Нотариальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в выявлении правовых проблем организации и порядка деятельности нотариата и субъектов нотариального права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить историю становления законодательного регулирования нотариата в России;
рассмотреть понятие «нотариальное право»;
рассмотреть участников нотариального производства;
рассмотреть как осуществляют субъекты нотариального права свои правомочия и какие правовые проблемы при этом возникают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА ……………………5
1.1 История становления законодательного регулирования нотариата в России ……5
1.2 Понятие нотариального права и субъектов нотариального права. Правовой статус нотариуса ………………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нотариуса
2.2 Перспективы развития законодательства о нотариате
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУБЪЕКТАМИ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА СВОИХ ПРАВОМОЧИЙ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ……………………………….39
2.1 Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц ……39
2.2 Другие проблемы современного нотариата ……………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………56

Файлы: 1 файл

Нотариальное право в Российской Федерации.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Ликвидации нотариата  помешал переход к Новой экономической  политике, в связи с чем, вновь  было обращено внимание к нотариату  со стороны органов Советской  власти. Так, 2 августа 1921 года издается Декрет Совета народных комиссаров, которым устанавливается, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций.

14 мая 1926 года Центральный  исполнительный комитет и Совет  народных комиссаров СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате.

Со временем, по мере изменения и развития экономических и социальных условий, росло значение нотариата. Совершенствовалось материальное и процессуальное законодательство. В республиканское законодательство о нотариате включались необходимые уточнения и изменения. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции утверждались 30 июля 1930 года, 31 декабря 1947 года, 30 сентября 1965 года. Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 года приняла «Закон СССР о государственном нотариате». Спустя почти 20 лет в Россию вернулся свободный нотариат – 11 февраля 1993 года Верховным Советом российской Федерации приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. В настоящей работе мы рассмотрим современное положение субъектов нотариального права.

 

 

1.2 Понятие нотариального права и субъектов нотариального права. Правовой статус нотариуса

 

Необходимость реформы нотариата в России обуславливает развитие нотариального права как самостоятельной отрасли. Например, В.В. Ярков, говоря о нотариальном праве, признает его комплексной отраслью. Той же позиции придерживаются Г. Черемных и И. Черемных в своем учебнике «Нотариальное право Российской Федерации».

Означает ли это, что  нотариальное право - комплексная отрасль  права? Исторически введение «комплексной»  отрасли права как структурной  единицы системы права связывается с выделением в ней «первичных» и «вторичных» правовых образований, «традиционных» и «комплексных» отраслей права. В свое время не было четкого разграничения системы права и системы законодательства, поэтому комплексный характер отраслей системы законодательства переносился на отрасли права. Представляется, что «концепция нотариального права как комплексной отрасли не направлена на дальнейшее развитие российской системы права и не отражает ее современных тенденций».4

В юридической литературе высказывается мнение о необходимости построения системы законодательства в соответствии с системой права, а не наоборот.

В теории существует общее  понимание взаимоотношения системы  права и системы законодательства. Если в системе права не может  быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сфере государственного управления. Например, комплексными являются сельскохозяйственное, торговое, хозяйственное законодательство. Поэтому нет веских оснований утверждать, что нотариальное право - комплексная отрасль.

«Самостоятельность» нотариального  права обосновывается общепринятой в теории права точкой зрения, что  в основе формирования каждой отрасли  права лежат предмет и метод  правового регулирования. Правовые нормы, которые регулируют качественно  однородный вид общественных отношений объединяются отраслью права. Следовательно, под предметом правового регулирования понимается обособленная группа общественных отношений, регулируемая определенной отраслью права. Исходя из этих теоретических предпосылок, можно определить, что предмет нотариального права - сформировавшаяся обособленная группа общественных отношений по поводу нотариальной деятельности. Нормы нотариального права воздействуют на несколько видов отношений.

Во-первых, на общественные отношения, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью. Во-вторых, самостоятельную группу общественных отношений нотариального права составляют нотариальные действия, результат которых - нотариальный акт. В-третьих, нотариально-процессуальные отношения, характеризующие порядок осуществления отдельных видов нотариальных производств. В-четвертых, предметом нотариального права являются отношения по организации сотрудничества с нотариатом зарубежных стран.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что нотариальное право - это самостоятельная отрасль системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу нотариальной деятельности, с присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками права.

Субъектами правовых отношений в системе нотариата  в Российской Федерации являются с одной стороны:

1. Нотариус:

а) работающий в государственной нотариальной конторе;

б) занимающийся частной практикой;

  1. Помощник нотариуса;
  2. Лицо, исполняющее обязанности нотариуса;
  3. Стажер;
  4. Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия;
  5. Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия.

В Российской Федерации нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой.

