Нотариальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в выявлении правовых проблем организации и порядка деятельности нотариата и субъектов нотариального права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить историю становления законодательного регулирования нотариата в России;
рассмотреть понятие «нотариальное право»;
рассмотреть участников нотариального производства;
рассмотреть как осуществляют субъекты нотариального права свои правомочия и какие правовые проблемы при этом возникают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА ……………………5
1.1 История становления законодательного регулирования нотариата в России ……5
1.2 Понятие нотариального права и субъектов нотариального права. Правовой статус нотариуса ………………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нотариуса
2.2 Перспективы развития законодательства о нотариате
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУБЪЕКТАМИ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА СВОИХ ПРАВОМОЧИЙ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ……………………………….39
2.1 Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц ……39
2.2 Другие проблемы современного нотариата ……………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………56

Файлы: 1 файл

Нотариальное право в Российской Федерации.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, закрепление  за нотариальными актами повышенной доказательственной и исполнительной силы является логичной и необходимой новеллой законопроекта.

Немаловажной перспективой развития нотариата является использование его потенциала в примирительных производствах (медиация).

По мнению большинства  авторов, медиация представляет собой самостоятельное разрешение конфликта его сторонами при поддержке нейтрального третьего лица, не обладающего полномочиями по разрешению спора. Это отличает медиатора не только от судьи (третейского или государственного суда), но и от посредника, который при разрешении спора представляет проект соглашения, который, в свою очередь, стороны конфликта принимают либо отклоняют. Особенность деятельности медиатора, в отличие от деятельности посредника, состоит в оказании помощи при поиске сторонами решения, которое было бы ориентировано не столько на их требования, сколько на интересы, лежащие в основе их позиций. Медиаторы исходят из того, что предъявленное требование представляет собой лишь «переход из проекции интересов в проекцию права». На первый план выходит осознание своих интересов, позволяющее заключить взаимоприемлемое соглашение.31

Принципы медиации, а  также такие характерные для медиации черты, как соблюдение абсолютного нейтралитета и беспристрастности, независимость от других лиц, повышенная ответственность за свои действия и ряд других, органически присущи нотариальной деятельности.

Представители разных профессий спорят о том, кто из них больше подходит к работе в качестве медиатора. По мнению М.Е. Бабич, это зависит от того, какое решение хотят принять сами стороны. Если участникам спора необходимо разъяснение правовых последствий возможного решения или даже указание на результат судебного разбирательства по этому вопросу, то участие медиатора с юридическими полномочиями является более целесообразным.32

Признавая потенциал  развития процедур медиации в нотариальной практике, О.В. Ситникова выделяет следующие преимущества проведения медиации при участии нотариуса по сравнению с разрешением спора сторонами самостоятельно, с привлечением каждой из них юристов или в судебном порядке:

- быстрота и невысокий размер издержек посравнению с разрешением спора в судебном порядке;

- высокий потенциал добровольной исполнимости достигнутого соглашения в силу авторитета, а в ряде случаев и исполнительной силы нотариального акта, а также вследствие самостоятельности сторон в процессе достижения согласия и высокой степени их влияния на результат;

- обеспечение конфиденциальности процесса достижения согласия, а также создание гарантий для сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в отношениях сторон после достижения результата.33

Следует отметить, что  в Германии допускается осуществление  функций медиатора нотариусами в рамках оказания юридической помощи. На основе принципов беспристрастности, нотариальной тайны и ответственности за результат нотариусы осуществляют функции медиатора как при удостоверении актов, так и при проведении специальных примирительных процедур (например, при некоторых категориях споров, связанных с вещными правами, с наследованием и т.п.). Участие нотариусов Российской Федерации в качестве посредников (медиаторов) возможно при разрешении споров, вытекающих, в частности, из брачно-семейных, жилищных, наследственных правоотношений.34

Важно подчеркнуть, что  использование в нотариальных конторах любых медиационных процедур может  снизить количество последующих  обращений в судебные инстанции, тем самым уменьшив нагрузку на суды, повысить эффективность и ускорить производство самих нотариальных действий, а также, во многих случаях уменьшить размер издержек при урегулировании спорной ситуации.35

