Общее собрание акционеров как высший орган управления акционерного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

Работа по совершенствованию законодательства о деятельности акционерных обществ ведется, но, несмотря на это, правовое регулирование некоторых аспектов деятельности органов управления акционерными обществами, существующее в настоящее время, нельзя признать удовлетворительным. Данные обстоятельства определяют необходимость постоянного внесения отвечающих реалиям экономической жизни поправок в нормативные акты, посвященные юридическим лицам вообще и акционерным обществам в частности

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика высшего органа управления акционерного общества
1.1 Понятие и признаки общего собрания акционеров
1.2 Место общего собрания в системе органов управления акционерного общества
1.3 Значение общего собрания акционеров
1.4 Источники правовой регламентации проведения общего собрания акционеров
Глава 2. Типы, виды, формы общего собрания акционеров
2.1 Годовое общее собрание акционеров
2.2 Внеочередное общее собрание акционеров
2.3 Формы проведения общих собраний акционеров
Глава 3. Подготовка и проведение общего собрания акционеров
3.1 Подготовка общего собрания акционеров
3.2 Документы и порядок созыва общего собрания акционеров
3.3 Процедура проведения общего собрания акционеров
3.4 Принятие решений общим собранием акционеров
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Общее собрание акционеров.docx

— 139.82 Кб (Скачать файл)

Несомненно, совет директоров - главное действующее лицо в организации  годового общего собрания акционеров, однако процедура подготовки собрания включает в себя ряд шагов, которые  должны быть выполнены различными участниками  корпоративных отношений, причем с  соблюдением конкретных сроков.

Функции корпоративного секретаря  при подготовке годового собрания32

Согласно Кодексу корпоративного поведения, корпоративный секретарь - специальное должностное лицо, единственной задачей которого является обеспечение соблюдения компанией  процедурных требований, гарантирующих  реализацию прав акционеров. В гл. 5 Кодекса перечислены основные обязанности  этого должностного лица, связанные  с подготовкой общего собрания: подготовка списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров. Если составление данного списка осуществляется независимым регистратором, секретарь должен быть уполномочен письменным распоряжением генерального директора или внутренним документом общества давать регистратору указание о составлении такого списка; надлежащее уведомление о проведении общего собрания всех лиц, имеющих право участвовать в собрании, подготовка и направление им бюллетеней для голосования. Также секретарь извещает о предстоящем мероприятии всех членов совета директоров, генерального директора (управляющую организацию, управляющего), членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора общества; формирование материалов, которые должны предоставляться при проведении общего собрания акционеров. Также секретарь обеспечивает доступ к этим материалам, заверяет и предоставляет копии соответствующих документов по требованию лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров; осуществление сбора поступивших в общество заполненных бюллетеней для голосования и своевременная передача их регистратору общества, выполняющему функции счетной комиссии, если в соответствии с требованиями законодательства функции счетной комиссии возложены на специализированного регистратора.

Выводы:

Закон об акционерных обществах  предусматривает, что совет директоров играет главную роль в подготовке общего собрания акционеров. Подготовка к такому важному событию как общее собрание акционеров требует проведения большого количества мероприятий, требующих соблюдения жестких сроков и требований закона об акционерных обществах. Более детальное регулирование подготовки собрания акционеров дано в Постановление №17/пс.

Все же практика подготовки общих собраний акционеров вызывает много вопросов, например вопрос о  сведениях о кандидате в органы управления обществом, иногда информации о кандидате, которая предусмотрена  законом об акционерных обществах  бывает недостаточно. Поэтому в уставе или внутренних документах можно  расширить перечень информации, которая  должна предоставляться о кандидате.

Процедура подготовки собрания включает в себя ряд шагов, которые  должны быть выполнены различными участниками  корпоративных отношений, причем с  соблюдением конкретных сроков, например секретарем.

