Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 18:11, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать имеющиеся законоположения относительно правового регулирования охраны жизни и здоровья граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику охраны жизни и здоровья граждан;
рассмотреть правовые средства охраны жизни;
рассмотреть правовые средства охраны здоровья.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 7
1.1. Жизнь и здоровье как объекты правовой охраны 7
1.2. Правовое регулирование охраны жизни и здоровья граждан 11
1.3. Понятие, сущность и система мер охраны жизни и здоровья 17
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ЖИЗНИ 23
2.1. Гражданско-правовые способы обеспечения благоприятной окружающей среды 23
2.2. Гражданско-правовые средства обеспечения радиационной безопасности граждан 32
2.3. Правовые проблемы применения эвтаназии 37
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ 48
3.1. Гражданско-правовые способы охраны здоровья в сфере оказания медицинских услуг 48
3.2. Правовые проблемы трансплантации органов и тканей человека 53
3. Правовые проблемы планирования семьи 57
3.4. Система правовых мероприятий по профилактике СПИД и ВИЧ-инфекции 63
3.5. Гражданско-правовые проблемы вакцинации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Страхование определяется как совокупность экономических финансовых отношений, регулируемых правом, которые складываются для формирования целевых фондов денежных средств, предназначенных для возмещения убытков, полученных вследствие реализации определенных страховых рисков (природного, техногенного, социального и иного характера), предусмотренных законом и (или) договором, путем разложения величины убытков между участниками формирования этих фондов.
Классификация страхования осуществляется по различным признакам и необходима постольку, поскольку объекты страхования, объемы страховых обязательств, степени риска, категории страхователей и т.д. отличаются большим многообразием. Отмечается, что медицинское страхование может быть как коммерческим, так и некоммерческим, как обязательным, так и добровольным, носить социальный, т.е государственно-необходимый, и частный характер.
Медицинское страхование допустимо рассматривать в широком аспекте, включающем в себя не только виды так называемого «обыкновенного» страхования, то есть те, в которых отношения между страхователем и страховщиком урегулированы гражданско-правовыми нормами, но также и виды социального страхования, страховая сущность которых еще не до конца осознана в теории и на практике. Единство страхования в широком понимании сегодня исключительно важно, так как только сочетание и даже взаимопроникновение различных его сфер может создать гарантированную защиту имущественных интересов граждан и субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.
Обязательное медицинское страхование имеет определенные особенности по сравнению с иными видами страхования.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан выделили такой элемент общей системы здравоохранения, как частное здравоохранение. В соответствии со ст. 14, к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
Одновременно медицинские работники получили право на занятие частной медицинской практикой (ст. 56 Основ). Частная медицинская практика – это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами.
По оценкам специалистов, частная медицинская практика в Российской Федерации расширяется с каждым годом. Рынок медицинских услуг, оказываемых за прямую плату, поступающую непосредственно от пациентов, имеет значительный объем. Процесс расширения рынка частных медицинских услуг в решающей степени обусловлен значительным сокращением государственных расходов на здравоохранение.
Масштабы и условия участия населения в оплате медицинской помощи обладают высокой социальной значимостью, поскольку Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
По справедливому мнению большинства ученых и практиков, деление медицинской помощи на «платную» и «бесплатную» является условным. В конечном итоге, любая медицинская помощь является платной – за счет средств бюджета, страховых взносов или личных средств граждан. Просто под платной понимают медицинскую услугу, за которую платит сам пациент. Однако, ключевая проблема российской системы здравоохранения – значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением – привела к тому, что и так называемая «бесплатная» медицина давно превратилась в «платную»63.
Широкое распространение в российском здравоохранении получила оплата медицинской помощи, производимая неформально, в руки медицинским работникам. Исследуются пути и способы такой оплаты в медицинских учреждениях различной направленности (стационарах, поликлиниках и т.д.)
