Нотариальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 08:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в выявлении правовых проблем организации и порядка деятельности нотариата и субъектов нотариального права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить историю становления законодательного регулирования нотариата в России;
рассмотреть понятие «нотариальное право»;
рассмотреть участников нотариального производства;
рассмотреть как осуществляют субъекты нотариального права свои правомочия и какие правовые проблемы при этом возникают.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА ……………………5
1.1 История становления законодательного регулирования нотариата в России ……5
1.2 Понятие нотариального права и субъектов нотариального права. Правовой статус нотариуса ………………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нотариуса
2.2 Перспективы развития законодательства о нотариате
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУБЪЕКТАМИ НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА СВОИХ ПРАВОМОЧИЙ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ……………………………….39
2.1 Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц ……39
2.2 Другие проблемы современного нотариата ……………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………56

Файлы: 1 файл

Нотариальное право в Российской Федерации.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня более 6500 нотариусов (90% от общего числа) осуществляют свою деятельность в Российской Федерации на небюджетной основе.

Вместе с  тем объективными факторами сохранения государственных нотариальных контор в отдельных регионах страны (в  основном это Север страны, Дальний  Восток, Сибирь) являются значительная территория, малая плотность населения, отсутствие достаточного экономического и имущественного оборота.

В таких условиях еще более важной видится задача организации конструктивного взаимодействия небюджетного нотариата как института  гражданского общества и органов государственной власти в целях реализации положений Конституции России о соблюдении и защите прав и свобод граждан.

 

 

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

 

2.1 Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующая деятельность нотариуса.

 

1. Основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;

2. Федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;

3. Законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;

4. Нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

5. Постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;

6. Акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;

7. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 22 января 1993 г.) и другие международные соглашения и договоры.

 

2.2 Перспективы развития законодательства  о нотариате

 

Действующая нормативно-правовая основа деятельности нотариата исчерпала свои возможности и не соответствует современному уровню правового и экономического развития страны.

Разрабатываемый Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой РФ проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» предусматривает качественно новый и более высокий по уровню подход к правовому регулированию нотариата в России.

Анализ положений данного законопроекта  позволяет выделить следующие возможные  перспективы использования потенциала нотариата.

Во-первых, введение на всей территории Российской Федерации небюджетной модели нотариата.

В настоящее время в соответствии с Основами законодательства РФ о  нотариате нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой (смешанная модель).

По состоянию на 1 января 2009 г. в  Российской Федерации действовали 7357 нотариусов, занимающихся частной  практикой, и 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. При этом наличие государственных нотариальных контор не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов. Например, в Республике Башкортостан и Республике Тыва, несмотря на значительное количество государственных нотариальных контор, имеются 7 вакантных должностей нотариуса. При наличии государственных нотариальных контор в Республике Саха (Якутия) из 82 должностей нотариусов 25 вакантны, в Магаданской области из 23

должностей вакантны 7.18

Связано это, прежде всего, с отсутствием законодательного урегулирования ряда вопросов, касающихся порядка открытия, деятельности и  упразднения государственных нотариальных контор. Возложение обязанности по их финансированию и материально-техническому обеспечению на субъекты Российской Федерации вызывает неопределенность при реализации функций исполнительных органов власти федерального уровня, в том числе, по открытию и упразднению государственных нотариальных контор и осуществлению контроля за их деятельностью, не предусмотрены основания принятия решения об открытии указанных контор, не решен вопрос об органе государственной власти, определяющем количество работающих в них нотариусов, неясен статус и порядок назначения на должность этих нотариусов, а также помощников, стажеров и других сотрудников, работающих в государственных нотариальных конторах.

Решение указанных вопросов невозможно при сохранении обязанности по финансированию и материально-техническому обеспечению государственных нотариальных контор за субъектами Российской Федерации, однако даже возложение этой обязанности на федеральный бюджет не снимет вопросов, касающихся статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.19

Следует согласиться  с мнением А.М. Азнаева, который считает, что «государственный нотариат функционирует как традиционная бюрократическая структура. В такой системе нотариусы – это чинов ники (агенты), которые получают заработную плату вне зависимости от результатов своей деятельности и не несут имущественной ответственности за нарушение норм права при ее осуществлении, в отличие от частного нотариата».20

В связи с изложенным, представляется целесообразным введение на всей территории Российской Федерации  небюджетной модели нотариата, при которой нотариус, статус которого определяется как публичная должность, осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации. Переход к данной модели может быть осуществлен одновременно или поэтапно в течение определенного срока. Таким образом, введение небюджетной модели нотариата на всей территории РФ позволит, во-первых, избежать двойственности статуса нотариата и, во-вторых, приблизиться к стандартам Международного союза латинского нотариата.