 

3.2 Документы и  порядок созыва общего собрания акционеров

 

Содержание годового общего собрания акционеров, итоги голосования, а также решения, принятые собранием, должны быть документально оформлены. Разъяснения, касающиеся документов общего собрания, содержатся в разделе 5 Постановления N 17-пс. Согласно данному разделу  документами общего собрания являются:33

1) протокол общего собрания;

2) протокол счетной комиссии  об итогах голосования;

3) отчет об итогах голосования;

4) документы, принятые  или утвержденные решениями общего  собрания.

Концепция развития гражданского законодательства предлагает упразднение  ряда законов об акционерных обществах, а так же постановлений Правительства, с перенесением данных норм в ГК РФ, что предусматривает регулирование  отчетности и документации общего собрания акционеров в ГК РФ с новыми дополнениями, такими как упразднения одних  видов документов и заменой их другими.

Очень трудоемкой и ответственной  является работа по формированию так  называемого досье общего собрания акционеров, включающего:

- собственно протокол (протоколы)  общего собрания акционеров;

- документы, приобщаемые  к протоколу собрания (согласно  п. 5.2 Постановления N 17/-пс "к протоколу  общего собрания приобщаются:  протокол счетной комиссии об  итогах голосования на общем  собрании, если она создана в  обществе; документы, принятые или  утвержденные решениями общего  собрания";

- документы, приобщаемые  в силу устава компании, ее  внутренних положений закона, регламента (порядка ведения) собрания, решения  совета директоров либо председателя  собрания к протоколу собрания (к этой рубрике могут относиться, например, представленные участниками  собрания в день собрания или  позднее тексты или тезисы  их выступлений, коль скоро  они официально записались в  прениях, но отведенного регламентом  времени для выступления не  хватило; заявления и обращения  в адрес собрания от акционеров, не сумевших прибыть для личного  участия в нем; заявления участников  собрания в адрес его президиума);

- журналы регистрации  участников собрания (впрочем, некоторые  регистраторы, исполняющие функции  счетной комиссии собрания, считают  их своими документами);

- письменные заявления  участников собрания, адресованные  счетной комиссии собрания (тут  уместно вспомнить, что согласно  п. 4.13 Постановления N 17/-пс, "если  голосование на общем собрании, проводимом в форме собрания, может осуществляться путем направления  в общество заполненных бюллетеней  для голосования, по требованию  лиц, регистрирующихся для участия  в общем собрании, бюллетени которых  не получены обществом или  получены позднее чем за два  дня до даты проведения собрания, им могут быть выданы только  бюллетени для голосования с  отметкой об их повторной выдаче"; нередко акционеры или их представители,  которым по тем или иным  причинам отказали в допуске  к участию, письменно обращаются  к счетной комиссии с требованием  в том же порядке разъяснить  им причины такого отказа);

- бюллетени для голосования,  опечатанные счетной комиссией  (заметим, что данной точки  зрения придерживаются не все  специалисты, так, некоторые полагают, что указание ст. 62 закона об  акционерных обществах на то, что опечатанные счетной комиссией  бюллетени для голосования "сдаются  в архив общества на хранение", недвусмысленно намекает на принципиально  иной режим хранения этих документов, не позволяющий их считать  фрагментом "досье собрания", основу  которого формируют итоговые  документы собрания);

- документы, удостоверяющие  полномочия правопреемников и  представителей лиц, включенных  в список лиц, имеющих право  на участие в общем собрании (и в этом случае высказывается  порой альтернативная точка зрения, согласно которой, будучи "переданными"  при регистрации или направлении  заполненных бюллетеней, доверенности  представителей акционеров попадают  в категорию "документов общества", указанных в ст. 89 закона об  акционерных обществах, только  при согласии указанных представителей, если, разумеется, они не содержат  полномочий на участие лишь  в данном собрании; при соответствующих  же возражениях передать их  в "документы общества" такие  доверенности с длительными сроками  действия могут быть возвращены их обладателям). Согласно п. 4.7 Постановления N 17/-пс, документы, удостоверяющие полномочия правопреемников и представителей лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании (их копии, засвидетельствованные нотариально), прилагаются к направляемым этими лицами бюллетеням для голосования или передаются счетной комиссии или осуществляющему функции счетной комиссии регистратору при регистрации этих лиц для участия в общем собрании.

