Ннаблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
1) раскрыть понятие и основание процедуры наблюдения;
2) проследить последствия введение наблюдения;
3) обозначить правовое положение должника;
4) определить правовое положение временного управляющего;
5) рассмотреть созыв первого собрания кредиторов;
6) охарактеризовать окончание наблюдения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………...………………...…...6
1.1. Понятие и основание процедуры наблюдения..……………………………6
1.2. Последствия введение наблюдения………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО………………………………………………………………...13
2.1. Правовое положение должника..…………………………………………...13
2.2. Правовое положение временного управляющего….……………………..18
ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ И ОКОНЧАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ…...26
3.1. Созыв первого собрания кредиторов…..…………………………………...26
3.2. Окончание наблюдения……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……….…..33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО. НАБЛЮДЕНИЕ КАК ПРОЦЕДУРА (БАНКРОТСТВА)..doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Окончание наблюдения

           

          Процесс завершения наблюдения  имеет две стадии. Во-первых, первое  собрание кредиторов принимает  соответствующее решение, что  является основанием для принятия  арбитражным судом судебного  акта. Наблюдение может завершиться  принятием одного из четырех следующих решений: введение финансового оздоровления; введение внешнего управления; признание должника банкротом и открытие конкурсного производства; утверждение мирового соглашения и прекращение производства по делу о банкротстве32.

В том случае, если первое собрание кредиторов не приняло решения  о применении в отношении должника одной из процедур банкротства, арбитражный  суд должен отложить рассмотрение дела с учетом общего семимесячного срока  рассмотрения дела о банкротстве.      Данная норма является новеллой. Ранее действующее законодательство о банкротстве не предусматривало обязанности арбитражного суда откладывать рассмотрение дела в случае, если первое собрание кредиторов не приняло решения по результатам проведения процедуры наблюдения33.

           Однако, если сроки рассмотрения  дела не позволяют отложить  судебное заседание, арбитражный  суд принимает решение о введении  одной из последующих процедур  банкротства в зависимости от  оценки состояния должника, сделанной  в результате проведения наблюдения. Введение той или иной процедуры в этом случае оговорено рядом условий34.

Так, принятие арбитражным  судом определения о введении финансового оздоровления возможно только при наличии ходатайства  учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьего лица или третьих лиц.

           Вторым условием введения финансового  оздоровления является предоставление  обеспечения исполнения обязательств  должника в соответствии с графиком погашения задолженности35.

При этом, в-третьих, размер обеспечения исполнения обязательств должника должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%.

Следует заметить, что  в Законе о банкротстве не указывается, кто может выступать в качестве лица, предоставляющего обеспечение исполнения обязательств. Таковыми субъектами могут быть как лица, участвующие в деле о банкротстве, так и третьи лица.

В связи, с чем представляется целесообразным дополнить п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве абзацем 3 следующего содержания: «в качестве лица, предоставляющего обеспечение исполнения обязательств могут быть как лица, участвующие в деле о банкротстве, так и третьи лица».

          Четвертым условием введения  финансового оздоровления в данном  случае является требование к  графику погашения задолженности,  который должен предусматривать  начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредитора ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов36. По смыслу ст. 75 Закона о банкротстве, без ходатайства указанных категорий лиц арбитражный суд не вправе применять к должнику такую процедуру, как финансовое оздоровление.

В том случае, если у  суда отсутствуют основания для  введения процедуры финансового оздоровления, но при этом есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления. В данном случае в Законе о банкротстве отсутствуют указания на круг субъектов, которые имеют право выступить с ходатайством о введении внешнего управления. По смыслу Закона о банкротстве, арбитражный суд в данном случае выступает инициатором введения этой процедуры банкротства37.

            Принятие первым собранием кредиторов  решения о необходимости введения  внешнего управления или о  признании должника банкротом  и об открытии конкурсного  производства вовсе не означает  того, что суд обязан согласиться  с таким решением. При определенных условиях, несмотря на ходатайство первого собрания кредиторов о введении внешнего управления или и о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может ввести в отношении должника процедуру финансового оздоровления. Однако такое решение суд может принять только при наличии следующих условий: во-первых, ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, третьих лиц и, во-вторых, при предоставлении в качестве обеспечения обязательств должником банковской гарантии в соответствии с графиком погашения задолженности38.

При этом банковская гарантия должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%, а график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с начала удовлетворения требований кредиторов.

Моментом прекращения  наблюдения является дата принятия судом  одного из следующих решений: введение финансового оздоровления, введение внешнего управления, признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

           При этом, если арбитражный управляющий  не был назначен с введением  новой процедуры, суд возлагает  исполнение этих обязанностей на временного управляющего, которому поручает провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе СРО, из числа которой должен быть выбран и утвержден арбитражный управляющий39.

Итак, окончание наблюдения связано с рассмотрением дела по существу и вынесением определения (принятием решения) о введении в отношении должника одной из следующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, либо прекращением производства по делу. При этом основанием вынесения судебного акта арбитражным судом является решение первого собрания кредиторов должника.