Важнейшей составляющей процесса реорганизации здравоохранения выступает правовое регулирование. Сфера охраны здоровья, несомненно, нуждается в более пристальном внимании со стороны законодателя, чему, на наш взгляд, должны способствовать новые подходы к данной проблеме.
В последнее время в юридической и медицинской литературе вопросы правовых гарантий охраны здоровья и оказания медицинской помощи связываются со становлением новой отрасли российского законодательства (права), которую предлагается именовать медицинским, врачебным или медико-здравоохранительным правом.
Как полагает М.Н. Малеина, совокупность нормативных актов и отдельных норм, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, представляет собой комплексную отрасль законодательства, которую в настоящее время принято называть медицинским (здравоохранительным) правом, или законодательством о здравоохранении (об охране здоровья граждан).
Перспективы совершенствования здравоохранительной сферы связываются с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», который обещает стать государственным организационно-правовым механизмом, способствующим выведению сферы здравоохранения из кризиса. Его осуществление началось в 2006 году.
Причины появления приоритетного национального проекта «Здоровье» в самом общем виде ясны и понятны – сложная демографическая ситуация в стране и тяжелое положение отечественного здравоохранения. Национальный проект "Здоровье" занимает важное место в решении стоящей сейчас перед государством задачи по улучшению демографической ситуации в стране, повышению качества услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, и увеличению охвата населения данными услугами, снижению уровня заболеваемости населения и т.д. Реализация этого проекта представляется обоснованной не только с точки зрения социальной, дающей сиюминутные блага, но и в первую очередь экономической, позволяющей задать новый, более высокий уровень жизни населения в стране. В долгосрочной перспективе рост человеческого капитала через повышение производительности труда должен увеличить конкурентоспособность России на мировых рынках.
В условиях стремительного развития медицины, биологии, генной инженерии и биотехнологий особую актуальность приобретают проблемы обеспечения реализации и защиты прав личности. Гражданскому праву при этом отводится решающая роль, поскольку отношения, возникающие при оказании медицинских услуг, на уровне закона включены в сферу гражданско-правового регулирования.
Формирующийся рынок медицинских услуг не обеспечен необходимой правовой базой, поэтому его прогрессивное развитие и совершенствование невозможны. Многие фактические общественные отношения, формирующиеся в процессе оказания медицинских услуг, продолжают оставаться вне правового поля.
В Российской Федерации принимаются и финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, предпринимаются определенные меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья граждан, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарному благополучию. Однако результаты реализации таких проектов малоэффективны. Общественность обеспокоена ухудшением здоровья населения, снижением уровня рождаемости, несовершенством организационной модели медицинской помощи, скудностью финансовых средств и ресурсов и их неэффективным использованием.
Декларированные государством гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи населению далеко не всегда выполняются, сокращается доступность квалифицированной медицинской помощи для социально незащищенных слоев населения, сохраняется потребительское отношение граждан к собственному здоровью, чрезвычайно низка медицинская культура и санитарно - гигиенические навыки населения. Поэтому неслучайно в числе основных направлений развития здравоохранения в России называют формирование многоукладного здравоохранения, развитие конкуренции среди производителей медицинских услуг, повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе путем привлечения личных средств граждан к частному финансированию программы государственных гарантий64.
Ведущая роль в развитии здравоохранения и защиты интересов как производителей медицинских услуг, так и потребителей - пациентов принадлежит гражданскому праву. Ключевым моментом в создании нового правового механизма регулирования рыночных отношений в области оказания медицинских услуг являются нормы гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг". Однако значительное пространство правовой неопределенности в этой сфере общественных отношений сохраняется; не разрешены противоречия в действующем законодательстве о здравоохранении, что делает проблему развития и совершенствования правовой базы регулирования соответствующих отношений особенно важной и актуальной. Наряду с формированием общей правовой базы необходимо принятие специальных правовых актов, отражающих специфику медицинской деятельности, без которых невозможно разрешение сложных нестандартных ситуаций, применение новых лечебных методов, проведение медицинских экспериментов и которые "позволяли бы узаконить те правила, которые существуют "де-факто"65.