В Постановлении № 17/-пс также  даны пояснения к некоторым случаям, при которых в протоколе общего собрания и отчете об итогах голосования  должна быть отражена дополнительная информация. Такими случаями являются - включение в повестку дня вопроса об одобрении обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, о внесении в устав общества изменений и дополнений, а также о принятии решения, являющегося в соответствии с законом об акционерных обществах основанием для внесения в устав общества изменений или дополнений, ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций.

Протокол общего собрания является важным документом высшего  органа управления общества. Порядок  составления и содержание протокола  общего собрания акционеров регламентированы в статье 63 закона об акционерных  обществах. Для составления протокола  устанавливается 3-х дневный срок, который исчисляется с момента  закрытия общего собрания. Ведение  протокола происходит в течение  всего собрания, а названный срок предоставляется для окончательного оформления этого документа.

Протокол должен быть составлен  в двух экземплярах, каждый из которых  подписывается двумя лицами - председателем  и секретарем общего собрания, согласно п. 1 статьи 63 закона об акционерных  обществах. Форма протокола общего собрания акционеров может быть произвольной. Однако содержание его должно соответствовать  ряду требований, определенных в соответствии с пунктом 2 статьи 63 закона об акционерных обществах и Постановлением N 17-пс.

Счетная комиссия, в обязанности  которой входит подсчет голосов  акционеров, обязана составить протокол об итогах голосования. Этот протокол подписывается всеми членами  счетной комиссии, а в случае если функции счетной комиссии выполнял регистратор - лицами, уполномоченными  регистратором (пункт 5.4 Постановления  № 17/-пс). Протокол об итогах голосования  составляется не позднее 3-х дней после  закрытия общего собрания акционеров (пункт 1 статьи 62 закона об акционерных  обществах). Содержание протокола об итогах голосования регламентируется пунктом 5.3 Постановления № 17-пс.

А в случае, если итоги  не были доведены до участников на самом  собрании, составляется отчет об итогах голосования. Данный документ подписывается  председателем и секретарем общего собрания и согласно п. 4 ст.62 закона об акционерных обществах в срок не позднее 10 дней после составления  протокола об итогах голосования  направляется всем лицам, включенным в  список лиц, имеющих право на участие  в общем собрании. В пункте 5.5 Постановления  № 17-пс содержатся требования к содержанию отчета об итогах голосования.

Одним из видов нарушений, допускаемых в процессе проведения собрания, за совершение которых предусмотрено  административное наказание, является нарушение председателем или  секретарем общего собрания акционеров требований к содержанию, форме или  сроку составления протокола  общего собрания акционеров, а равно  уклонение указанных лиц от подписания протокола. Ответственность за данное административное правонарушении предусмотрена  частью 9 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер ответственности  за подобное нарушение составляет для  граждан от 1 до 2 тысяч рублей, для  должностных лиц может быть применен штраф в размере от 10 до 20 тысяч  рублей, так и дисквалификация  сроком до шести месяцев.

Также не менее важное значение имеет правильное оформление бюллетеня  для голосования. Бюллетень для  голосования должен быть вручен под  роспись каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (его представителю), зарегистрировавшемуся  для участия в общем собрании акционеров, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В бюллетене для голосования  должны быть указаны:

полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;

форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное  голосование);

дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи заполненные бюллетени  могут быть направлены в общество, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования  дата окончания приема бюллетеней для  голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные  бюллетени;

- формулировки решений  по каждому вопросу (имя каждого  кандидата), голосование по которому  осуществляется данным бюллетенем;

- варианты голосования  по каждому вопросу повестки  дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";

- упоминание о том,  что бюллетень для голосования  должен быть подписан акционером.

В случае осуществления кумулятивного  голосования бюллетень для голосования  должен содержать указание на это  и разъяснение существа кумулятивного  голосования. При голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования, засчитываются  голоса по тем вопросам, по которым  голосующим оставлен только один из возможных  вариантов голосования. Бюллетени  для голосования, заполненные с  нарушением вышеуказанного требования, признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

Информация о работе Общее собрание акционеров как высший орган управления акционерного общества