Ннаблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
1) раскрыть понятие и основание процедуры наблюдения;
2) проследить последствия введение наблюдения;
3) обозначить правовое положение должника;
4) определить правовое положение временного управляющего;
5) рассмотреть созыв первого собрания кредиторов;
6) охарактеризовать окончание наблюдения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………...………………...…...6
1.1. Понятие и основание процедуры наблюдения..……………………………6
1.2. Последствия введение наблюдения………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО………………………………………………………………...13
2.1. Правовое положение должника..…………………………………………...13
2.2. Правовое положение временного управляющего….……………………..18
ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ И ОКОНЧАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ…...26
3.1. Созыв первого собрания кредиторов…..…………………………………...26
3.2. Окончание наблюдения……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……….…..33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО. НАБЛЮДЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА (БАНКРОТСТВА)..doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………...………………...…...6

    1. Понятие и основание процедуры наблюдения..……………………………6
    2. Последствия введение наблюдения………………………………………...10

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО………………………………………………………………...13

    1. Правовое положение должника..…………………………………………...13
    2. Правовое положение временного управляющего….……………………..18

 

ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ И ОКОНЧАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ…...26

    1. Созыв первого собрания кредиторов…..…………………………………...26
    2. Окончание наблюдения……………………………………………………..28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……….…..33

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Актуальность проведенного исследования выражается в том, что процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Она не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в должной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а следовательно, к ухудшению положения кредиторов.

          Введение наблюдения влияет на  производство дел, связанных со  взысканием денежных средств и другого имущества должника, а также на исполнительное производство по уже вынесенным судебным решениям, причем различный правовой режим устанавливается для вступивших и не вступивших в силу судебных решений. Если на момент введения наблюдения дело находится в производстве суда (общей юрисдикции, арбитражного, третейского), то продолжение судебного разбирательства зависит от кредитора по конкретному требованию.

          Особую проблему вызывает извещение  утвержденного временного управляющего. Саморегулируемая организация представляет список кандидатур без указания почтового адреса (офиса арбитражного управляющего). В таких ситуациях суд вынужден извещать временного управляющего через саморегулируемую организацию.

          При введении наблюдения особо актуален вопрос частичного исполнения должником требований кредитора-заявителя в период после принятия судом заявления о банкротстве должника и до проведения специального заседания по проверке обоснованности требований кредитора. Встречаются случаи, когда должники полностью погасили задолженность уже после назначения дела к рассмотрению. Следовательно, суд своим определением во введении наблюдения отказывает, производство по делу прекращается.

          Целью курсовой работы является  исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.

          Для достижения поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:

  1. раскрыть понятие и основание процедуры наблюдения;
  2. проследить последствия введение наблюдения;
  3. обозначить правовое положение должника;
  4. определить правовое положение временного управляющего;
  5. рассмотреть созыв первого собрания кредиторов;
  6. охарактеризовать окончание наблюдения.

         Поставленная цель и задачи  предопределили структуру работы, она состоит из ведения, трех глав, объединяющих в параграфы, заключения и списка источников. При написании курсовой работы были использованы сравнительно-правовой и логический методы, а также анализ нормативных правовых актов и литературных и периодических источников.

         В первой главе дана общая характеристика наблюдению. Вторая глава определяет правовой статус внешнего управляющего. Третья глава рассматривает собрание кредиторов и окончание наблюдения.

          Нормативно-правовую базу исследования составляют основной закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 г. (в редакции от 30 декабря 2008 г.)1, а также  Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 11 февраля 2013  г.)2 – (далее – ГК РФ), Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. (в редакции от 29 декабря 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» - (далее - Закон о банкротстве)3, и другие нормативные правовые акты.

          При написании курсовой работы автор руководствовался научными трудами таких авторов, как  Витрянский В.В., Волнухин К.В., Заболоцкая И.В. и другие.

         Материалы работы могут быть использованы в правоприменительной практике, при совершенствовании действующего  законодательства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

 

    1. Понятие и основание процедуры наблюдения

 

  Под наблюдением понимается процедура, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).

Цели процедуры наблюдения - обеспечение  сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве, выяснение его имущественного состояния, возможности восстановления его платежеспособности, а также обеспечение прав и интересов кредиторов4. Совокупность мероприятий, проводимых в связи с введением процедуры наблюдения, иногда в юридической литературе называют неполным мораторием. Это связано с тем, что в значительной степени ограничиваются возможности распоряжения имуществом, принадлежащим должнику, и выполнения от его имени каких-либо распорядительных действий5.

В юридической литературе выделяют обеспечительную и подготовительную функции процедуры наблюдения. Обеспечительная функция состоит в том, что позволяет создать условия для сохранения имущества должника, имеющегося на момент начала дела о банкротстве. Подготовительная функция процедуры наблюдения заключается в содействии организации подготовки дела к судебному разбирательству6.