Так, практически отсутствует достаточная правовая база, регулирующая: трансплантацию человеческих органов и тканей, особенно имеющих отношение к воспроизводству; применение методов экстракорпорального оплодотворения; условия и границы использования возможностей генной инженерии; клонирование органов и тканей; создание и использование банка трансплантационных органов; проведение медицинских экспериментов; коррекцию полов; условия медицинской стерилизации. По-прежнему нерешенными остаются проблемы определения момента смерти человека, использования органов и тканей абортируемых плодов и защиты неродившихся детей, сиамских близнецов и многие другие.
В совершенствовании правового регулирования нуждаются и отношения по предоставлению такой специфической медицинской услуги, как трансплантация органов и тканей человека. Целесообразно остановиться и на проблеме правового режима применительно к органам и тканям человеческого тела. При отделении от организма предназначенные для трансплантации органы и ткани становятся самостоятельными предметами материального мира, обладающими совокупностью свойств, способных удовлетворять определенным потребностям, - иными словами, приобретают статус вещи (если придерживаться концепции, согласно которой под вещью в гражданско-правовом значении понимаются "существующие независимо от субъекта пространственно ограниченные предметы и явления материального мира как в их естественном состоянии, так и приспособленные человеком к его потребностям. Для гражданского права значение имеют лишь те вещи, которые обладают полезными свойствами, позволяющими их эксплуатировать и вступать по их поводу в правоотношения, вещи, способные удовлетворять какую-либо потребность человека"66).
Признание за отделенными от организма человека органами и тканями статуса вещей влечет важные правовые последствия: эти органы и ткани становятся особого рода объектами права собственности человека, из организма которого они изъяты; с ними связаны и обязательственные отношения, возникающие из договоров о донорстве и имеющие своим объектом действия обязанной стороны по передаче органов и тканей для трансплантации. В результате признания за органами и тканями статуса вещей "приводится в действие механизм ответственности за незаконные действия с органами, тканями, телом умершего; у донора появляется возможность совершать разнообразные юридические действия по поводу пользования и распоряжения своими органами, тканями"67.
Такая позиция относительно статуса органов и тканей разделяется не всеми авторами. В юридической литературе высказана точка зрения, в соответствии с которой "отношения по донорству складываются между медицинским учреждением и гражданином, согласившимся на отторжение у него органа или ткани. Юридическая природа отношений по донорству и трансплантации представляется единой. Как в первом, так и во втором случае они складываются по поводу личных нематериальных благ, в качестве которых выступает кровь, органы или ткани человеческого организма"68. По мнению Г.Н. Красновского, "само по себе упоминание о купле - продаже позволяет допустить отождествление органов и тканей человека с имуществом, товаром, поскольку только в отношении имущества допустимо заключение гражданско - правовых сделок. Органы и ткани человека образуются в результате естественного биологического процесса. Следовательно, использование в отношении них термина "купля - продажа" не имеет ни экономической, ни правовой основы"69.
В качестве аргумента против такой позиции хотелось бы отметить, что не только органы и ткани, но и кровь и ее компоненты также образуются в результате естественного биологического процесса, однако при этом платное донорство этих биологических материалов предусмотрено законом и ни у кого не вызывает возражений.
Вовлечение в гражданский оборот органов и тканей человеческого организма становится объективной реальностью, и игнорировать этот факт невозможно. Однако с учетом особенностей их происхождения, изъятия, хранения, использования, а также их значения и дефицита, правовой режим таких вещей характеризуется существенными особенностями: они не могут быть предметами купли - продажи и коммерческих сделок. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 22.12.92 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (в ред. от 20.06.2000 г.) учреждениям здравоохранения, которым разрешено проводить операции по забору и заготовке органов и тканей, запрещается осуществлять их продажу.
Информация о работе Общая характеристика охраны жизни и здоровья граждан