Как отмечает В. Герасимов, значительные препятствия на пути использования  преимуществ нотариата коренятся  и в неверном понимании сущности нотариата. Слово «частный», благодаря советской пропаганде ставшее ругательным, вводит в заблуждение не только граждан, но порой и представителей власти. Термин «частный» в сочетании с термином «нотариус» означает отсутствие затрат государственной казны на обеспечение законных прав граждан, а также персональную ответственность и заинтересованность нотариуса в результатах этого благого дела.5

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) декларируют единство задач, принципов, содержания и порядка осуществления нотариальных действий, выполняемых частнопрактикующими нотариусами и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса, единый порядок назначения его на должность.

«Нотариусы, независимо от того, являются ли они государственными или занимаются частной практикой, имеют, по общему правилу, равные права, т.е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные ими документы имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени Российской Федерации».6

Частнопрактикующие нотариусы вправе совершать любые нотариальные действия за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества.

Только при  отсутствии в нотариальном округе государственной  нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 36 Основ).

В случае, когда в населенном пункте отсутствуют нотариусы, обязанность совершать нотариальные действия возлагается на должностных лиц органов исполнительной власти. При этом совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти на кого-то из должностных лиц аппарата.

Нотариальные действия осуществляют за границей должностные лица консульских учреждений. В их компетенцию входит совершение почти всех нотариальных действий.

Законодательными  актами Российской Федерации перечень нотариальных действий, совершаемых  должностными лицами органов исполнительной власти, может быть расширен. К уполномоченным должностным лицам следует отнести  и главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других стационарных лечебно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов. Инструкцией Министерства юстиции СССР от 20.06.1974, согласованной с Минздравом СССР и министерствами соцобеспечения союзных республик, о порядке удостоверения завещаний названным лицам предоставлено право удостоверять завещания граждан, находящихся на излечении в этих больницах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях или проживающих в указанных домах для престарелых и инвалидов.

Завещания, удостоверенные должностными лицами лечебных учреждений, приравниваются к нотариально удостоверенным документам. При этом один экземпляр  завещания выдается на руки завещателю, а второй передается (пересылается) в государственную нотариальную контору по месту жительства завещателя.

В 1974 году Министерством  юстиции СССР были утверждены инструкции аналогичного содержания в отношении  иных должностных лиц. Это: Инструкция о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов или судов внутреннего плавания, Инструкция о порядке удостоверения завещаний начальниками разведочных, арктических и других подобных им экспедиций.

Названные инструкции согласованы с соответствующими министерствами и являются действующими. Завещания, удостоверенные капитанами судов и начальниками экспедиций, приравниваются к нотариально удостоверенным.

Мы считаем, что к системе органов нотариата следует отнести главных врачей, их заместителей по медицинской части, дежурных врачей больниц, других санитарно-профилактических учреждений, санаториев, а также директоров и главных врачей домов для престарелых и инвалидов, которым представлено право удостоверения завещаний, также, например, завещания вправе удостоверять командиры воинских частей. Завещания, удостоверенные этими лицами, приравниваются к нотариально удостоверенным документам.

Гражданский кодекс Российский Федерации7 приравнивает к нотариально удостоверенным ряд доверенностей, удостоверенных должностными лицами. К ним относятся доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы. Администрация учреждений социальной защиты населения или руководитель (заместитель) соответствующего органа социальной защиты вправе удостоверять доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в этих учреждениях, следовательно, руководителей этих учреждений можно отнести к системе нотариата.

Таким образом, ниже мы приводим краткую  характеристику субъектов нотариального права.

1) Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой

Характеристика правового  статуса нотариуса будет дана нами ниже в пункте 1.3.

2) Помощник нотариуса

Приобретение профессии нотариуса начинается с работы стажером. Затем после успешной сдачи квалификационного экзамена лицо получает статус помощника нотариуса.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе производится органом юстиции, а назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, - нотариальной палатой.

Помощником нотариуса может быть назначено только лицо с высшим юридическим образованием. Помощник нотариуса помимо диплома о высшем юридическом образовании также должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке.

Помощник нотариуса  вправе по поручению нотариуса участвовать  в совершении нотариальных действий, составлять проекты сделок, заявлений  и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, исполнять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязанности нотариуса в случае его временного отсутствия, а также выполнять иные поручения нотариуса по обеспечению нотариальной деятельности.

Тем не менее помощник нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. Он также имеет право вести консультационную работу, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п. Однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.

Трудовой договор, заключаемый с помощником нотариуса органом юстиции или с нотариальной палатой, определяет его права и обязанности.

3) Лицо, исполняющее обязанности нотариуса

Согласно ст. 20 Основ  законодательства РФ о нотариате  лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса  органом юстиции совместно с  нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года.

Информация о работе Нотариальное право РФ