Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
1) раскрыть понятие и основание процедуры наблюдения;
2) проследить последствия введение наблюдения;
3) обозначить правовое положение должника;
4) определить правовое положение временного управляющего;
5) рассмотреть созыв первого собрания кредиторов;
6) охарактеризовать окончание наблюдения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………...………………...…...6
1.1. Понятие и основание процедуры наблюдения..……………………………6
1.2. Последствия введение наблюдения………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО………………………………………………………………...13
2.1. Правовое положение должника..…………………………………………...13
2.2. Правовое положение временного управляющего….……………………..18
ГЛАВА 3. СОБРАНИЕ КРЕДИТОРОВ И ОКОНЧАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ…...26
3.1. Созыв первого собрания кредиторов…..…………………………………...26
3.2. Окончание наблюдения……………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……….…..33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………37
Статья 63 Закона о банкротстве предусматривает исчерпывающий перечень последствий вынесения определения о введении наблюдения в отношении должника. Главным нововведением Закона о банкротстве 2002 г. стало положение о возможности для кредиторов предъявить свои требования к должнику только через суд. То есть требования кредиторов в заявленном размере могут быть включены в реестр требований кредиторов должника только на основании вступивших в законную силу судебных актов. Новая редакция Закона о банкротстве 2002 г. внесла изменения в указанный перечень. Так абзац о запрете выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, впервые введенный в Законе о банкротстве 2002 г., утратил силу. Вместе с тем введены два новых абзаца: о недопущении изъятия собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества и недопущении выплаты дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника16. Кроме того, статья 63 акцентирует внимание на неприменение установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику в отношении задолженности по текущим платежам. Данная задолженность подлежит взысканию в порядке искового производства.
Правовые последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, предусмотренные в абз. 2 - 4 п. 1 статьи 63 Закона о банкротстве, по сути, имеют процессуальный характер, поскольку говорят об особом режиме процедуры предъявления имущественных требований к должнику. С момента введения наблюдения требования к должнику не могут быть предъявлены в порядке, установленном процессуальным законодательством (например, в рамках искового производства или в рамках исполнительного производства); порядок предъявления таковых имущественных требований подчиняется процедуре, установленной законодательством о банкротстве.
Кроме того, значительно сужается объем правосубъектности должника, так как устанавливается запрет на совершение ряда действий, связанных с возможностью отчуждения имущества, принадлежащего должнику (запрет на выдел доли, на выкуп акций, выплату действительной стоимости доли, выплату дивидендов по эмиссионным ценным бумагам, на совершение зачета однородного встречного требования). В том случае, если указанные действия осуществляются, они не влекут юридических последствий, а имущество, отчужденное вследствие таких действий, подлежит возврату в имущественную массу должника.
В п. 2 статьи 63 Закона о банкротстве предусмотрены организационные меры, принимаемые арбитражным судом и направленные на обеспечение подготовки проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Эти меры препятствуют возможности несанкционированного отчуждения имущества должника: уведомление о введении наблюдения кредитных организаций, с которыми у должника заключен договор банковского счета, уведомление суда общей юрисдикции, главного судебного пристава по месту нахождения должника, а также его филиалов и представительств, уведомление уполномоченных органов17.
Итак, все последствия введения наблюдения, влекут ограничения для должника в распоряжении собственными средствами. С целью реализации указанных ограничений определение о введении наблюдения должно быть направлено в указанные регулирующие органы.
Следует отметить, что Законом о банкротстве не указывается, на кого именно возлагается обязанность по извещению указанных органов о введении наблюдения в отношении должника - арбитражный суд, вынесший такое определение, или утвержденного временного управляющего. На практике, как правило, данную функцию осуществляет временный управляющий. В связи, с чем представляется целесообразным дополнить п.2. ст. 63 Закона о банкротстве абзацем 2 следующего содержания: «Обязанность по извещению указанных органов о введении наблюдения в отношении должника - арбитражный суд, вынесший такое определение, или утвержденного временного управляющего, возлагается на временного управляющего».