Наиболее оптимальной  является позиция А.К. Большовой, В.В. Ралько, считающих возможным участие нотариуса в процедуре медиации в случае обращения к нему за утверждением достигнутого ими соглашения. Тогда этому соглашению придается обязательная сила, и оно может быть исполнено в принудительном порядке.36 Данная позиция объясняется неразвитостью медиативного способа разрешения правовых конфликтов в России на сегодняшний день. Нет соответствующих фирм или нотариусов, которые бы постоянно на профессиональной основе оказывали посреднические услуги. Также нет и доступных образовательных учреждений, которые бы готовили нотариусов к проведению посреднических процедур. И самое главное – в России среди нотариусов и других юристов еще не сформировалось мировоззрение, охватывающее концепцию сотрудничества при разрешении правовых конфликтов.

Современное состояние  общества в целом и правовой системы в частности позволяет выделить в науке следующие перспективы развития нотариата.

Во-первых, исключение нотариата из совместного ведения РФ и ее субъектов и включение его в ст. 71 Конституции РФ, предусматривающую предметы ведения Российской Федерации.37

Несмотря на важную роль в деятельности по реализации и охране прав и свобод, нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вместе с тем судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство находятся в ведении РФ.

Как показывает опыт других стран, федеративное устройство приводит к необходимости сотрудничества центра и составных частей федерации. Однако идентификация предметов совместного ведения РФ и ее субъектов является одной из актуальнейших проблем науки и практики. И.А. Умнова полагает, что это связано, прежде всего, с противоречивостью самой конституционной модели разграничения полномочий.38

Например, у законодателей  субъектов РФ имеется возможность дополнения законодательства о нотариате, что уже встречалось на практике.39 Проводимые исследования также подтверждают, что законы субъектов РФ по регулированию отношений в сфере нотариата не во всех положениях соответствуют федеральному законодательству.40 В конечном счете такое положение может привести к нарушениям прав и законных интересов граждан.

Вторым наглядным примером является указание в ст. 71 Конституции  РФ положения о том, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации. И это логично, так как право на защиту является одним из приоритетных в классификациях прав человека. В то же время, Основами законодательства о нотариате предусмотрено, что главной целью нотариата является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени Российской Федерации предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Таким образом, отнесение нотариата к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов представляется не совсем логичным и скорее обусловлено длительным выполнением нотариатом незначительных функций в недалеком прошлом. Внешние недостатки такого регулирования могут быть выявлены достаточно скоро.

Во-вторых, включение нотариата в систему органов и учреждений ювенальной юстиции.41

В соответствии со ст. 1 Основ  законодательства РФ о нотариате  нотариат осуществляет защиту прав и интересов граждан путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации, а следовательно, и прав детей. Однако в законопроектах, научных исследованиях, посвященных ювенальной юстиции, не предусматривается участие нотариуса в защите законных прав несовершеннолетних. По мнению И.М. Леженниковой, такое положение представляется не совсем верным, так как нотариус, совершая нотариальные действия, направленные на защиту законных прав и интересов ребенка, действует от имени государства, а не как частное лицо или представитель какого-либо государственного органа или учреждения. Такое право предоставлено ему законом,42 следовательно, нотариус может быть включен в систему органов и учреждений ювенальной юстиции. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России из всех субъектов ювенальной юстиции от имени государства действует только суд.

К нотариальным действиям, направленным на защиту законных прав ребенка, можно отнести: удостоверение сделок; выдачу свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего; удостоверение согласия родителей на выезд несовершеннолетнего ребенка за пределы РФ; удостоверение письменного обязательства собственников недвижимого имущества в связи с использованием «материнского капитала» и др.

