостоятельности (банкротства)
юридических лиц
1.1. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
юридических лиц 6
1.2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) юридических лиц 12
2. Юридическая характеристика процедур банкротства
2.1. Реорганизационные процедуры банкротства 21
2.2. Ликвидационные процедуры банкротства 55
2.3. Мировое соглашение 63
3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных
категорий должников – юридических лиц
3.1. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций 73
3.2. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций 78
3.3. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций 81
3.4. Несостоятельность (банкротство) страховых организаций 92
Заключение 95
Список использованных источников 100
Интересен тот факт, что в зарубежном законодательстве важную роль в организации процесса воздействия на банки играют системы депозитарного страхования. Так, к числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям.
Согласно действующему российскому законодательству в случае виновного причинения убытков кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счет собственных средств.
Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц. продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ от 14 декабря 2004г. № 265-П «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций».
Убытки, причиненные таким конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счет его имущества и обязательного страховании его ответственности на случай причинения таких убытков.
Особенностями в рамках конкурсного производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов также отличается определенной спецификой: в отличие от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становится практически иными.
Кроме того, имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003г. № 177-ФЗ «0 страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», относятся к первой очереди73. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.
После начала расчетов с кредиторами первой очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.
После составления и закрытия реестра конкурсный управляющий не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства доложен составить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества кредитной организации, отражающий все изменения активов и пассивов, перечень предъявленных кредиторами требований и т.д. В настоящее время действует Положение Банка России о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса74.
Одной из актуальных проблем является определение причин банкротства кредитных организаций. Исследуя данную проблему, выделяют внешние и внутренние факторы. К внешним относят: изменение общеэкономической ситуации, утрату банком доверия общественности, массовое изъятие денежных средств из банков, обострение конкуренции и некоторые другие. Внутренние факторы не менее разнообразны и включают в себя некомпетентность руководства банка, недостатки внутри банковской организации и системы контроля, слабый контроль за заёмщиками, личную зависимость от заёмщика и др.
Проведя сравнительный анализ отдельных факторов банкротства, можно сделать вывод, что почти в 80% случаев причины банкротства могут быть сведены к человеческому фактору, т.е. к неопытности, некомпетентности руководства75.
В последних редакциях Закона о банкротстве кредитных организаций прослеживается тенденция к повышению роли Банка России в предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Так, кредитная организация обязана сообщать Банку России о ряде сделок в течение пяти дней после их совершения, в том числе о сделках по распоряжению имуществом стоимостью свыше 1% балансовой стоимости кредитной организации. Закон использует понятие «распоряжение имуществом» вместо привычного понятия «отчуждение имущества». Некоторые авторы полагают, что если бы не примерно указанный перечень таких сделок, то могли бы возникнуть споры относительно того, что понимается законодателем под распоряжением, а что следует понимать под отчуждением имущества76. Анализ соответствующих положений позволяет прийти к выводу о том, что речь идёт о тех же сделках, которые предусмотрены корпоративным законодательством.
Страховой организацией (страховщиком) признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления деятельности. связанной с формированием специальных денежных фондов страховых резервов, которые необходимы для предстоящих страховых выплат (ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992г. № 4015-1 «06 организации страхового дела в Российской Федерации»),
Страховые организации могут быть созданы в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций.
Так, в качестве некоммерческих организаций создаются общества взаимного страхования, а также различные внебюджетные фонды в целях осуществления обязательного государственного страхования (Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования).
По общему правилу специфика страхового общества заключается в страховании имущества и иных имущественных интересов членов этого общества. Законодатель устанавливает исключение, касавшееся деятельности обществ взаимного страхования: им разрешается осуществлять страхование имущественных интересов лиц, не являющихся членами общества (п. 5 ст. 968 ГК РФ).
Основанием для возбуждения
дела о банкротстве страховой органи
Особенностью субъектного состава отношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) страховой организации, является то, что при рассмотрении в арбитражном суде дела о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.
Должник или конкурсный кредитор обязаны уведомить данный орган о введении наблюдения или конкурсного производства в отношении должника - страховой организации в течение 10 дней с даты их введения.
Представляется, что продажа
страховой организации как имущ
Следует заметить, что продажа имущественного комплекса страховой организации возможна и на стадии конкурсного производства. В этом случае требуется согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом, так как именно покупатель будет нести все обязательства по таким договорам перед страхователями. Во всех иных случаях страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, которые заключены страховой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия решения о признании страховой организации банкротом, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования (п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве 2002г.).
Страхователи (выгоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (п. 3 ст. 185 Закона о банкротстве 2002г.).
В целях защиты прав кредиторов
страховой организации законода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания данной дипломной работы были достигнуты все цели и задачи, которые ставились перед её написанием.
Была рассмотрена и раскрыта история развития института несостоятельности (банкротства) в России. Выяснилось, что институт несостоятельности ещё нов для России. Но с каждым днём он всё больше развивается. Вносятся различные изменения в законодательство о банкротстве. Были определены общие положения правового регулирования несостоятельности юридических лиц.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-Ф3.
Признаком банкротства юридического лица считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Очень подробно рассмотрены процедуры банкротства: реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение.
Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника; внешнего управления - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; конкурсного производства - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке имущества должника.
Проанализировав данные процедуры, можно сделать вывод, о том что наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение имеют цель восстановить платежеспособность должника, а конкурсное производство направлено на осуществление ликвидации юридического лица.
Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного управления.
Так же очень подробно рассмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.
Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. C этой целью необходимо проводить анализ финансового состояния предприятия. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению его платежеспособности.
Обобщение изложенного в дипломной работе материала позволяет сформулировать некоторые выводы:
1. Одной из проблем, касающихся осуществления процедуры наблюдения, является возможный конфликт между полномочиями руководителя должника и временного управляющего. Согласно ст. 66 Закона о банкротстве 2002г. руководитель должника продолжает осуществлять свои полномочия с учётом ограничений, указанных в этой статье. Имеется два основных типа таких ограничений: во-первых, руководителю должника не разрешается осуществлять корпоративную реорганизацию должника; во-вторых, должник не может производить выплаты своим участникам, будь то в форме дивидендов или стоимости акций. Кроме того, определённые действия руководитель должника может предпринимать только с согласия временного управляющего.
2. На практике возникает проблема, связанная с ответом на вопрос о порядке утверждения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Эта проблема уже стала объектом исследования отдельных авторов. Закон о банкротстве 2002г. ст. 84 упоминает лишь об утверждении плана финансового оздоровления собранием кредиторов и не содержит положений, касающихся необходимости утверждения собранием кредиторов графика погашения задолженности. По мнению М.В.Телюкиной, из зтого можно сделать вывод, что для данного документа достаточно утверждения арбитражным судом. Ответ на вопрос об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности следует искать в положениях определяющих компетенцию собрания кредиторов. Законодатель к вопросам, принимаемым большинством от общего количества голосов, относит, в том числе утверждение графика погашения задолженности.
Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридических лиц