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНИКА И ВРЕМЕННОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Пункт 1 ст. 64 Закона о банкротстве текстуально воспроизводит п. 1 ст. 58 Закона о банкротстве 1998 г. Это не случайно. Поскольку общий смысл такой процедуры, как наблюдение, свидетельствует о том, что на момент ее введения, как правило, отсутствуют формальные основания признания должника банкротом, то нет необходимости отстранения в этот период руководителей должника (за исключением специально оговоренных в Законе случаев, связанных с недобросовестными действиями руководителя должника). Однако указанное обстоятельство не исключает возможности злоупотреблений со стороны руководителей должника, вследствие чего законодатель предусмотрел определенные формы контроля за их действиями. Этот контроль сводится к проверке целесообразности отчуждения имущества, принадлежащего должнику, и необходимости иных форм участия в гражданском обороте, которые могут привести к отчуждению имущества18. В качестве юридической формы такого контроля предусматривается дача письменного согласия временным управляющим на совершение руководителем должника определенных юридически значимых действий.
Кроме того, одной из предупредительных мер в отношении возможной недобросовестности руководителя должника является право временного управляющего ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении его от должности (ст. 69 Закона о банкротстве). Однако такое ходатайство должно быть мотивировано ссылками на нарушение руководителем должника законодательства о банкротстве.
В п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве установлены материально-правовые последствия, наступающие в результате принятия арбитражным судом определения о введении наблюдения. Эти последствия сводятся к ограничению правосубъектности должника, поскольку тот существенно ограничивается в возможности устанавливать, изменять и прекращать собственными действиями гражданские права и обязанности. Кроме того, помимо запретов на совершение гражданско-правовых сделок органам управления должника воспрещается совершать действия, которые могут повлечь изменение статусности должника. Такой запрет распространяется на реорганизацию должника, его ликвидацию, учреждение им новых юридических лиц, филиалов, представительств и т.п. Статусные изменения юридического лица неизбежно влекут изменение его имущественной основы, в связи с чем и установлены указанные запреты.
Помимо установленных ограничений правосубъектности должника на него в случае введения процедуры наблюдения возлагаются и определенные обязанности. Эти обязанности не имеют непосредственных материально-правовых последствий и сводятся к последствиям процедурного характера: руководитель должника обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника или к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных, предусмотренных законодательством о банкротстве, вопросов19. Обращение учредителей (участников) должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия к первому собранию кредиторов с соответствующими предложениями происходит в порядке, предусмотренном ст. ст. 76, 77 Закона о банкротстве.
Следует отметить, что Закон о банкротстве не устанавливает обязанности учредителей (участников) должника провести собрание с указанной повесткой дня, так же как не устанавливает обязанности собственника имущества должника - унитарного предприятия обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующими предложениями. Это право указанных категорий лиц является своеобразным шансом, предоставляемым законом учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества, повлиять на судьбу решений, принимаемых в отношении должника, с целью его финансового оздоровления.
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным дополнить п. 4 ст. 64 Закона о банкротстве словами «учредители (участники)» и изложить в следующей редакции: «Руководитель и учредители (участники) должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов».
В п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве установлен перечень сделок, которые могут быть совершены органами управления должника исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. Кроме того, после введения процедуры наблюдения арбитражный суд вправе запретить совершать без согласия временного управляющего и иные сделки, т.е. сделки20, не предусмотренные в ст. 64 Закона о банкротстве (п. 2 ст. 46 Закона о банкротстве). В Законе о банкротстве ничего не говорится о том, кто может выступить инициатором введения этих ограничительных мер, однако представляется, что это может быть сделано по ходатайству как временного управляющего, так и лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Представляется, что по собственной инициативе арбитражный суд не может запретить совершать сделки, не предусмотренные ст. 64 Закона о банкротстве поскольку введение указанных ограничительных мер обусловлено необходимостью дополнительного экономического анализа состояния должника, проводить который суд не может.