Наблюдение в процессуальном смысле рассматривается "как применение меры по обеспечению требований кредиторов и исполнения решения о признании  должника банкротом". При этом во время осуществления процедуры наблюдения решается основной вопрос: возможно или невозможно восстановить платежеспособность должника. В зависимости от ответа на этот вопрос дело о банкротстве может развиваться в диаметрально противоположных направлениях: или в направлении экономической реабилитации должника и его финансового оздоровления, или в направлении упразднения должника как субъекта гражданского оборота. Соответственно, для реализации указанной цели наблюдения могут быть использованы иные меры, предусмотренные законом в отношении должника, утверждение мирового соглашения; отказ в признании должника банкротом либо признание должника банкротом; открытие конкурсного производства или введение внешнего управления7.

Введение наблюдения как процедуры  дела о банкротстве стало новеллой Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.)8.

Будучи институтом конкурсного  процесса, процедура наблюдения представляет собой отражение продолжниковых тенденций в системах правового регулирования банкротства, поскольку ориентирована прежде всего на обеспечение должнику возможности восстановить платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Однако в рамках реализации наблюдения обеспечиваются и права кредиторов, так как Закон о банкротстве 2002 г. дает им весьма широкий спектр возможностей влиять на процессы, происходящие в деле о банкротстве. Таким образом, законодатель устанавливает баланс интересов должника и его кредиторов в целях обеспечения устойчивости гражданского оборота и защиты прав его участников. Причем этот баланс зависит от общих ориентиров законодательства, которое, в свою очередь, отражает интересы экономики, требующие в тот или иной момент своего развития большей или меньшей защиты либо кредиторов, либо должников9.

Наблюдение, в отличие от иных процедур, применяемых в деле о банкротстве, является обязательной процедурой. Рассмотрев требования заявителя к должнику и признав их обоснованными, суд принимает определение, в котором указывается о введении наблюдения (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве 2202 г.). Наблюдение не вводится только в случае оставления заявления без рассмотрения и прекращения производства по делу о банкротстве10.

Закон о банкротстве 1998 г. устанавливал также обязательность процедуры наблюдения в делах о банкротстве. Судебно-арбитражная практика, основанная на применении этого Закона, исходила из того, что если дело о банкротстве проходило без введения процедуры наблюдения, то соответствующие судебные акты, которыми фиксировались этапы конкурсного процесса, были незаконными и отменялись вышестоящей инстанцией11.

Процедура рассмотрения заявления  происходит в соответствии с правилами ст. 48 Закона о банкротстве, которые, в свою очередь, подчинены нормам арбитражного процессуального законодательства, регулирующего порядок разбирательства судебных дел, за изъятиями, установленными законодательством о банкротстве12.

Решение арбитражного суда о введении наблюдения завершает стадию проверки обоснованности заявления требований кредитора (кредиторов) к должнику либо заявления самого должника о банкротстве. Принимаемый судом акт, которым завершается наблюдение, может быть одним из следующих: признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения; отказ во введении наблюдения и оставление заявления без рассмотрения; отказ во введении наблюдения и прекращение производства по делу. Судебный акт оформляется в виде определения, которое в любом случае может быть обжаловано.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (в редакции от 25 июня 2012 г.) 13 определения, принимаемые арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве и обжалование которых предусмотрено федеральным законодательством отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней с момента их вынесения. В новом Законе о банкротстве оказались реализованными предложения ученых-юристов о необходимости ограничения инстанций, пересматривающих судебные акты в конкурсном процессе.

Обжалование указанных  определений не приостанавливает их исполнения.

По общему правилу  моментом начала наблюдения является дата вынесения арбитражным судом  определения о введении наблюдения, которое подлежит немедленному исполнению.

Срок, предусмотренный для рассмотрения дела о банкротстве, составляет семь месяцев. Таким образом, процедура наблюдения должна быть завершена в течение семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

С принятием Закона о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения не применяется в отношении кредитных организаций. Как было разъяснено в информационном письме ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"14, после введения в действие Закона о банкротстве процедура наблюдения, установленная в действующей редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций не подлежит применению.

Итак, по своей сути наблюдение скорее не является процедурой, применяемой в деле о банкротстве, как таковой, а представляет собой по аналогии с исковым производством стадию подготовки дела к судебному разбирательству, позволяющую определить финансовое состояние должника и его способность удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей на момент принятия заявления о признании должника банкротом.

 

 

    1. Введение наблюдения

 

          Введение наблюдения влечет наступление  важных правовых последствий,  касающихся, прежде всего имущественных  требований, предъявляемых к должнику. Эти последствия затрагивают  как самого должника, так и  его кредиторов, а также третьих  лиц. Установление особого порядка предъявления имущественных требований к должнику обусловлено необходимостью концентрации сведений об общей картине его финансового состояния и предупреждения неконтролируемого распыления его имущества15.

Информация о работе Ннаблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)