Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
1) раскрыть понятие и основание процедуры наблюдения;
2) проследить последствия введение наблюдения;
3) обозначить правовое положение должника;
4) определить правовое положение временного управляющего;
5) рассмотреть созыв первого собрания кредиторов;
6) охарактеризовать окончание наблюдения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………...………………...…...6
1.1. Понятие и основание процедуры наблюдения..……………………………6
1.2. Последствия введение наблюдения………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО………………………………………………………………...13
2.1. Правовое положение должника..…………………………………………...13
2.2. Правовое положение временного управляющего….……………………..18
ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ И ОКОНЧАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ…...26
3.1. Созыв первого собрания кредиторов…..…………………………………...26
3.2. Окончание наблюдения……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……….…..33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………37
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ
КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………...………………...
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО………………………………………………
ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ И ОКОНЧАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проведенного исследования выражается в том, что процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Она не была предусмотрена ранее действовавшим законодательством о несостоятельности, которое не обеспечивало в должной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а следовательно, к ухудшению положения кредиторов.
Введение наблюдения влияет на
производство дел, связанных
Особую проблему вызывает
При введении наблюдения особо актуален вопрос частичного исполнения должником требований кредитора-заявителя в период после принятия судом заявления о банкротстве должника и до проведения специального заседания по проверке обоснованности требований кредитора. Встречаются случаи, когда должники полностью погасили задолженность уже после назначения дела к рассмотрению. Следовательно, суд своим определением во введении наблюдения отказывает, производство по делу прекращается.
Целью курсовой работы
Для достижения поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
Поставленная цель и задачи
предопределили структуру
В первой главе дана общая характеристика наблюдению. Вторая глава определяет правовой статус внешнего управляющего. Третья глава рассматривает собрание кредиторов и окончание наблюдения.
Нормативно-правовую базу исследования составляют основной закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 30 декабря 2008 г.)1, а также Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 11 февраля 2013 г.)2 – (далее – ГК РФ), Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. (в редакции от 29 декабря 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» - (далее - Закон о банкротстве)3, и другие нормативные правовые акты.
При написании курсовой работы автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Витрянский В.В., Волнухин К.В., Заболоцкая И.В. и другие.
Материалы работы могут быть использованы в правоприменительной практике, при совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
Под наблюдением понимается процедура, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).
Цели процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника в период после возбуждения дела о банкротстве, выяснение его имущественного состояния, возможности восстановления его платежеспособности, а также обеспечение прав и интересов кредиторов4. Совокупность мероприятий, проводимых в связи с введением процедуры наблюдения, иногда в юридической литературе называют неполным мораторием. Это связано с тем, что в значительной степени ограничиваются возможности распоряжения имуществом, принадлежащим должнику, и выполнения от его имени каких-либо распорядительных действий5.
В юридической литературе выделяют
обеспечительную и
Наблюдение в процессуальном смысле рассматривается "как применение меры по обеспечению требований кредиторов и исполнения решения о признании должника банкротом". При этом во время осуществления процедуры наблюдения решается основной вопрос: возможно или невозможно восстановить платежеспособность должника. В зависимости от ответа на этот вопрос дело о банкротстве может развиваться в диаметрально противоположных направлениях: или в направлении экономической реабилитации должника и его финансового оздоровления, или в направлении упразднения должника как субъекта гражданского оборота. Соответственно, для реализации указанной цели наблюдения могут быть использованы иные меры, предусмотренные законом в отношении должника, утверждение мирового соглашения; отказ в признании должника банкротом либо признание должника банкротом; открытие конкурсного производства или введение внешнего управления7.
Введение наблюдения как процедуры дела о банкротстве стало новеллой Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.)8.
Будучи институтом конкурсного процесса, процедура наблюдения представляет собой отражение продолжниковых тенденций в системах правового регулирования банкротства, поскольку ориентирована прежде всего на обеспечение должнику возможности восстановить платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Однако в рамках реализации наблюдения обеспечиваются и права кредиторов, так как Закон о банкротстве 2002 г. дает им весьма широкий спектр возможностей влиять на процессы, происходящие в деле о банкротстве. Таким образом, законодатель устанавливает баланс интересов должника и его кредиторов в целях обеспечения устойчивости гражданского оборота и защиты прав его участников. Причем этот баланс зависит от общих ориентиров законодательства, которое, в свою очередь, отражает интересы экономики, требующие в тот или иной момент своего развития большей или меньшей защиты либо кредиторов, либо должников9.
Наблюдение, в отличие от иных процедур, применяемых в деле о банкротстве, является обязательной процедурой. Рассмотрев требования заявителя к должнику и признав их обоснованными, суд принимает определение, в котором указывается о введении наблюдения (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве 2202 г.). Наблюдение не вводится только в случае оставления заявления без рассмотрения и прекращения производства по делу о банкротстве10.
Закон о банкротстве 1998 г. устанавливал также обязательность процедуры наблюдения в делах о банкротстве. Судебно-арбитражная практика, основанная на применении этого Закона, исходила из того, что если дело о банкротстве проходило без введения процедуры наблюдения, то соответствующие судебные акты, которыми фиксировались этапы конкурсного процесса, были незаконными и отменялись вышестоящей инстанцией11.
Процедура рассмотрения заявления происходит в соответствии с правилами ст. 48 Закона о банкротстве, которые, в свою очередь, подчинены нормам арбитражного процессуального законодательства, регулирующего порядок разбирательства судебных дел, за изъятиями, установленными законодательством о банкротстве12.
Решение арбитражного суда о введении наблюдения завершает стадию проверки обоснованности заявления требований кредитора (кредиторов) к должнику либо заявления самого должника о банкротстве. Принимаемый судом акт, которым завершается наблюдение, может быть одним из следующих: признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения; отказ во введении наблюдения и оставление заявления без рассмотрения; отказ во введении наблюдения и прекращение производства по делу. Судебный акт оформляется в виде определения, которое в любом случае может быть обжаловано.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (в редакции от 25 июня 2012 г.) 13 определения, принимаемые арбитражным судом при рассмотрении дел о банкротстве и обжалование которых предусмотрено федеральным законодательством отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней с момента их вынесения. В новом Законе о банкротстве оказались реализованными предложения ученых-юристов о необходимости ограничения инстанций, пересматривающих судебные акты в конкурсном процессе.
Обжалование указанных определений не приостанавливает их исполнения.
По общему правилу моментом начала наблюдения является дата вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, которое подлежит немедленному исполнению.
Срок, предусмотренный для рассмотрения дела о банкротстве, составляет семь месяцев. Таким образом, процедура наблюдения должна быть завершена в течение семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
С принятием Закона о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения не применяется в отношении кредитных организаций. Как было разъяснено в информационном письме ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"14, после введения в действие Закона о банкротстве процедура наблюдения, установленная в действующей редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций не подлежит применению.
Итак, по своей сути наблюдение скорее не является процедурой, применяемой в деле о банкротстве, как таковой, а представляет собой по аналогии с исковым производством стадию подготовки дела к судебному разбирательству, позволяющую определить финансовое состояние должника и его способность удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей на момент принятия заявления о признании должника банкротом.
Введение наблюдения влечет
Информация о работе Ннаблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)