Необходимо отметить, что некоторые авторы выступают за продолжение работы государственных нотариальных контор. Так, по мнению О.В. Мананникова, для совершения нотариальных действий «в малонаселенных и труднодоступных районах» возможно сохранение существующего положения по легальному статусу государственных нотариальных контор и возложение обязанности не только по открытию и упразднению, но и по государственному финансированию нотариальных контор в таких районах на соответствующий контролирующий орган. Кроме того, автор отмечает, что «такой подход отражает специфику России по сравнению с другими странами латинского нотариата и учитывает менталитет российского общества».21

Следующей перспективой развития нотариата является возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации, присутствию на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления, распоряжения имуществом, более широкому использованию депозитов нотариусов и т.д.).22

Предоставляя нотариусам возможность комплексного оказания юридической помощи, следует понимать, что данная деятельность может осуществляться постольку, поскольку она связана непосредственно с совершением конкретного нотариального действия.23 Кроме того, отмечается, что нотариус не оказывает юридических услуг и не конкурирует с частными лицами, работающими на этом рынке.24

Установление возможности  комплексного оказания юридической  помощи нотариусом заинтересованным лицам  является одним из столпов проводимой реформы нотариата. В целях реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц предполагается, что нотариус будет иметь право осуществлять консультирование, собирать необходимые для совершения нотариального действия сведения путем получения юридически значимой информации от государственных органов, организаций, юридических и физических лиц, принимать меры к предотвращению споров, примирению сторон и осуществлению расчетов и совершать другие действия в соответствии с федеральным законодательством.

Следует отметить, что  ряд указанных полномочий был  установлен и ранее, в ст. 15 Основ  законодательства РФ о нотариате, однако не носил комплексного характера, не предполагал полного и едино-направленного осуществления действий по защите прав и интересов граждан и организаций.25 Новеллой законопроекта является возможность представления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, нотариусом при выполнении регистрационных и иных действий, с которыми закон связывает наделение нотариального акта полной юридической силой, и в иных случаях, предусмотренных законом.

По мнению некоторых  авторов в перечень обязанностей нотариуса не может входить бесплатное консультирование и по большому счету не может им осуществляться. Такая деятельность может осуществляться за рамками нотариальной деятельности иными юристами нотариальных палат. При этом правильнее было бы осуществлять консультирование за счет средств соответствующих бюджетов (по-видимому, местных), поскольку средства на бесплатное консультирование – это в конечном счете средства граждан, уплаченные за принятие нотариальных актов, которые обеспечивают гарантии гражданам и юридическим лицам. Бесплатное консультирование для одних приводит к росту расходов для других. Это не исключает необходимости разъяснения нотариатом содержания своей деятельности.26 Таким образом, консультирование граждан нотариусами осуществляется лишь в процессе подготовки нотариального акта и в связи с его содержанием.

Согласно принципам  латинского нотариата, основная функция нотариуса – придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса. Данное положение должно найти свое закрепление в законодательстве, устанавливающем, в свою очередь, доказательственную и исполнительную силу и публичное признание нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (с сохранением у лиц, участвующих в деле, права оспаривания данных нотариально оформленных документов).27 Данная мера позволит «разгрузить» суды, сэкономить время и материальные средства участников гражданских правоотношений.28

Ученые-теоретики небезосновательно полагают, что нотариальный акт, по сравнению с актом, совершенным в простой письменной форме, является более безопасным29 и имеет повышенную доказательственную силу.30 Прежде чем удостоверить нотариальный акт, нотариус непосредственно выполняет определенную последовательность нотариальных действий, посредством которой он устанавливает наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств. Все действия но тариуса фиксируются в реестре для регистрации нотариальных действий и в нарядах, предусмотренных номенклатурой дел для конкретного нотариального действия, например алфавитная книга учета завещаний. В нотариальном акте могут быть указаны и сведения о паспортных данных гражданина, наличии у него собственности на день удостоверения нотариального акта и иные сведения, имеющие в рассмотрении конкретного дела в суде чрезвычайно важное значение.

Информация о работе Нотариальное право РФ