Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 18:11, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать имеющиеся законоположения относительно правового регулирования охраны жизни и здоровья граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику охраны жизни и здоровья граждан;
рассмотреть правовые средства охраны жизни;
рассмотреть правовые средства охраны здоровья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 7
1.1. Жизнь и здоровье как объекты правовой охраны 7
1.2. Правовое регулирование охраны жизни и здоровья граждан 11
1.3. Понятие, сущность и система мер охраны жизни и здоровья 17
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ЖИЗНИ 23
2.1. Гражданско-правовые способы обеспечения благоприятной окружающей среды 23
2.2. Гражданско-правовые средства обеспечения радиационной безопасности граждан 32
2.3. Правовые проблемы применения эвтаназии 37
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ 48
3.1. Гражданско-правовые способы охраны здоровья в сфере оказания медицинских услуг 48
3.2. Правовые проблемы трансплантации органов и тканей человека 53
3. Правовые проблемы планирования семьи 57
3.4. Система правовых мероприятий по профилактике СПИД и ВИЧ-инфекции 63
3.5. Гражданско-правовые проблемы вакцинации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Анализ современного законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в сфере оказания медицинских услуг, и практика его применения свидетельствуют о том, что личность человека как таковая оказывается в достаточной степени незащищенной. Однако для того чтобы личные неимущественные неотъемлемые права человека приобрели реальное значение и содержание, необходимо определить их на уровне конкретных юридических прав и корреспондирующих им обязанностей. Иными словами, они требуют правовой конкретизации, т.е. развернутой юридической регламентации. С этой целью гл. 8 ГК РФ "Нематериальные блага и их защита" нуждается в пересмотре, который, на наш взгляд, должен выразиться в закреплении легальных определений таких понятий, как жизнь, здоровье, честь, достоинство, физическая (телесная) неприкосновенность, а также в определении содержания субъективных прав, имеющих своим объектом эти понятия (блага). Кроме того, необходимо внести изменения в ст. 2 ГК РФ, уточняющие предмет гражданско-правового регулирования личных неимущественных, не связанных с имущественными отношений, поскольку содержание российского законодательства, особенно в сфере здравоохранения, явно свидетельствует о том, что гражданское право осуществляет как регулятивную, так и охранительную функции в области личных неимущественных прав. Такая позиция поддерживается многими представителями науки гражданского права71.
Здоровье - это жизненное состояние, оно не может быть дано, а отнято или подорвано другими людьми может быть только косвенным образом. Смысла провозглашать право на здоровье нет, так же как нет смысла провозглашать право человека на мудрость или храбрость. Эти душевные и физические качества требуют от каждого, кто к ним стремится, дарования, постоянного внимания и усилий, а также дисциплины72.
В заключение работы подведем итоги проделанному исследованию.
1. Укрепление и защита здоровья
- важнейшее условие для
Ответственность государства за здоровье человека определяется путем признания здоровья одним из основных прав человека. И в то время как политические и гражданские права включают в себя "отрицательные обязательства" стран, права экономические, социальные и культурные подразумевают обязательства "положительного"' свойства.
2. Важным направлением в
Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.
3. В экономике по
Если в 18-19 веках в качестве одной из основных причин плохой работы здравоохранения называлась исключительно бедность населения, то в настоящее время, большинство исследователей, высказывая свое мнение о Российской Федерации, сходятся во мнении, что одной из основных причин утраты здоровья нации является «нигилизм здоровья и здорового образа жизни». В этой связи, на наш взгляд, одним из основных направлений современного здравоохранения должны быть развиты меры культурного и научного характера, провозглашаемые в легальном определении «здравоохранения».
Средствами СМИ, так и устоявшимися стереотипами среди населения, сформировавшего свои взгляды во времена бесплатного и развитого здравоохранения СССР, явно преувеличена роль собственномедицины в поддержании здоровья. Медицина как таковая лишь в незначительной степени ответственна за состояние здоровья населения. Давно известные данные ВОЗ о степени важности различных факторов в общественном здоровье не популяризуются (образ жизни-50%, состояние окружающей среды-20%, генетические факторы-20%, качество функционирования системы здравоохранении-10%).
Таким образом, одним из основных направлений в развитии здравоохранения всех категорий граждан – является пропаганда здорового образа жизни.
Нормативно-правовые акты
Специальная научная и учебная литература
1 Российская газета. 2007, 19 ноября.
2 В категорию «законодательство» включается система законодательных актов (законов), без включения совокупности подзаконных актов (Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, Ведомственных нормативных актов).
3 Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. - №2. -февраль 2009.
4 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.
5 Конвенция Международной Организации Труда №164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (Женева, 8 октября 1987 г.)
6 Конвенция Международной Организации Труда №120 о гигиене в торговле и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.)
7 Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) // Библиотечка Российской газеты. - выпуск №22 – 23. - 1999 г.
8 Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1993 г. - №6. - стр. 27.
9 Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.)
10 Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 27 марта 1997 г.) // Российская газета. - 12 мая 1997 г.
11 Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.) // Сборник международных договоров СССР. - М.: 1994 г., вып. XLVII.
12 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 19 августа 2003. - №33. - Ст. 1318.
13 Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21 сентября 1998 г. - №38. - Ст.4736.
14 Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 12 января 1998 г. - №2. - Ст. 219.
15 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 апреля 1999 г. - №14. - Ст. 1650.
16 Федеральный закон от 10 января 2002 г. №2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 января 2002 г. - №2. - Ст. 128.
17 Сальников В.П., Стеценко С.Г. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период // Журнал российского права. - №1. - январь 2008. – с.52.
18 Парягина О.А. Некоторые тенденции и проблемы развития российского законодательства о здравоохранении // Юридический вестник. – 2009. - №3.
19 Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 26 апреля 1993 г. - №17. - Ст. 1447.
20 Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 "О порядке признания граждан инвалидами" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 августа 1996 г. - №34. - Ст.4127.
21 Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2000 г. №1202-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11 сентября 2000 г. - №37. - Ст. 3734.
22 Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 ноября 2003 г. - №44. - Ст. 4313.
23 Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 10 марта 2003 г. - №10. - Ст.902.
24 Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации" // Здравоохранение. - 2003 г. - №8.
25 Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы" // Здравоохранение. - 2003 г. - №7.
26 Приказ Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. №274 "О порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 22 ноября 1999 г. - №47.
27 Приказ Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. №325 "О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях" // Здравоохранение. - 2003 г. - №1.
28 Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Собрание Актов Президента и Правительства РФ. - №18. - 3 мая 1993 г.
29 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. №108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03" // Российская газета. -20 июня 2003 г. - №119/1.
30 Решение Коллегии Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года" (Протокол №6)
Информация о работе Общая характеристика охраны жизни и здоровья граждан