 

 

         

         

         

         

         

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В результате проведенного исследование  наблюдения как процедуры несостоятельности  (банкротства), автор данной работы  пришел к следующим выводам:

1. По своей сути наблюдение скорее не является процедурой, применяемой в деле о банкротстве, как таковой, а представляет собой по аналогии с исковым производством стадию подготовки дела к судебному разбирательству, позволяющую определить финансовое состояние должника и его способность удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей на момент принятия заявления о признании должника банкротом.

2. Все последствия  введения наблюдения, влекут ограничения  для должника в распоряжении собственными средствами. С целью реализации указанных ограничений определение о введении наблюдения должно быть направлено в указанные регулирующие органы.

3. Руководитель должника, хоть и с ограничениями, но  продолжает осуществлять свои  полномочия, поскольку дело о банкротстве еще не рассмотрено судом по существу и должник не признан банкротом.

Введение наблюдения влечет ограничение правоспособности должника по совершению отдельных видов  сделок. Это связано с целью  предотвращения совершения действий со стороны руководителей должника, направленных на ухудшение его финансового состояния и, как следствие, препятствие удовлетворению требований кредиторов в полном объеме.

Также с целью недопущения  ухудшения финансового состояния  должника и сохранности его имущества предусмотрены ограничения на ряд полномочий органов управления должника, которые в обычных условиях относятся к их компетенции. Следует особо обращает внимание на ограничение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия. Законодательно закреплена обязанность руководителя должника по предоставлению временному управляющему бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника.

4. Помимо прав, предусмотренных  ст. 66 Закона о банкротстве, временный  управляющий имеет права, установленные ст. 20.3 Закона о банкротстве для всех арбитражных управляющих.

Обязанности временного управляющего корреспондируют его  правам. Так, обязанность принимать  меры по обеспечению сохранности имущества должника корреспондирует праву временного управляющего обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника. Обязанность проводить анализ финансового состояния должника корреспондирует праву получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, и т.д.

Обязанность по предоставлению указанных документов обусловлена  тем, что они представляют собой  заключение профессионала, являющееся основным доказательством для суда и основанием для принятия им того или иного судебного акта.

5. Созыв, организация  и проведение первого собрания  кредиторов являются непосредственной  обязанностью временного управляющего. Оно созывается исключительно  по его инициативе и по общему  правилу проводится по месту нахождения должника. Вместе с тем временным управляющим может быть определено иное место проведения первого собрания.

Участниками первого  собрания кредиторов с правом голоса являются те кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения и включены в реестр требований кредиторов должника на основании определения арбитражного суда. Следует отметить, что неуведомление кого-либо из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов может повлечь за собой признание решений собрания недействительными, поскольку именно эти лица обладают правом голоса.

6. Окончание наблюдения  связано с рассмотрением дела  по существу и вынесением определения  (принятием решения) о введении в отношении должника одной из следующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, либо прекращением производства по делу. При этом основанием вынесения судебного акта арбитражным судом является решение первого собрания кредиторов должника.

        Кроме того, выявлен ряд пробелов наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и внесены предложения по их устранению, основные из них сводятся к следующему:

        1. Следует отметить, что Законом о банкротстве не указывается, на кого именно возлагается обязанность по извещению указанных органов о введении наблюдения в отношении должника - арбитражный суд, вынесший такое определение, или утвержденного временного управляющего. На практике, как правило, данную функцию осуществляет временный управляющий. В связи, с чем представляется целесообразным дополнить п.2. ст. 63 Закона о банкротстве абзацем 2 следующего содержания: «Обязанность по извещению указанных органов о введении наблюдения в отношении должника - арбитражный суд, вынесший такое определение, или утвержденного временного управляющего, возлагается на временного управляющего».

        2. Следует отметить, что Закон о банкротстве не устанавливает обязанности учредителей (участников) должника провести собрание с указанной повесткой дня, так же как не устанавливает обязанности собственника имущества должника - унитарного предприятия обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующими предложениями. Это право указанных категорий лиц является своеобразным шансом, предоставляемым законом учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества, повлиять на судьбу решений, принимаемых в отношении должника, с целью его финансового оздоровления.

           В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным дополнить п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве словами «учредители (участники)» и изложить в следующей редакции: «Руководитель и учредители (участники) должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов».

          3. Следует заметить, что в Законе о банкротстве не указывается, кто может выступать в качестве лица, предоставляющего обеспечение исполнения обязательств. Таковыми субъектами могут быть как лица, участвующие в деле о банкротстве, так и третьи лица.

           В связи, с чем представляется  целесообразным дополнить п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве абзацем  3 следующего содержания: «в качестве  лица, предоставляющего обеспечение  исполнения обязательств могут  быть как лица, участвующие в деле о банкротстве, так и третьи лица».

Информация о работе Ннаблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)