Поскольку требование о совершении указанных сделок с согласия временного управляющего установлено законом, в случае нарушения этого требования (совершение сделки органом управления без письменного согласия временного управляющего), такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Совершение соответствующих сделок не влечет правовых последствий даже в случае их последующего одобрения со стороны временного управляющего и не требует специального признания их недействительности судом21.
С принятием нормы, содержащейся в п. 5 ст. 64 Закона о банкротстве (а также в ст. 114 Закона о банкротстве), положен конец проходившей в юридической литературе дискуссии о праве должника произвести увеличение своего уставного капитала путем размещения дополнительных акций в период осуществления процедур банкротства22. Отныне эмиссия и размещение дополнительных акций в ходе реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве, рассматриваются как один из важных способов восстановления платежеспособности должника - юридического лица и его финансового оздоровления.
Статья 64 Закона о банкротстве содержит условия, при которых размещение дополнительных обыкновенных акций в период проведения дела о банкротстве может быть осуществлено. Во-первых, источником такого размещения могут быть только дополнительные вклады учредителей (участников) и третьих лиц. Во-вторых, размещение должно быть осуществлено в форме закрытой подписки путем выпуска дополнительных обыкновенных акций. В-третьих, при выпуске акций должен быть соблюден порядок увеличения уставного капитала, установленный федеральным законодательством и учредительными документами должника (т.е. учтены нормы акционерного законодательства). И, в-четвертых, государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.
Установление указанного права является эффективным способом восстановления платежеспособности должника и является по своей экономической сути оздоровительной процедурой, при помощи которой должник может решить временно возникшие трудности путем привлечения дополнительных финансовых ресурсов23.
Итак, руководитель должника, хоть и с ограничениями, но продолжает осуществлять свои полномочия, поскольку дело о банкротстве еще не рассмотрено судом по существу и должник не признан банкротом.
Введение наблюдения влечет ограничение правоспособности должника по совершению отдельных видов сделок. Это связано с целью предотвращения совершения действий со стороны руководителей должника, направленных на ухудшение его финансового состояния и, как следствие, препятствие удовлетворению требований кредиторов в полном объеме.
Также с целью недопущения ухудшения финансового состояния должника и сохранности его имущества предусмотрены ограничения на ряд полномочий органов управления должника, которые в обычных условиях относятся к их компетенции. Следует особо обращает внимание на ограничение полномочий собственника имущества должника - унитарного предприятия. Законодательно закреплена обязанность руководителя должника по предоставлению временному управляющему бухгалтерских и иных документов, отражающих экономическую деятельность должника.
Статьи 65 - 67 Закона о банкротстве определяют правовой статус временного управляющего, объем его прав и обязанности при осуществлении процедуры наблюдения. Кроме того, правовой статус временного управляющего определяется ст. ст. 20 - 20.6 Закона о банкротстве.
При назначении временного управляющего учитываются требования, предъявляемые к арбитражным управляющим. В качестве общих требований к арбитражным управляющим предусмотрено три основных требования: а) он должен быть гражданином Российской Федерации; б) он должен являться членом одной из СРО; в) он должен быть утвержден в своей должности решением арбитражного суда. Кроме того, временный управляющий должен отвечать требованиям, установленным ст. 20 Закона о банкротстве, а при наличии соответствующего волеизъявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа (собрания кредиторов) - и требованиям, установленным в ст. 20.2 Закона о банкротстве.
Установлены следующие основания, по которым временный управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей. Такие основания разделены на две группы: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим своих обязанностей и 2) выявление обстоятельств, препятствующих утверждению данного лица временным управляющим (включая случаи, когда такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим). Кроме того, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные случаи, когда временный управляющий может быть отстранен от исполнения своих обязанностей24.
Информация о работе Ннаблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)