Нужно заметить, что нотариус, в соответствии с правом, предоставленным ему законом, при совершении нотариальных действий одновременно осуществляет две функции. С одной стороны, он является гарантом прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – осуществляет контроль за правильностью применения органами опеки и попечительства норм законодательства, защищающих права ребенка. Кроме того, закон возлагает на нотариуса обязанность по охране прав и интересов еще не родившегося ребенка. Нотариус должен приостановить выдачу свидетельства о праве на наследство, при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника. Ребенок, родившийся после смерти наследодателя, включается в круг наследников.43

Таким образом, предлагается включить нотариуса в систему  ювенальной юстиции и законодательно закрепить это в Федеральном  законе, например, в законе «О ювенальной юстиции» или «О нотариате», так как нотариус, защищая права ребенка в ходе осуществления нотариальных действий, выступает от имени государства, так же как и суд.

В-третьих, совершение нотариальных действий исключительно нотариусами.44

В настоящее время  существует перспектива постепенного отказа законодателя от концепции квазинотариата, т.е. наделения непрофессиональных лиц правом совершения отдельных  нотариальных действий. В частности, по мнению Г.Г. Черемных, «не имеют никакого отношения к нотариату должностные лица консульских учреждений, местных органов власти, руководители военных частей, лечебных учреждений, мест лишения свободы и т.д., уполномоченные удостоверять лишь четко прописанные в законе документы, приравненные к нотариально удостоверенным, поскольку каждый из них входит в свою систему органов власти. Это настолько очевидно, что никаким новым законом изложенное опровергнуть просто невозможно».45

На Круглом столе  Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по правовым и судебным вопросам по теме «Современное состояние нотариата в РФ и проблемы его реформирования» были высказаны различные мнения участников в отношении перспектив квазинотариата. Так, Ю.С. Любимов указал, что «очень остро стоит вопрос о деятельности муниципальных органов, которые выполняют нотариальные функции по совершенно непонятным правилам... Поэтому сейчас мы в качестве рабочей схемы рассматриваем отказ от государственного нотариата с возложением обязанностей по поддержанию нотариальной функции в малонаселенных и труднодоступных регионах на само нотариальное сообщество». 46Также высказал суждение в отношении «совершения нотариальных действий «не нотариусами» Г.Б. Мирзоев; по его мнению, «нужно от этого потихоньку отказываться, пойти по пути создания мировых (нотариальных) участков. По аналогии с мировыми судьями».47

Следует отметить, что  совершение нотариальных действий должностными лицами муниципальных образований  далеко не лучший вариант организации  правовой помощи населению. Ошибки органов  местного самоуправления при совершении нотариальных действий уже проявляются на практике48 и свидетельствуют о противоречивости действующего законодательства в части предоставления права совершения нотариальных действий органам местного самоуправления, непрофессиональном совершении отдельных нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, могут послужить обоснованному сомнению в достоверности нотариального действия, препятствием в получении выписки из реестра для регистрации нотариальных действий, а также нивелируют цель поступления денежных средств в бюджет соответствующего уровня.49

Таким образом, в настоящее  время имеет место совершенно обоснованная перспективная концепция, согласно которой осуществление  нотариальной функции должно реализовываться исключительно нотариальным сообществом.

Представляется, что новое  законодательство о нотариате приведет к приданию гражданско-правовым отношениям стабильного и бесконфликтного характера и позволит добиться повышения уровня доверия граждан к этому правовому институту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Полномочия нотариуса

 

3.1 Общая характеристика  компетенции органов нотариата

 

Нотариусы и уполномоченные должностные лица осуществляют свои функции путем совершения определенных, точно обозначенных в законе нотариальных действий. Перечень этих действий приводится в гл. VIII Основ о нотариате. Однако, согласно ч.2 ст.35 Основ о нотариате, законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия. По содержанию и целям все предусмотренные Основами нотариальные действия могут быть разделены на следующие четыре группы:

а) удостоверение бесспорных фактов: сделок; верности копий документов и выписок из них, перевода документов с одного языка на другой; нахождения лица в живых или в определенном месте; тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

- времени предъявления  документа; передачи заявлений  и выдачи удостоверений об  этом принятия в депозит денежных  сумм и ценных бумаг; совершения  морских протестов; обеспечения доказательств;

б) удостоверение бесспорного  права: выдача свидетельств о праве  на наследство и о праве собственности  на долю в общем имуществе супругов;

Информация о работе Нотариальное право РФ